Кому мешает биоэтанол?

20 февраля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск № 6, 20 февраля-27 февраля 2015г.
Отправить
Отправить

Часть импортного бензина очень легко заменить отечественным топливом, изготовленным на основе этилового спирта. Для этого у нас есть все необходимое - простаивающие мощности спиртзаводов и избыток сырья. Не хватает лишь политической воли.

Кому мешает биоэтанол?

С каждым годом Украина попадает во все большую зависимость от импорта нефтепродуктов.
Между тем, у нас есть большой потенциал производства альтернативного моторного топлива на основе этанола

За 11 месяцев прошлого года в Украину было импортировано нефтепродуктов на 7 млрд долл., что составило 14% от общего объема импорта (это больше, чем доля в импорте газа). Между тем, часть импортного бензина очень легко заменить отечественным топливом, изготовленным на основе этилового спирта (так называемого биоэтанола - спирта, который прошел обезвоживание и денатурацию). Для этого у нас есть все необходимое - простаивающие мощности спиртзаводов и избыток сырья. Не хватает лишь политической воли.

В ЕС с 2011 г. действует директива 2009/28/EC, предусматривающая обязательную добавку биоэтанола в бензин. К 2020 г. она должна составить 10%. В Украине с 2014 г. во все марки бензина положено добавлять 5% этилового спирта. К 2016-му его долю планируется увеличить до 10%.

Государственный монополист "Укрспирт" на существующих производственных мощностях способен производить около 160 тыс. т биоэтанола в год. По подсчетам Украинского клуба аграрного бизнеса, для достижения заявленной доли 5% биоэтанола в бензине нужно более 300 тыс. т продукта. Одним словом, развиваться есть куда. Все, что мешает - споры о том, какой акцизной ставкой должно облагаться биотопливо, и противодействие нефтяного лобби.

На водке не проживешь

В свое время Украина была лидером спиртовой отрасли в СССР. Украинские спиртзаводы поставляли свою продукцию во все республики Союза и страны Восточной Европы. Впрочем, после развала СССР отрасль стала постепенно приходить в упадок. В то время как конкуренты из РФ и Беларуси модернизировали производство и вводили энергосберегающие технологии, в Украине спирт делали на установках зачастую 100-летней давности. К тому же, постоянно повышались акцизы. В результате украинский спирт стал неконкурентоспособным на рынках СНГ. На сегодня отечественная продукция дороже не только российской и белорусской, но даже итальянской.

В результате объемы экспорта упали с 12 млн дал в 2006 г. до 200 тыс. дал в 2014-м. В ближайшей перспективе нарастить поставки за рубеж сложно - для этого необходима глубокая модернизация отрасли.

Не радует и ситуация на внутреннем рынке. В последнее время потребление спирта водочной промышленностью постоянно падало. В прошлом году ситуация ухудшилась катастрофически - поставки алкогольной продукции в РФ, по данным некоторых участников рынка, упали до 50% от прежних объемов. Уход украинских брендов из Крыма и война на востоке привели к сокращению рынка на 25%. Если в 2013 г. внутри страны было продано 22 млн дал пищевого спирта, то в 2014-м объем продукции упал до 14,5 млн дал.

На сегодня из 41 предприятия в составе "Укрспирта" работает всего пять спиртзаводов, которые произвели в январе 300-400 тыс. дал продукции. Если не принять экстренные меры, спиртовую область Украины ждет крах.

Для реанимации отрасли нужно внедрить энергосберегающие технологии (в частности, перейти с газа на твердотопливные котлы), тендерные условия закупки сырья, искать новые внутренние и внешние рынки сбыта. Но на это нужны время и деньги, которых нет.

Биоэтанол во спасение

Единственная реальная возможность реанимации отечественной спиртовой отрасли - это развитие альтернативного направления, то есть производства биотоплива.

Нефтетрейдеры заинтересованы в выводе на рынок топлива, содержащего биоэтанол. "Биотопливо имеет экологические преимущества, легко смешивается с обычным бензином, не содержит вредных для автомобиля присадок, благодаря наличию спирта промывает двигатель и всю топливную систему, не образовывает нагара на свечах. К тому же оно дешевле", - поясняет совладелец сети АЗС "КЛО" Игорь Чернявский.

На пяти заводах "Укрспирта" уже установлено оборудование для производства биоэтанола по новейшей технологии мембранной фильтрации. Инвестором проекта выступила инжиниринговая производственная группа "Техинсервис", изготовившая и предоставившая спиртзаводам оборудование в аренду. Сумма инвестиций, вложенных "Техинсервисом" в этот проект, составила 200 млн грн. Общая производительность проекта - 125 тыс. т топливного этанола в год.

Кроме того, "Укрспирт" на пяти заводах имеет собственные мощности производства биоэтанола по азеотропной технологии суммарной мощностью 40 тыс. т в год.

Однако реальные показатели далеки от расчетных. Если в 2013 г. было произведено 50 тыс. т биоэтанола, то в 2014-м - всего 21 тыс. т.

Спорный акциз

Главная причина, которая останавливает нефтетрейдеров от закупок спиртосодержащего топлива, - неурегулированность вопроса с акцизом. В процессе производства биоэтанола к спирту добавляется бензин и ядовитые вещества, удалить которые невозможно. Пить такой продукт нельзя. Однако закон допускает двоякое толкование - к биоэтанолу можно применить законодательство об акцизе на спирт (в этом случае придется заплатить 70,53 грн за литр), но можно причислить его и к альтернативному топливу, тогда акциз составит 99 евро за тонну.

Неоднозначная трактовка законов привела к возникновению целой череды обвинений руководства "Укрспирта" в злоупотреблениях и махинациях. Под горячую руку попали даже производители оборудования, установившие на спиртзаводах системы для производства биоэтанола - в частности "Техинсервис".

Производственники были очень удивлены подобными обвинениями. "Наши установки роботизированы и не требуют присутствия в рабочем процессе оператора, отчеты о производстве на нашем оборудовании спиртосодержащих топливных компонентов генерируются системой автоматически, они открыты и доступны для проверки любыми контролирующими органами", - пояснил представитель "Техинсервис".

Кроме разночтений в Налоговом кодексе, существует и проблема завышенной, по мнению участников рынка, ставки акцизного налога на альтернативный бензин.

"Украина потребляет около 4,5 млн т бензина в год. Альтернативного бензина в 2013 г. было произведено 160 тыс. т, или всего 4% от общего потребления. В 2014 г. был установлен акциз на альтернативное топливо в размере 99 евро за тонну, что составляет 49% от акциза на бензин АИ95. В итоге производство альтернативного бензина в 2014 г. составило 68 тыс. тонн, или 43% по сравнению с 2013 г.", - сообщил ZN.UA генеральный директор компании "Техинсервис" Игорь Щуцкий.

Преодолеть лобби

Опрошенные эксперты полагают, что сложившаяся на сегодня ситуация с налогами на биотопливо объясняется не столько желанием навести порядок и наполнить госказну, сколько попытками импортеров светлых нефтепродуктов заблокировать выход на рынок альтернативного топлива. В этом смысле споры и скандалы, сопровождающие производство биотоплива, напоминают борьбу газового лобби при участии "свободовцев" против добычи сланцевого газа.

Недавно представители "Укрспирта", Минагрополитики и нефтетрейдеры создали рабочую группу по наработке изменений в законодательство об акцизах.

В частности, предлагается четко определить биоэтанол как топливный компонент, обеспечить необходимый уровень контроля за его оборотом и ввести акциз на альтернативное топливо украинского производства на уровне 5-10% от ставки акциза на бензин, что будет соразмерно его доле рынка. Такой уровень налога даст возможность отрасли стать на ноги. Со временем, когда доля рынка альтернативного топлива станет более существенной, ставка акциза должна быть пересмотрена.

Преодолеть нефтяное лобби и установить четкие правила в сфере производства альтернативного топлива возможно только при наличии реального желания собственника "Укрспирта" - государства - повысить эффективность работы актива. "Бонусом" станет, с одной стороны, производственная и финансовая реанимация государственной компании и увеличение доходов бюджета. С другой - снижение зависимости Украины от импортных энергоносителей и насыщение рынка более дешевым и качественным топливом.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК