"Укрспирт" не может быть убыточным предприятием - это следует из его структуры ведения бизнеса. Цена спирта всегда формировалась и формируется монополистом с учетом прибыли и поправки на сезонные колебания цен на сырье и энергоносители. Об этом свидетельствует и недавние повышения цен на готовую продукцию.
Как известно, 12 февраля "Укрспирт" сообщил об увеличении с 1 марта стоимости 10 литров этилового спирта класса "Люкс" со 178 до 190 грн. 25 февраля было объявлено о подорожании продукции с 15 марта до 240 грн. А 27 февраля предприятие проинформировало о новой цене - 265 грн за декалитр уже с 1 марта. А в начале марта, из-за снижения цены на кукурузу, "Укрспирт" снизил цену для производителей водки до 244 грн за декалитр.
По моим оценкам, при цене кукурузы 3500 грн с НДС и доставкой на завод и цене спирта 24,4 грн/литр, при работе на газе стоимостью 11400 грн/1000 куб.м, и производительности 12,7 млн дал в год, EBITDA "Укрспирта" должна составить не менее 450 млн грн! При этом предприятие должно показать кредит НДС 155 млн грн, налог на прибыль 80 млн грн, единый социальный взнос 150 млн грн и дивиденды государству 76 млн грн.
Для достижения названных финансовых показателей, необходимо:
1. Внедрить тендерную открытую систему закупки сырья на каждом заводе, входящем в "Укрспирт".
2. Внедрить систему электронного учета спирта с прямой трансляцией результатов одновременно в бухгалтерию завода, в соответствующий департамент "Укрспирта", а также в фискальную службу и даже, не исключено, в МВД и СБУ.
3. Заключение прозрачных и понятных договоров с фискальными органами и поставщиками сырья по реструктуризации долгов.
Сегодня в устанавливаемую госпредприятием цену закладываются резервы для покрытия "старых" долгов. Это, в основном, неуплаченные налоги в различные периоды деятельности "Укрспирта", долги поставщикам сырья и технологических материалов, необходимых в производственном процессе. Реструктуризация долгов позволит направить средства на реализацию проектов по повышению эффективности работы предприятия.
4. Заключение прозрачных и структурированных договоров с производителями ликероводочной продукции, в частности, с гарантированной привязкой покупателя к конкретному спиртзаводу.
5. Перевести уплату акциза в "Укрспирт". Государство, утвердив монополию на спирт, сказало "А", но не сказало "Б", так как администрирование акциза отдано в частные руки производителей ликероводочной продукции. Если за уплату акциза будет отвечать госпредприятие, то и администрирование налога упростится, и база начисления НДС в "Укрспирте" увеличится.
Теперь что касается производственной базы "Укрспирта".
Для украинской пищевой промышленности необходимо 12,5 млн дал спирта в год. Для производства этого объема продукции достаточно 12 спиртовых заводов. Что делать с остальными?
Есть два очевидных ответа на этот вопрос: увеличивать экспорт и расширять производство альтернативного топлива на основе спирта.
При текущей цене 24,4 грн/литр с НДС на серьезную экспортную составляющую претендовать не приходится. Котировка цен на спирт-96 пищевого применения в мире - около 600 евро за куб. м, что составляет эквивалент в национальной валюте 16,2 грн/л без НДС. Кроме того, зарубежные производители давно научились делать спирт более качественный, чем украинская марка "люкс", и с энергозатратами, в разы меньшими, чем у нас.
Таким образом, если мы хотим нарастить объемы реализации, а значит и производства спирта для пищевой промышленности, первоочередными задачами являются снижение себестоимости и улучшение качества продукции. Достичь необходимых результатов можно путем перевода заводов с дорогого импортного газа на твердотопливные котлы (где будут использоваться уголь или щепа), а также проведением модернизации технологических схем и производственной базы предприятий. Эти мероприятия необходимо осуществлять как за счет средств самого госпредприятия, так и путем привлечения частных инвесторов.
Выпуск высококачественного спирта по конкурентоспособной цене позволит Украине претендовать на существенную долю на мировом рынке.
Другим перспективным направлением для развития "Укрспирта" является производство биоэтанола - сырья для альтернативного топлива на основе спирта.
Основные мощности "Укрспирта" по производству биоэтанола проинвестированы частными компаниями еще в 2008 году. На этом оборудовании по новейшей технологии мембранной фильтрации можно производить до 120 тыс. тонн в год. Еще несколько спиртовых заводов, которые остались в наследство от СССР (это четыре-пять предприятий), могут производить по технологии азеотропной ректификации до 35 тыс. тонн биоэтанола в год.
Для полноценного запуска производства биоэтанола, с точки зрения бизнес-привлекательности, необходимо инициировать повышение акцизной ставки на традиционный бензин с 202 евро до 350 евро, сохранив при этом действующий акциз на альтернативный бензин в размере 99 евро. (Надо сказать, что в Европе самый низкий акциз - 350 евро за тонну, это ставка акцизного сбора на обычный бензин в Болгарии).
При увеличении размера акцизной ставки на бензин цена АИ95 для потребителя не увеличится, так как более низкая стоимость альтернативного топлива Е35 будет способствовать общему снижению цен в этом сегменте.
Прибыль торговцев импортным бензином, действительно, снизится, но при этом на заправках массово появится Е35, который существенно дешевле АИ95 (сейчас разница в цене составляет 5,5 грн). Следовательно, сохранится прибыль у сетей АЗС.
Таким образом, для полномасштабной реализации программы производства биотоплива и, соответственно, загрузки максимального количества спиртовых заводов, необходимо:
1. Увеличить акциз на АИ95.
2. Принять однозначные и простые правила трактовки биоэтанола (сырья для альтернативного топлива) как неподакзизного товара. При этом фискальной службе придется жестко, с использованием СЭУС (Системы электронного учета спирта), исключить возможные злоупотребления. (Одна из таких "схем" - перемещение сырья в рамках "Укрспирта", когда пищевой спирт просто не "доезжает" до цеха производства биоэтанола).
3. Привлечь инвесторов для строительства биоэтанольных цехов на заводах "Укрспирта". Необходимо обеспечить при этом прозрачную схему взаимоотношений производителей с розничными топливными сетями и создать четкие и понятные правила контроля за процессом производства и реализации продукции со стороны фискальных органов.