Два года назад студент Иллинойского колледжа Джим Риардон ухитрился оборудовать домашний офис, не заплатив ни цента. Цветной принтер он бесплатно получил на Estamps.com, сканнер — на Insight.com, свободный неограниченный доступ в Интернет — на Netzero.com. Плюс бесплатную подписку на целую кучу веб-журналов и рассылки агентств новостей. Даже настольная лампа досталась в ходе рекламной акции Lavaworld.com. Однако сейчас халяве, судя по всему, приходит конец. На днях Джим потратил немало времени, чтобы бесплатно отправить по электронной почте открытку. Netzero уже уведомила его, что пользование Интернетом свыше 40 часов в месяц будет обходиться ему в 10 долларов. Для начала.
Впрочем Джим не удивился. Стратегию Интернет-компаний он понимает достаточно хорошо. Людей бесплатно приучали к различным услугам, к возможности оперативно получать информацию и активно развлекаться исключительно для того, чтобы потом начать зарабатывать на этом деньги. И єто «потом» наступило. После резкого падения цен на акции Интернет-компаний у предпринимателей возникла необходимость срочно восполнить дефицит средств. Кроме того, с наступлением периода «затягивания поясов» в американской экономике резко упали доходы от размещения рекламы на самых популярных веб-сайтах. В частности, порталы Yahoo и Encyclopedia Britannica, которые еще недавно предлагали своим пользователям бесплатный доступ, сейчас срочно разрабатывают систему подписки. Естественно, платной. В частности, Джеффри Маллет, президент Yahoo Inc., недавно заявил, что главной целью компании станет превращение 185 миллионов посетителей веб-сайта в членов своего клуба — на взаимовыгодных условиях. Компания, 80 процентов прибыли которой составляет плата за размещение рекламы, уже заявила, что в первом квартале доходы потянут едва ли половину от запланированной.
Каким образом будет решаться вопрос об оплате подписки на услуги Britannica.com, пока неизвестно. Бесплатный доступ ко всем статьям, которые в бумажном виде составляют 32 внушительных тома и «тянут» на 1 250 долларов, пользовался чрезвычайной популярностью. Просчитать стоимость услуг, чтобы и посетителей не потерять, и компания экономически не пострадала, сейчас достаточно сложно.
Возможно, наиболее удачным окажется ход, сделанный компанией Amazon.com. Отныне, в соответствии с ее новой программой Sponsored Results, параллельно с результатами поиска пользователю будет показывать также и рекламные материалы. Например, интересующимся биографией Стивена Кинга достаточно настойчиво будет предлагаться информация о том, где и за какую цену можно купить книги — его или о нем. Правда, доступ при этом на сайт пока еще останется бесплатным.
Хотя еще далеко не все Интернет-компании объявили о решении взимать плату за свои услуги, тем не менее Чарльз Ардай, исполнительной директор Интернет-провайдера Juno Online Services Inc., считает, что поголовная коммерциализация Интернета произойдет достаточно быстро. «Когда нятьдесят компаний предлагают свои услуги бесплатно, любой из них достаточно сложно решиться начать брать деньги, — говорит г-н Ардай. — Но когда сорок из них непосредственно переходят к денежным отношениям, оставшимся десяти чрезвычайно трудно не последовать их примеру».