Осуществление самых разнообразных покупок при помощи Интернета на Западе уже приобрело массовый характер. В Украине развитие электронной коммерции сдерживают не столько малоразвитые технологические возможности, сколько малая распространенность наиболее приемлемого в данном случае средства осуществления платежей - кредитных карточек. Тем не менее приобщение к новой культуре электронной торговли может оказаться очень полезным и для не обремененных карточками пользователей Интернета. И в первую очередь это касается ценовой политики. Если в недрах Интернета вам удалось раскопать розничные цены фирмы-производителя, которые окажутся в несколько раз ниже предлагаемых в ближайшем супермаркете, то, скорее всего, вы повремените с намеченной покупкой и попробуете найти нечто более приближенное к заморскому идеалу.
Возможность сбивания розничных цен при помощи поиска специфической интернетовской информации на Западе достигла такого размаха, что в средствах масс-медиа все чаще появляются жалостливые причитания по поводу отмирающей розничной торговли. Сами покупатели прониклись тревогой по поводу того, как же можно требовать, чтобы в фирменном магазине, сверкающем голографическими витринами и ослепительными улыбками вышколенных продавцов, цены на товары были такими же низкими, как и у электронных торговцев, расходы которых значительно ниже. С другой стороны, даже этим мягкодушным покупателям явно не хватает альтруизма переплачивать, даже с учетом индивидуального обслуживания. Вот так и получается, что в роскошные магазины покупатели приходят для того, чтобы «пощупать», «прикинуть», но не купить. Операцию купли-продажи можно будет с гораздо большей выгодой совершить при помощи своего домашнего компьютера.
Правда, пока что не оправдались прогнозы некоторых аналитиков, утверждавших, что по мере массового распространения электронной торговли цены на любые товары и услуги будут прыгать с каждым щелчком мышки. Для престижа большинства фирм стабильные цены оказались гораздо более важным фактором ценообразования, чем получение сиюминутной прибыли. Поэтому роскошные отели продолжают оставаться наполовину пустыми, но цены на их номера не опускаются - исключительно из нежелания поднимать их после того, как все номера окажутся занятыми.
Оксана ПРИХОДЬКО
по материалам
зарубежной прессы