КОМУ ВЫГОДЕН РОСТ ТЕНЕВОГО РЫНКА ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Поделиться
Нынешняя специфическая система акцизных сборов действует в Украине с 1996 года. Акцизом в нашей стр...

Нынешняя специфическая система акцизных сборов действует в Украине с 1996 года. Акцизом в нашей стране облагаются такие группы товаров, как табачные изделия, алкогольные напитки, нефтепродукты, автомобили и драгоценности. Величина акцизного сбора на табачные изделия регулируется Законом Украины «О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на табачные изделия». Согласно положениям этого закона, акциз на сигареты с фильтром составляет 11,5 грн. за 1000 штук, а на сигареты без фильтра — 5,0 грн. за 1000 штук. С 1 января 2004 года специфические ставки будут дополнены сбором, равным 5% максимальной розничной цены, установленной производителем. Специфическая система предусматривает отчисления в государственный бюджет, зависящие исключительно от объема реализованной продукции и ставки акцизного сбора. Она была введена после того, как Украина пережила тяжелые годы экспериментов с процентными (адвалорными) ставками акциза. Адвалорная ставка определяется в процентах от цены сигарет. Своего рода промежуточным подходом является смешанная система, которая включает специфическую и адвалорную составляющие в различных пропорциях.

23 октября текущего года Верховная Рада Украины рассмотрела в первом чтении проект закона «О государственном бюджете Украины на 2004 год». Изменение ставки акцизного сбора на табачные изделия стало одной из тем, которые обсуждались при подготовке проекта государственного бюджета. По мнению экспертов, из-за предполагаемого роста теневого рынка табачных изделий планы правительства по бюджетным поступлениям будут сорваны.

Теневой рынок поднимает голову

Сегодня отечественный рынок табачных изделий фактически оказался под прямой угрозой дестабилизации и перехода табачных производителей на теневые схемы деятельности. 22 мая текущего года Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2004 год» и некоторые другие законодательные акты». Одним из положений закона предусматривается замена специфических ставок акцизного сбора, установленных для табачных изделий, на смешанную систему акцизного налогообложения. Вместо фиксированного сбора в Пенсионный фонд с 1 января 2004 года законом будет введена дополнительная ставка акцизного сбора в размере 5% от розничной стоимости сигарет. По мнению экспертов, введение этого закона в силу приведет к ряду негативных факторов, включая многомиллионные потери государственного бюджета.

Введение смешанной ставки акцизного налогообложения вызовет резкое сокращение бюджетных поступлений от НДС и налога на доходы предприятий. Мировой опыт показывает, что величина бюджетных поступлений от смешанных акцизных ставок существенно зависит от отпускных цен производителей и потребительских предпочтений. Исходя из того, что процентная ставка «ложится» на все составляющие себестоимости, естественным будет уменьшение производителями затрат на производство, в том числе и путем перехода на теневые схемы ведения бизнеса. Для Украины в этом вопросе весьма показателен опыт Европейского Союза. Летом этого года Европейская комиссия, например, заявила, что лишь за 2002 год от введения смешанной ставки ЕС потерял более 8 миллиардов долларов бюджетных поступлений. Вместе с этим в Украине специфическая система акцизных сборов доказала свою эффективность уже в первый год после своего введения. В 1996 году акцизные сборы увеличились в 4,5 раза. Постоянный прирост поступлений от акцизного сбора наблюдался и на протяжении 1996—2002 годов. Более того, в период действия специфической ставки акциза теневой рынок сигарет в Украине сократился с 60% в 1996 году до 2% в 2002 году.

Смешанные ставки акцизного сбора создадут стимул для коррупции и контрабанды табачных изделий. Увеличение налога на дорогие сорта сигарет при смешанной системе приведет к повышению их розничной цены и, как следствие, будет способствовать росту контрафактных или контрабандных сигарет в стране. Это в свою очередь вызовет сокращение объемов внутреннего производства дорогих сортов сигарет и в результате приведет к сокращению рабочих мест в отрасли и уменьшению поступлений от социальных сборов в фонд заработной платы. Отечественная табачная промышленность станет неконкурентоспособной на мировом рынке, а производители сигарет высоких ценовых категорий могут быть вытеснены с внутреннего рынка за счет более дешевой продукции, произведенной странами-соседями.

Введение смешанных ставок акцизного сбора спровоцирует существенное ухудшение качества табачной продукции и ценовые войны между производителями. Совершенно очевидно, что каждый производитель стремится уменьшить налоговый груз. Если же изготовителей табачной продукции поставят в условия, при которых величина ставки акцизного сбора будет зависеть от стоимости продукции, они без колебаний пойдут на понижение стоимости табачных изделий, даже если для этого придется пожертвовать ассортиментом и качеством. В результате возможны ожесточенные ценовые войны, в которых производители будут стремиться вытеснить своих конкурентов с рынка путем намеренного занижения цен. Для сравнения, специфический налог, выплачиваемый за единицу товара, не зависит от цены поставщика. Таким образом, главным ресурсом конкуренции становится качество табачных изделий. После перехода от адвалорной системы к специфической в Украине выросла рыночная доля сигарет с фильтром на фоне снижения объемов реализации сигарет без фильтра и папирос. На протяжении последних семи лет стимулирование производства более качественных сигарет содействовало увеличению экспортного потенциала страны.

Введение смешанных ставок акцизного сбора потребует дополнительных бюджетных затрат на администрирование налога. С начала следующего года наряду с существующим специфическим акцизом фактически будет взиматься новый налог с отличной базой налогообложения (не по количеству произведенных сигарет, а по их отпускной цене) и отличной ставкой (не в гривнях, а в процентах). Государственной налоговой администрации придется контролировать розничные цены в более чем 59000 торговых точек, не считая стихийных мелкооптовых рынков и вездесущих бабушек-торговок. Усложнится и сама процедура начисления ставки акцизного сбора, поскольку теперь налоговым органам придется получать информацию о цене каждой отдельной партии реализованных табачных изделий.

Главные лоббисты

Учитывая негативные последствия введения смешанной ставки акцизного сбора, возникает резонный вопрос: как же так случилось, что закон о внесении изменений в систему акцизного налогообложения все-таки был принят и, более того, вступит в действие уже с начала следующего года?

Верховная Рада Украины

Рассмотрение положения об изменениях в системе акцизного налогообложения табачной отрасли было инициировано первым заместителем главы парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Василием Цушко. Причем ассоциация оптовиков и производителей алкоголя и табачных изделий СОВАТ, с которой ассоциируется деятельность народного депутата, фактически переживает раздвоение собственной позиции, касающейся выбора между смешанным и специфическим акцизным сбором. С одной стороны, ассоциация выступает за введение единой фиксированной ставки акцизного сбора на алкогольные напитки. С другой стороны, в отношении табачной промышленности она отдает предпочтение смешанной системе акцизного налогообложения. Отсутствие единой позиции по вопросу налоговой политики государства в «протежируемых» ассоциацией отраслях экономики, как минимум, вызывает удивление.

Тем более странно, что Василий Цушко, признанный авторитет в вопросах налогового законодательства, поддержал идею смешанных ставок. Впрочем, следует отметить, что большинство депутатов даже профильного в этом вопросе комитета до конца не разобрались, в чем отличие между специфической, адвалорной и смешанной ставками акцизного сбора. На этом фоне лоббирование изменений в акцизном налогообложении оказалось довольно простой задачей.

К числу лоббистов новой ставки акциза можно причислить и народного депутата Григория Бондаренко. Законопроект № 4000-1, поданный народным депутатом на рассмотрение ВРУ, предусматривает запрет продажи табачной продукции «неспециализированными» предприятиями, т.е. теми торговыми точками, которые продают и другие товары. Предложения Бондаренко, изложенные в этом законе, как бы направлены на облегчение администрирования смешанной ставки акцизного сбора. Однако этот закон, в случае его принятия, однозначно приведет к развитию теневой торговли и, кроме того, будет способствовать созданию торговой монополии. Неожиданное обстоятельство — Григорий Бондаренко является членом фракции «Европейский выбор», которая, по мнению экспертов, наиболее близка к первому вице-премьеру и министру финансов Николаю Азарову. Странно, что законопроект, ведущий к возможным потерям бюджетных поступлений, поддерживают люди первого вице-премьера (Бондаренко был заместителем Азарова в ГНАУ), для которого выполнение бюджетной политики является одним из условий сохранения своей должности.

Министерство финансов Украины

Создается впечатление, что представители теневого рынка пытаются экономить деньги и работать с низшим звеном исполнительной власти. В частности, неординарное событие произошло в ходе «круглого стола» «Экономические меры для предотвращения появления теневого рынка табачных изделий», проведенного в начале этой недели Министерством по вопросам экономики и европейской интеграции Украины. В ходе обсуждения заместитель Министра финансов Украины Сергей Макацария обнародовал позицию министерства, высказавшись против введения смешанной системы акцизного налогообложения. Каковым же было его удивление, когда в выступлении следующего участника — заместителя начальника одного из управлений того же Минфина Людмилы Жук — прозвучало совершенно противоположное мнение. Ситуация лоббирования «через низы» налицо.

Кому выгодна смешанная система акцизного налогообложения?

Кому же выгодно лоббировать замену существующей системы начисления акцизного сбора на табачную продукцию?

Во-первых, смешанная система акцизного налогообложения выгодна теневому рынку. При акцизе, который зависит от цены продаваемых табачных изделий, появляется масса возможностей для уклонения от уплаты налогов. Этим безусловно воспользуются недобросовестные табачные производители. Кроме того, смешанные ставки фактически помогут поднять голову компаниям, занимающимся контрабандным ввозом сигарет в страну или нелегально производящим сигареты на внутреннем рынке.

Во-вторых, введение смешанной ставки акцизного сбора принесло бы выгоду компаниям, производящим дешевые низкосортные сигареты. Введение адвалорной или смешанной системы создаст весомые налоговые льготы для наиболее дешевых сигарет, в то время как сигареты дорогих сортов будут подвержены своеобразной налоговой дискриминации. При этом вполне вероятно, что на внутреннем рынке увеличится доля дешевых сигарет низкого качества, что отразится на инвестиционной привлекательности отрасли. А ведь сегодня табачная отрасль — одна из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов. За последние годы в нее было привлечено более 250 миллионов долларов.

В-третьих, введение смешанной ставки акцизного сбора выгодно табачным предприятиям, расположенным в некоторых соседних странах, в первую очередь России и Молдавии. При введении адвалорной или смешанной системы резко увеличится разница в ценах на дешевые сигареты и сигареты высшего класса. В результате отечественные высокосортные сигареты станут значительно дороже, чем аналогичная продукция в России и Молдавии.

И наконец, смешанная ставка акцизного сбора выгодна тем отечественным предприятиям, которые характеризуются технологической отсталостью и неконкурентоспособностью производимой продукции. Большинство таких предприятий надеются, что за счет ценовых войн и уменьшения бюджетных поступлений смогут исправить свое финансовое положение. При этом перспективы развития табачной отрасли, включая возможный приток инвестиций, создание рабочих мест и повышение экспортного потенциала страны, ими полностью игнорируются.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме