Меломаны и просто ценители музыки знают типичный английский современный брит-поп группы Fools Garden. Ребята не только поют с уэльсским акцентом, но и по праву считаются грандами стиля, имеющего четкую национальную британскую окраску. Но на самом деле они являют собой настоящих бюргеров, рожденных и проживших свою жизнь на перекрестке агломерата Бонн - Кельн - Дюссельдорф. Вот точно такой же парадокс наблюдается и в британском автомобилестроении. Всем известны настоящие английские марки Rolls-Royce, Bentley, TWR, Rover, Cosworth. На самом деле все это нужно произносить с немецким акцентом, ибо всю гордость автомобильной Британии давно раздирают между собой в основном VW и BMW. Весь прошлый год автомобильный мировой бомонд наблюдал за битвой титанов. Завязка сюжета отнюдь не ограничилась простейшими аукционными торгами. Спасение «отца британской аристократии» стало делом престижа для глав немецких компаний.
Продажа в начале июня завода в Крю и вместе с ним завода фирмы Cosworth в группе VW осложнялась наличием двух неразрешенных проблем, связанных, во-первых, с использованием названием Rolls-Royce, права на которое остались у производителя авиационных двигателей компании Rolls-Royce plc, и, во-вторых, с неясностью вопроса о продолжении поставок двигателей V8 и V12 производства компании BMW. У Rolls-Royce plc и BMW есть совместное предприятие, которое выпускает небольшие реактивные двигатели. Что же происходит дальше? Компания BMW выплачивает plc 67 миллионов долларов за право использования торговой марки Rolls-Royce, а plc получает кресло в новом совете компании-автопроизводителя и предоставляет обратную ссуду на те же 67 миллионов. Эта сделка на первый взгляд выглядит поражением VW. Ведь в начале июня компания, и это казалось очевидным всем, приобрела обе марки - Rolls-Royce и Bentley, а в результате остается только с одной из них. Для Фердинанда Пьеха, главы VW, игра пошла ва-банк. На карту были поставлены его репутация как стратега и дальновидность автомобильного дипломата.
В своих сообщениях большинство британских средств массовой информации интерпретировали эту историю не только как блестящий ход Пишетсридера, главы BMW, сделанный в самый последний момент, - без сомнения, так оно и было, но и как потерю лица Пьехом, который выложил 700 миллионов долларов за Rolls-Royce, а потом не получил того, на что так поиздержался. Это нельзя признать справедливым однозначно, ведь Bentley в целом куда более популярная марка, превосходящая Rolls-Royce по объему продаж более чем в два раза. К тому же ее потенциал существенно выше. Плюс ко всему VW по условиям контракта получит немалую прибыль от модели Rolls-Royce Seraph в течение последующих четырех лет, и это при том, что компании господина Пишетсридера отнюдь не пришлось выкладывать все денежки, что ушли на разработку новой модели Rolls-Royce. После того как BMW приобрела права на наименование Rolls-Royce, компания обязалась построить новый завод и объявила, что будет выпускать новый Rolls-Royce на этом заводе в Англии, начиная с 2003 года.
Когда эта затянувшаяся, но все же остросюжетная драма подошла к концу, лица всех главных героев - и глав VW, и BMW, и главного представителя Rolls-Royce сияли далеко не казенным счастьем. Во всех интервью каждый из них уверенно твердил одно: «Мы победили!». Достаточно странная картина в мире высшего бизнеса, когда никто себя побежденным не считает. Лишь только всемирно известная «девушка с крылышками» на капоте королевского экипажа не меняет ни выражения серебряного лица, ни позы, вечно готовая улететь, но навеки прикованная славой постамента к легендарной аббревиатуре RR.
На этом баварцы не останавливаются в мирном завоевании туманного Альбиона. Взяв за основу модель 1958 года Frogeye Sprite, немцы решили возродить былую марку Austin-Healey. Дизайнеры фирмы уже выдали на-гора полноразмерный прототип, но он еще не одобрен. Очередная загвоздочка - знаменитое название Austin-Healey пока еще баварцам не принадлежит. Но, зная истинную радость немцев от обладания британскими легендами, можно быть уверенными, что BMW за ценой не постоит.
Новый автомобиль будет в отличие от более дорогого своего братика MGF переднеприводным. А из-за явного желания не делать его прямым конкурентом MGF в цене будущий полурепликар будет скромно укомплектован. В его основу положена ходовая часть под кодовым названием R-60, приходящая на смену Rover 400. Окончательно еще не определено, под каким гербом появится новая «газировка» Sprite, то ли Austin-Healey, то ли MG, то ли Triumph, но если проект получит «зеленую улицу», то немцы эту типично английскую машину будут изготавливать на своем заводе в США в Спартанбурге.
Самое потрясающее, что во вроде как ярко выраженном, незыблемом, традиционном британском автомобильном королевстве континентальные немцы уже давно ввели и свою традицию. Они не просто господствуют и владеют основными немецкими марками, они уже решают, какими быть английским традициям завтра. Глава BMW Бернд Пишетсридер объявил, что и легендарная эмблема Riley скоро начнет новую жизнь на автомобилях нового модельного ряда, разработанного компанией Rover. Эта новость просочилась с недавней встречи поклонников марки Riley, проходившей в конструкторской штаб-квартире Rover. Хотя Пишетсридер не вдавался в детали отданного им «распоряжения в адрес компании Rover разработать модель Riley», стало известно, что не исключено появление эмблемы Riley не только на роскошной представительской модели, но и на эффектном спортивном купе. Пишетсридер сумел настоять на том, что приобретение компании BMW торговой марки Rolls-Royce не отразится на планах по возрождению марки Riley. На разработку дизайна автомобиля Riley использовались бюджетные средства, отпущенные на проектные работы по марке Bentley, которая по итогам мирной торговой войны, осталась трофеем VW. Модель Riley будет нести на себе отпечаток в стиле «ретро», но с более откровенным привкусом современности, чем модели автомобилей Rover следующего поколения.
Представительская модель Riley высшего класса предстанет во всем своем великолепии в конце 2003 года и будет выполнена на базе новой заднеприводной платформы BMW, основы 5-й и 7-й серий следующего поколения. Приводить в движение ее должны будут двигатели, созданные на базе совершенно новых восьмерок BMW. Хотя все эти планы, очевидно, носят на данной стадии эскизный характер, журнал «Car» утверждает, что доля ручного труда при изготовлении этой машины окажется не малой. Однако, поскольку модель Riley создается на базе платформы BMW, финалом процесса может стать изготовление «настоящего английского автомобиля» на заводах Германии.
Проект возрождения старой британской марки, которая почила в бозе в 1969 году, блеснув напоследок моделями Riley Elf, Kestrel и 4/Seventy Two, был любимым детищем Пишетсридера, который впервые упомянул о нем еще в начале 1994 года, сразу после поглощения фирмы Rover компанией BMW.
Странно, несмотря на то, что слово Деу плохо рифмуется со словом сало, корейцы создают народный украинский автомобиль, а немцы определяют национальный английский. Мы поглощаем родные украинские гамбургеры, а французы твердят о русских истоках нормандских напевов. Все перемешалось, и от традиций, если копнуть, осталось только кантри ямальских оленеводов под вьетнамские спагетти за истинно одесским виски. Может, это не так уж и плохо? В конце концов, старинные традиции и псевдопатриотическое пуританство - вещи слишком разные, даже противоположные. Но все же поглощение Paccar-DAF, Daimler-Chrysler, Hyundai-KIA и даже сверхсвежие слухи о возможном съедении Volvo части компании Scania вызывают разговоры только в автомобильной среде. А вот раздирание на куски британских братьев-королей Rolls-Royce и Bentley и других почему-то не вдохновляет оптимизмом людей, даже приблизительно знающих, что это такое. Уважение пусть к чужим, британским, но настоящим традициям, до недавнего лишенных немецкого прагматизма, гораздо ближе славянской натуре, чем холодное равнодушие к чужим заботам. Однако, как говорил «предводитель русского дворянства», торг здесь не уместен.