Ищу подрядчика!

Поделиться
Ищу подрядчика! © depositphotos.com / pressmaster
Конкурентоспособность Украины на мировом рынке продолжает падать. Можно спорить по поводу достоверности критериев, по которым ее оценивают, но факт остается фактом: в мировом рейтинге конкурентоспособности Украина скатилась на 85-е место. Еще в прошлом году была на 79-м.

Конкурентоспособность Украины на мировом рынке продолжает падать. Можно спорить по поводу достоверности критериев, по которым ее оценивают, но факт остается фактом: в мировом рейтинге конкурентоспособности Украина скатилась на 85-е место. Еще в прошлом году была на 79-м. Теперь нашими соседями в рейтинге глобальной конкурентоспособности стали африканская Намибия и обанкротившаяся Греция.

Среди причин нынешнего состояния экономики Украины - коррупция, политическая нестабильность, недоступность кредитов и т.п. Однако такая же ситуация и на уровне микроэкономики.

"Сейчас у нашей организации есть текущие счета в четырех банках, кроме того, работаем с двумя интернет-провайдерами, - рассказывает председатель Клуба деловых людей Николай Савуляк. - Почему? Все очень просто: мы до конца не доверяем ни одному украинскому банку, и ни один провайдер не гарантирует, что будет работать все 30 дней в месяц. За ненадежность наших подрядчиков приходится отдавать двойную плату.

К нам каждый день поступают десятки запросов с просьбами посоветовать, у кого можно купить качественную мебель, заказать консалтинговые услуги или создать сайт, чтобы их не надули, выполнили свою работу хорошо. Никто не говорит о низкой цене, но и переплачивать не хотят".

По его словам, сегодня вопрос не в том, что в Украине нет работы, а в том, что нет или крайне мало надежных подрядчиков. То есть те, кто предоставляет услуги или продает какие-то товары, не всегда являются специалистами в своем деле. В результате, когда человек, например, решает начать ремонт в офисе, он вынужден становиться специалистом по всем этим работам.

Традиция обманывать

"Заказчики рады бы заплатить и поручить эти хлопоты подрядчику, который показал бы оптимальный вариант ремонта. Сказал бы, что так - будет дешевле, но есть свои плюсы и минусы, а так - дороже, зато это будет хорошо и надежно. Каждое предприятие должно было бы профессионально заниматься своим делом, но очень часто у заказчиков товаров и услуг возникает ощущение, что их хотят обмануть. Так не должно быть".

"Хочешь жить - умей обманывать", - гласит украинская пословица. И, похоже, ее взяли на вооружение многие предприниматели. "То, что в бизнесе люди подводят друг друга, - украинская традиция, - говорит финансовый директор ООО "Гефеле Украина" (г. Жолква) Игорь Пихурко. - Сроки поставок товаров, услуг, уровень сервиса, сроки платежей в Украине постоянно нарушаются. Никто не считает нормальным платить в день, указанный в договоре. Более того, не заплатить - считается мерилом успешности. Как и обмануть своего партнера. Это такая "культура", и тянется она с 1990-х годов".

"Недавно одна фирма заказала у нас немалую партию товара, но когда пришло время поставлять продукцию, это предприятие куда-то исчезло. Хорошо, что не с товаром. За рубежом такое даже трудно себе представить". По его мнению, решение этих проблем отнимает у бизнеса много времени и усилий.

"Однозначно, нас подводили, - говорит руководитель отдела маркетинга развлекательного центра "Аквапарк ПЛЯЖ" Елена Анатийчук. - Но не могу стопроцентно утверждать, что в этом была вина только подрядчика. Чаще всего, по моему опыту, такие ситуации возникают из-за взаимного недоразумения. Все люди разные, и одно и то же понятие могут толковать по-разному. Говорю так, потому что, благодаря особенностям работы, стою по обе стороны "баррикад". Иногда выступаю заказчиком, а иногда - исполнителем услуг. И чем четче сформулирована задача, чем больше моментов обсуждены, тем выше достоверность, что заказ будет выполнен так, как ты хотел. Очень часто заказчик работ встречается с подрядчиком и говорит ему: сделай так, чтобы было хорошо. Что это такое? Хорошо - это как? В таком контексте прежде всего и возникают проблемы с подрядчиками.

Еще один момент. Даже если кто-то посоветовал фирму, ты не знаешь, чего от нее ожидать. Например, у меня работают несколько дизайнеров. Знаю: один может выполнить задачу очень быстро, но не креативно, а другой - креативно, но не очень быстро. Поэтому нужно изучать каждого подрядчика и соответственно с ним работать. Хуже всего, когда за день до сдачи задачи человек звонит и обосновывает, почему работа не может быть выполнена в определенные сроки".

По словам Елены Анатийчук, за рубежом бизнес учитывает большие репутационные риски от нарушения контракта. С другой стороны - есть подкрепление законом. Предприниматели там очень боятся штрафных санкций. Если бизнес нарушит условия сделки, этот вопрос решается очень быстро.

В Украине же обе стороны совершенно не защищены законодательством. "Независимо от того, малый это или большой бизнес, ты не можешь отстоять в суде свои права. Судебная система не работает, как должна была бы работать. Никто не хочет годами доказывать свою правоту. Подрядчик подписывает соглашение на выполнение каких-то работ и хочет быть уверен, что ему оплатят его роботу, - но и заказчик хочет быть уверенным, что за свои деньги получит то, что заказывал. Эти вопросы должны быть урегулированы государством", - считает г-жа Елена.

Нелогичное администрирование

Еще одна проблема - сложность в ведении бизнеса и его администрировании. Если проанализировать финский или шведский бизнес, то 90% операционных движений их руководителей компаний нацелены на бизнес-процессы. На производство товаров, предоставление услуг. В Украине свыше 50% усилий и времени связаны с администрированием бизнеса и процедурными вопросами. С получением разрешений, лицензий, подготовкой отчетов, сбором справок и т.п. Условно, много вещей можно было бы сделать проще и быстрее, но бизнес вынужден расточать свое время.

"Если у тебя несколько счетов в банке, то для проведения обычной операции - перечисления денег - нужно получить справку, что ты не используешь для этого кредитные средства. Это нонсенс! Ни в одной европейской стране такого нет. Это создает серьезные препятствия для бизнеса, требует привлечения дополнительного персонала, оплаты офисных помещений, коммунальных услуг, телефона, интернета и т.п. Как после всего этого бизнес может быть эффективным?

Сейчас я работаю над тем, чтобы получить справку от одного банка и показать ее другому, и тогда этот банк разрешит нам купить валюту для оплаты товара нашим поставщикам. Таких процессов на Западе вообще нет, зато в Украине - полно, - рассказывает Игорь Пихурко. - Половина их никак не связана с бизнес-деятельностью. Очень часто администрирование бизнеса в Украине - нелогичное, искусственно выдуманное".

По мнению предпринимателей, все процессы, касающиеся движения товаров и средств в Украине, должны быть максимально упрощены. Вычислять и наказывать злоумышленников - дело правоохранительных органов. Бизнес должен иметь возможность свободно работать. Неоправданной же его зарегулированностью наказана вся экономика.

Разница между бизнесом в Украине и бизнесом на Западе в том, что там есть открытая экономика, нацеленная на рост предпринимательства. В Украине бизнес всегда должен спрашивать власть: а что можно делать? У них - что не запрещено, то разрешено. "Припоминаю, один маркетолог как-то предложил изменить порядок продажи бензина на автозаправках в Украине. Сейчас такой порядок, что водитель оплачивает заправку автомобиля, а потом идет и закачивает бензин. На Западе - все наоборот. Человек сначала заправляет бак, а потом идет рассчитываться за горючее. Этого нельзя позволить, - говорили скептики, - а что если водитель не заплатит за горючее? В этом вся разница отношения к бизнесу в Украине и на Западе.

Не меньше в бизнесе и внутренних проблем. В частности, остро не хватает специалистов высшего уровня. Как рассказал Н. Савуляк, сегодня на предприятии открыто 5–6 вакансий с зарплатой от 8 до 15 тыс. грн. "И не можем найти людей. В чем проблема? Мы готовы платить деньги за выполнение проекта или достижение целей, но не готовы платить за простое пребывание на работе.

Сегодня нет достаточного количества профессиональных людей, которые возьмутся за проект и заработают на нем деньги на себя и организацию. Поэтому, когда принимаем нового человека на работу, не смотрим на его диплом. Даем возможность поработать две недели и показать свое отношение к работе - остальному мы его научим. Если претендент имеет soft skills (коммуникативные навыки), которым его научили еще в школе, - это наш человек. Если этого нет, ничего не поделаешь".

Довольно распространенная проблема - отсутствие специализации бизнеса.

По мнению Н. Савуляка, в рыночных условиях каждая компания должна была бы специализироваться на определенном виде клиентов. Если вы зайдете в любое полиграфическое предприятие, печатающее продукцию - от визиток до банеров, и спросите, кто их клиент, они скажут, что все, кто хочет что-то напечатать. Это первый признак неуспешного бизнеса.

"Сегодня бизнесу нужно быть готовым к высокому уровню конкуренции в любой сфере, - считает Елена Анатийчук. - Даже если ты выходишь на рынок с уникальным продуктом, не факт, что вскоре он не появится у конкурентов. А это - постоянное держание руки на пульсе, постоянное отслеживание поведения конкурентов и потребителей. Путем опросов, наблюдения, анализом ситуации на рынке. Что касается изменений - то они на рынке происходят постоянно.

За 9 лет существования "Аквапарка "Пляж" мы уже трижды меняли маркетинговую стратегию. Соответственно, меняли свои продукты, услуги. Нужно идти туда, где потребительская ниша довольно глубокая, где самые большие перспективы. Но нужно быть готовым, что это будет длиться не более 2–3 лет. После этого снова придется все менять. Золотое правило любого бизнеса, а особенно малого, - четко определить и работать на свою аудиторию. Ведь всем угодить невозможно, если работать для всех, значит - ни для кого".

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме