Разговор о системе утилизации отходов в стране я бы начала с изложения сути проблемы. В Украине на 1 млрд. грн. ВВП приходится до 6 млн. тонн отходов. На свалках нынче накоплено 27 млрд. тонн мусора. Ежегодно это количество прирастает почти на один миллиард. Мы рискуем просто исчезнуть под горами промышленного и бытового мусора, если будем по старинке выделять полигоны и вывозить на них отходы одной смешанной массой. Известный в мировой практике кризис отходов с его серьезными экологическими проблемами давно пришел в нашу страну и реально угрожает поглотить с трудом завоеванные достижения в экономической и социальной сфере.
Стране с интенсивно работающей промышленностью и аграрным сектором, активно потребляющим населением, нужна современная, по-европейски выстроенная, эффективная система переработки отходов. Она должна базироваться на единой государственной концепции, которая, во-первых, способствовала бы формированию в стране принципиально новой — малоотходной или быстро утилизирующей свои отходы промышленно-хозяйственной системы, во-вторых, обеспечивала бы привлечение их в хозяйственный оборот как вторичного сырья, в-третьих, произвела бы революцию в наших мозгах и сформировала в обществе новый уровень культуры отношения к отходам.
Что делает толковый хозяин, когда перед ним встает задача навести порядок в собственном доме? Отметает второстепенное, зовет всех, кто готов ему помочь, и, засучив рукава, принимается за дело. Не так обстоят дела в нашей отрасли. Ведомственные, коммерческие интересы нередко сводят на нет усилия отдельных структур. Вместо того чтобы интенсивно работать, мы начинаем жестко конкурировать. Вот и сейчас, судя по прессе, притчей во языцех становится деятельность компании «Укрэкокомресурсы», под микроскопом изучается каждое ее производственное достижение и общественная инициатива. Ах, если бы энергию наших критиков да в мирных целях!
Несколько слов о компании
Государственная компания «Укрэкокомресурсы» образована в 1998 году, подчиняется Кабинету министров Украины и имеет региональные отделения во всех областях. Ей поручено создать общегосударственную систему раздельного сбора и утилизации использованной тары (упаковки) и других отходов. Работая с 8 тысячами контрагентов, только в 2004 году компания утилизировала 16,3 тонны отходов. За все время хозяйственной деятельности в бюджет перечислено более 35 млн. грн., создано около 1500 рабочих мест.
Переработка отходов невозможна без внедрения новых технологий, современных инвестиционных проектов. В последние годы «Укрэкокомресурсы» вложила в инвестиции 50 млн. грн. Так, на заводе «Автоливмаш» (Ивано-Франковск) вскоре начнется изготовление оборудования для промышленного сортирования и переработки твердых бытовых отходов. Завод по переработке ПЭТФ-бутылок мощностью 5000 тонн в год строится в Славянске Донецкой области. В Чернигове действуют технологическая линия по переработке полимерных отходов и комплексная линия по изготовлению из макулатуры литой тары. Созданы производственные комплексы по организации сбора и переработки вторичного сырья в Крыму, Тернопольской области, Кременчуге.
Компания «Укрэкокомресурсы» вплотную подошла к вступлению в Международную ассоциацию твердых отходов ISWA. Членство в этой организации откроет новые возможности для привлечения инвестиций, международного сотрудничества по обмену опытом и информацией, обучения, стажировки специалистов.
Общегосударственная составляющая
Однако «Укрэкокомресурсы» задумывали не как предприятие для получения прибыли, а как государственную компанию, главная цель которой — формирование эффективной политики обращения с отходами, если хотите, державной философии чистоты. В сухих формулировках устава это звучит так: «Основными задачами деятельности компании являются: создание и обеспечение надлежащего функционирования общегосударственной системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторсырья; предоставление методической, консультативной, научно-технической помощи предприятиям, которые занимаются отходами; содействие разработке и внедрению современных технологий и оборудования; участие в реализации государственной политики в сфере отходов».
Может быть, за создание «общегосударственной системы» нас и называют монополистами?
Еще в 2004 году по заданию правительства была разработана государственная программа «Создание мощностей по переработке отходов производства и потребления». Сегодня она — в стадии активного внедрения. По всей стране создается замкнутый цикл раздельного сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов. Создаваемая система существенно ограничит вредное воздействие на окружающую среду, а новые линии по переработке твердых бытовых отходов, извлечению ценных компонентов и утилизации их составляющих выведут отрасль на европейский уровень решения данных проблем.
Усилиями компании и научной общественности подготовлен проект концепции государственной целевой программы переработки и утилизации отходов как вторичного сырья на период до 2025 года. Этот документ, на наш взгляд, может стать базовым в создании современной системы управления отходами.
За собственные деньги ведем огромную просветительскую работу. Приведу только один пример. Нами разработан проект экообразовательной школьной программы «Основы обращения с отходами». Содержание нового предмета школьного курса — по примеру развитых стран научить людей с малолетнего возраста правильно обращаться с отходами, сформировать привычку раздельно собирать их (стекло, бумага, полимеры), привлекать к активному участию в общественном контроле за переработкой и использованием вторичного сырья. Проект программы подготовлен к рассмотрению научно-методическим центром начального и среднего образования Министерства образования и науки Украины.
На мой взгляд, не случайно наш опыт обратил на себя внимание в Российской Федерации и Белоруссии. Так, комитет по экологии Госдумы России принял решение о создании единой организации государственного управления отходами по примеру госкомпании «Укрэкокомресурсы». Межпарламентской ассамблеей СНГ рекомендовано разработать «Кодекс об отходах в странах СНГ», в основу которого тоже положен опыт нашей компании.
О монополизме
В каком-то смысле разработка национальной программы и написание учебника для школ страны и есть попытка диктовать правила игры в отрасли. Но где тут монополизация рынка?
Кстати, компания «Укрэкокомресурсы» действительно имеет договора с 5 тысячами импортеров из 100 тысяч, которые завозят в Украину тару в упаковке. 5% «замкнутых» на «Укрэкокомресурсах» импортеров и 0,1 % — отечественных товаропроизводителей — как-то не вяжется все это с громким словом «монополист».
Хочу привести слова директора «Киевгорвторресурсы» Ольги Малаховой-Чуднер. Ее предприятие занимается заготовкой всех видов отходов, в том числе убыточных в рамках программы «Отходы производства и потребления — в хозяйственный оборот».
«С появлением ГК «Укрэкокомресурсы» проблемы утилизации нерентабельных отходов не стоят так остро, как раньше, так как компания предложила всем специализированным предприятиям существенную помощь в приобретении нового оборудования, новейших технологий, обучении персонала. Результаты нашего сотрудничества хочу проиллюстрировать на материалах работы одного квартала 2004 года: объемы заготовок выросли на 3 тыс. тонн, полигоны столицы стали очищаться в среднем на 14,5 тыс. куб. метров полимерных и других легких по объему, но весьма вредных с экологической точки зрения отходов».
Не могу не процитировать еще одно ее высказывание: «Компания «Укрэкокомресурсы» установила в столице и других городах комплексные приемные пункты, в которых принимаются все виды отходов (а не только прибыльные. — С.Н.). К сожалению, это вызвало раздражение специализированных предприятий, которые привыкли чувствовать себя хозяевами на рынке. Они усмотрели в этом некий сигнал, по которому местные государственные органы могут обязать специализированные предприятия принимать весь ассортимент отходов».
Трудно не согласиться с областными администрациями, которые так и поступают. В регионах Украины все социально-экономические проблемы, в том числе и проблемы отходов, звучат острее, чем в Киеве. Вы проезжали когда-нибудь по объездным дорогам вокруг маленьких, от 30 до 50 тысяч жителей, городов Украины? Вам не страшно было видеть полигоны, до горизонта занятые дымящимся пейзажем из футуристических фильмов? Но разглагольствовать и обвинять — это не убирать и чистить!
Свалка — неприятное место, она требует затрат и усилий. Как всем хочется разбогатеть, и лучше всего — на дармовом, на мусоре. Как хочется разделить отходы на прибыльные и неприбыльные! И как не хочется заниматься кропотливой, трудоемкой, длительной работой, предполагающей создание новой философии отношения к отходам. Работой затратной, утомительной, грязной — в прямом смысле этого слова. Работой, не совместимой с большими прибылями, амбициями и тщеславием. Исключающей левые деньги, неучтенные поступления, неконтролируемый сбор отходов.
Думаю, в этом и есть основная причина «разборов полетов» с «Укрэкокомресурсами».
Законодательная инициатива
Уверена, любая другая компания с функциями государственного масштаба не справилась бы с ними без специальных дополнительных полномочий. У «Укрэкокомресурсов» «спецполномочие» одно — цитирую устав, утвержденный Кабмином: «Компания имеет право вносить Кабинету министров Украины, центральным органам исполнительной власти предложения по повышению эффективности работы в сфере обращения с отходами как вторичным сырьем».
Итак, нас обвиняют в излишне активной законотворческой деятельности, которая якобы направлена в одни ворота — создание преференций для собственной компании. Главный предмет обвинения — постановление КМУ №915 от 26.07.01 «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья». Но мы никогда и не считали этот документ совершенным! И не устаем повторять, что он нуждается в доработке, к которой активно приглашаем все заинтересованные стороны.
Кстати, дополнения в это постановление, как и многие другие документы, разработаны компанией с привлечением специалистов, широкой научной общественности. Это стиль работы «Укрэкокомресурсов»: в союзе с отечественной наукой разработаны предложения по совершенствованию государственной статистической отчетности, проведена экспертиза законодательной базы в сфере обращения с использованной тарой и упаковочными материалами. Для каждого региона Украины подготовлены программы «Снижение экологического и социального напряжения путем создания системы сбора и утилизации тары, твердых бытовых отходов как вторичного сырья». 17 облгосадминистраций такие программы утвердили и приняли на вооружение.
В нашей практике — постоянное проведение круглых столов, семинаров, консультаций с представителями общественности, специалистами предприятий нашей отрасли, учеными, журналистами. Лучше всего об уровне нормотворческой работы, которую проводит компания, свидетельствует совместный с французской фирмой BRGM проект гармонизации украинской нормативно-правовой базы обращения с промышленными отходами с правилами и стандартами Европейского Союза.
Предложенные же к постановлению №915 дополнения советую прочитать повнимательнее: в случае принятия они обеспечивают поступление в бюджет 400 миллионов гривен! Согласитесь, при нынешнем положении дел — совсем не лишняя добавка для реализации социальных программ, поддержки беднейших слоев населения — тех самых, о которых мы не понаслышке знаем, занимаясь организацией сбора отходов.
Несколько слов о совместном приказе № 304/793 Минэкономики и Гостаможслужбы «Об утверждении Порядка контроля за тарой (упаковкой), в которой поступают импортные товары, подлежащие таможенному оформлению в режиме выпуска в свободный оборот на территории Украины». В приказе действительно говорится об «Укрэкокомресурсах»: нам предоставлено право заниматься утилизацией тары импортеров, с которыми заключены соответствующие договора. Именно в этих рамках — 5 % импортеров, ввозящих в Украину продукцию в таре и упаковке — и проводится мониторинг. Надеюсь, теперь понятно, что в объемах этих договоров ни о каком тотальном контроле за тарой и упаковкой, в которых поступают импортные товары, тем более — о несанкционированном сборе информации о конкурентах не может быть и речи.
Вместо вывода
Безусловно, становление новой отрасли — это болезненный процесс. Тем более он идет сложно, когда государство, с одной стороны, не имеет права отпустить развитие отрасти на откуп рыночным отношениям, с другой стороны, не имеет времени и средств одномоментно сформировать действенную, соответствующую европейским стандартам систему контроля отношения к отходам и их утилизации.
Тем не менее государственный контроль за переработкой тары должен быть налажен. Сегодня ситуация в отрасли такова: госрегулированием занимаются и Минэкономики, и Минприроды, и Минпромполитики… У семи нянек дитя действительно без глаза. Разделяю мысль многих специалистов нашей сферы — единый специализированный уполномоченный орган исполнительной власти по обращению с отходами жизненно необходим. Готовы участвовать в создании такого органа, передать ему свой опыт и конкретные наработки.
Уверена: в совместной работе должна проявляться и социальная ответственность отраслевого бизнеса. Вместо того чтобы копать друг под друга и бороться с единственной государственной структурой на рынке, коей и является «Укрэкокомресурсы», компании, предприятия должны сесть за стол переговоров и начать конструктивно решать сложнейшую проблему. Она общеизвестна: на сегодня уровень утилизации отходов в Украине составляет только 5%, а 95% — от ввозимого импорта, от собственного производства и потребления — продолжает заполнять полигоны, отравляя воздух и воду, почву и зеленые насаждения!
Этот мусор засоряет и наши мозги, заставляя кого-то думать, что все дело не в кропотливой ежедневной системной работе, а в одной отдельно взятой компании и ее желании занять на рынке особое положение.