«Когда мировой финансово-экономический кризис останется позади, для работодателей весомым аргументом со стороны соискателя может стать его стаж работы в кризисные годы», — пошутил недавно один из опытных HR-специалистов. В каждой шутке есть доля правды. Ведь последствия мировых финансово-экономических процессов коснулись многих. Только в минувшем году отечественный рынок труда понес ощутимые потери, а на начало нынешнего на одно свободное рабочее место приходилось восемь претендентов. Количество вакансий во время рецессии сократилось почти втрое: по состоянию на 1 апреля 2010 года службой занятости зафиксировано 73,1 тыс. предложений от работодателей, а два года назад их было 194,6 тыс.
Страна, как никогда, остро нуждается в новых рабочих местах. На 1 апреля нынешнего года на учете в украинских центрах занятости было 518,9 тыс. незанятых граждан. Показателен «срез социума»: 278,3 тыс. — женщины, 240,6 тыс. — мужчины, 206,3 — молодежь, 53,4 тыс. — уволенные. Неспособных конкурировать на равных (люди предпенсионного возраста, молодежь без опыта работы, инвалиды и т. д.) оказалось 100,1 тыс. Из общего количества безработных 204,3 тыс. жителей сел (300,9 тыс. — горожане). Что касается количества вакансий на это же время, то в базе данных государственной службы занятости для рабочих они составляют 32,7 тыс., для служащих — 28,7 тыс., для людей, не имеющих специальной подготовки — 11,7 тыс. В масштабах страны количество трудоустроенных по направлениям службы занятости в январе—марте 2010 года, составило 137,5 тыс., 62,6 тыс. безработных прошли профобучение, 61,4 тыс. незанятых участвовали в общественных работах.
— Хочу сказать, что в первые семь дней, в так называемый поисковый период — до постановки человека на учет и получения им статуса безработного, мы трудоустраиваем порядка 50% людей, — говорит директор Государственного центра занятости Владимир Галицкий. — Среди тех, кто уже встал на учет к нам, как безработный, мы трудоустраиваем порядка 40—50%. В среднем по стране на подбор работы уходит около семи месяцев. Это так называемые хронические безработные. Хочу отметить, что если человек имеет право на получение статуса безработного и пособия по безработице, а при этом работать не хочет, заставить его мы не можем. Пособие же зависит от стажа работы на последнем рабочем месте и зарплаты. И при этом максимальный размер пособия не может превышать уровень средней зарплаты по региону. В Киеве это 3,5 тыс. грн. И есть реальные безработные, которые получают именно столько. А минимум для застрахованных лиц составляет 600 грн.
Под влиянием кризиса некоторые предприятия столичной области также вынуждены были сократить производство, а то и приостановить деятельность. Результат — увеличение числа высвобождаемых работников, ликвидированных рабочих мест и потерявших работу. Наиболее ощутимые потери зафиксированы в ведущих для Киевщины сферах: перерабатывающей промышленности, строительстве, транспорте и связи, торговле. Под сокращение попало около 4 тыс. работников, больше всего — 38% (1660 человек) — в перерабатывающей промышленности. Ликвидированные в минувшем году рабочие места почти в 1,5 раза превысили созданные, актуальных вакансий по области в 2009 году уменьшилось вдвое.
— Год, который остался в истории, был для нас сложным, — признал на недавнем совещании государственной службы занятости директор Киевского областного центра занятости Василий Якобинчук. — Сокращение втрое спроса на рабочую силу с одновременным уменьшением возможностей создания рабочих мест — такова плата и такова реакция рынка труда Украины на мировой финансовый кризис в 2010 году. На нынешнем этапе мы будем обеспечивать реализацию антикризисного законодательства в сфере занятости и рынка труда и применять профилактические меры.
Бориспольский горрайонный центр занятости (ГРЦЗ) — один из 28 базовых центров области. Согласно статистическим данным, в Борисполе проживает 56,2 тыс. жителей, в районе — около 53 тыс. В первом квартале нынешнего года в здешнюю службу занятости обратилось 390 человек, а всего в январе—марте 2010 года на учете в Бориспольском ГРЦЗ находилось 1012 клиентов — это на треть меньше, чем в такое же время год назад. На 1 апреля на учете здесь было 634 человека, из них 606 — в статусе безработных, большинство из них — женщины (60,6%), 31,5% — молодежь до 35 лет, 37,6% до регистрации в службе занятости занимали рабочие места, 50,7% были служащими.
— На конец марта в базе данных нашего центра насчитывалось 345 вакансий, что на 57 больше, чем в
2009 году. На одну вакансию претендовало два человека из числа незанятых граждан, в минувшем году — четыре, — рассказал директор Бориспольского ГРЦЗ Михаил Павленко. — В течение первого квартала нынешнего года нашим центром было трудоустроено 104 человека. В это же время по направлениям центра занятости 51 безработный прошел обучение. На 1 апреля нынешнего года из числа безработных, числящихся на учете в центре занятости, помощь по безработице получали 507 человек (80%). Средний размер помощи в марте составлял 754,60 грн. (по области — 794,46 грн.).
При таком раскладе на рынке труда страны, области и отдельно взятого района аналитики полны умеренного оптимизма: нынешний год может стать продуктивным в укреплении сотрудничества между службой занятости и работодателями. Дело в расширении связей между ними. Работодатели — не только и не столько главные социальные партнеры службы занятости, но и первоочередные клиенты. Столь уважительное отношение объяснимо. Ведь именно работодатели создают новые рабочие места, наполняют государственную казну, помогают государству в обеспечении социальных гарантий для населения уплатой страховых взносов. Надо сказать, что большинство предприятий уже являются как постоянными клиентами, так и надежными социальными партнерами службы занятости, и не одна тысяча работодателей успела оценить преимущества и перспективы такого взаимовыгодного сотрудничества.
Взять, например, выплату дотаций для трудоустройства людей из числа бывших безработных. Это одна из наиболее востребованных услуг. К сожалению, в минувшем году в связи с режимом жесткой экономии, введенным Фондом общеобязательного государственного страхования на случай безработицы, работодатели практически не имели к ней доступа. В 2010 году бюджетом фонда предусмотрено более
446 тыс. грн. для выплаты компенсаций, предназначенных для того, чтобы покрыть зарплату трудоустроенных безработных. Работу на условиях дотации прежде всего предлагают тем, кто не может свободно конкурировать на рынке труда, нуждается в социальной защите и адаптации: женщинам, воспитывающим детей до шести лет, одиноким матерям с детьми до 14 лет или с детьми-инвалидами, молодым людям, ищущим первое место работы, детям-сиротам (с 15 лет), людям предпенсионного возраста (мужчинам — с 58 лет, женщинам — с 53), освобожденным из мест лишения свободы, членам семей, в которых двое или больше безработных, тем, кто длительное время был на учете в центре занятости. За таких трудоустроенных страховой фонд на протяжении года компенсирует работодателям затраты на оплату труда. Правда, при условии, что принятые на дотационные места не будут уволены по инициативе работодателя на протяжении двух лет, — иначе деньги придется возвращать.
Предельный размер компенсации — средняя заработная плата по региону за предыдущий месяц. Услуга эта доступна для работодателей всех форм собственности и хозяйствования (вот только бюджетные и неприбыльные организации не могут ею воспользоваться).
С августа 2009 г. государственным центром занятости финансирование затрат на трудоустройство незанятых граждан путем предоставления дотаций работодателя восстановлено. До конца года на такие места только в Киевской области было устроено 226 безработных. Всего на рабочих местах с предоставлением дотаций в минувшем году в столичной области работали 1770 человек, из них около полусотни — социально незащищенные категории. Работодателям на компенсацию затрат, связанных с выплатой зарплаты таким работникам, было перечислено из средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины около 10,5 млн. грн.
В минувшем году впервые была применена столь интересная форма сотрудничества с работодателями, как выплата помощи по частичной безработице, когда в реальном секторе экономики возникла угроза массовых увольнений. В 2009 г. такие выплаты получили работники 23 предприятий страны. Нынешний результат показателен: треть из них успешно преодолела простой, не растеряв кадры. По оценкам как самих работодателей, так и профсоюзов, эта мера доказала свою эффективность и требует продолжения. В бюджете Фонда социального страхования для этого заложено около 63 млн. грн.
В числе социальных услуг, которые служба занятости предоставляет работодателям, есть даже сохранение трудовых коллективов. Предполагается, что в случае угрозы высвобождения работников, при условии сохранения основного места их работы, возможно финансирование за счет средств страхового Фонда затрат работодателей. Средства могут идти на оплату труда работников, которых с целью предупреждения высвобождения временно переводят на другую работу, и на профессиональную переподготовку или повышение квалификации работников, которым угрожает высвобождение в связи с реорганизаций или перепрофилированием предприятия, временной остановкой производства.
Не то чтобы в дирекции Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы было так уж много «лишних» денег. Но при сложившийся ситуации приведенные примеры — это тот случай, когда важным условием стабильности социума является обеспечение рабочими местами. Бывает так, что работа важнее денег.