Первого апреля 2010 года пройдет самая масштабная в нашей стране конференция интернетчиков— Украинский форум интернет-деятелей (iForum). Мероприятие уже второй год собирает под одной крышей офлайн-тусовку тех, кто создает, поддерживает и питает украинский онлайн.
Прошлогодний iForum стал известен благодаря беспрецедентному для Украины количеству участников (1100 человек) и качеству программы. Это уникальное в среде украинского веба мероприятие, участвуя в котором за небольшие деньги, слушатели получают возможность непосредственно общаться со «звездным» составом докладчиков. Среди последних — не только те, кто «делает» Уанет, но и ключевые деятели Рунета: Антон Носик, Игорь Ашманов, Кирилл Готовцев, Дмитрий Сатин и др.
О том, как зародился iForum и что ожидает многочисленных слушателей конференции в этом году, — интервью с идейным вдохновителем и одним из организаторов конференции Александром ОЛЬШАНСКИМ.
— Как родилась идея организовать такое мероприятие?
— Идея принадлежала Алексею Масю, и он сформулировал ее примерно так: собрать «на кофе» всех, из кого и состоит украинский Интернет. И тех, кто стоял у его истоков в далеких 90-х, и знаковые личности сегодняшнего дня: ярких креативщиков-блоггеров, старт-апов и ключевых инвесторов отрасли — в общем, всех ДЕЛАТЕЛЕЙ от слова «делать». И, конечно же, самых активных его пользователей. Столь простая, на первый взгляд, идея оказалась настоящим вызовом, поскольку в условиях кризисного марта 2009 года люди не были склонны тратить деньги на «непроверенные» мероприятия. Немного посовещавшись, мы решили рискнуть.
Вокруг этой идеи быстро образовался круг людей, провозгласивших себя оргкомитетом. Причем не только из Украины, но и из России. Итог — самая крупная в истории украинского Интернета конференция, собравшая более 1000 участников и полностью организованная фактически за 15—17 дней.
Что косвенно является показателем и зрелости нашего украинского онлайна, и его потребности в мероприятии такого масштаба, где можно и найти инвестора под свой проект, и оценить стартовые перспективы старт-aпa, и приобрести специальные знания у настоящих гуру интернет-сферы, и развиртуализироваться — для старых виртуальных знакомых, и кулуарно пообщаться с «братьями по духу», и познакомиться с легендарными личностями как Уанета, так и Рунета. Без преувеличения могу сказать, что на сегодняшний день iForum — самое ключевое мероприятие в Украине в области Интернета, на котором соберутся все значимые в этой сфере компании. А по большому счету, эта конференция посвящена новой экономике, в которой мало кто из нас что-то понимает.
— Что нового вы приготовили для Форума интернет-деятелей в этом году?
— Во-первых, в этом году доклады будут более практическими, поскольку рынок зреет, и люди хотят зарабатывать деньги. Bo-вторых, iForum в 2010-м в меньшей степени является экспромтом — его подготовкой занят существенно расширившийся оргкомитет. За счет этого состав докладчиков стал еще более сильным. Большинство из них даже не нуждаются в представлении — их имена и никнеймы известны всему русскоязычному Интернету. Подчеркну, что мероприятие несет очень большой познавательный потенциал, и значительная часть докладов имеет конкретное практическое применение. Так что в этом году основная проблема оргкомитета — невозможность втиснуть в рамки мероприятия все, что хотелось бы, — и нам, и слушателям, и докладчикам.
В-третьих, в этом году большая часть программы отдана украинским докладчикам. Тогда как зарубежные бьют все рекорды по звездной репрезентативности. Так, впервые в Украине будет выступать Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры», известный российский специалист в области искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения, управления проектами. Не ошибусь, если предположу, что полный аншлаг ожидает выступление одной из легенд Рунета — Антона Носика, в прошлом — главреда и идеолога Lenta.ru, создателя Gazeta.ru, президента СЕО Rambler, человека, консультировавшего крупнейшую сделку по приобретению LiveJournal. Неизменно бесценным опытом готовы поделиться Дмитрий Сатин — ведущий эксперт по Usability в России, и Кирилл Готовцев — один из главных идеологов рекламы в Рунете, и многие другие.
В свою очередь, не оставят равнодушными слушателей и отечественные интернет-гуру, например, единственный крупный украинский политик, являющийся настоящим блоггером и ассоциирующий себя с Интернетом, Михаил Бродский, гуру по электронной коммерции Денис Олейников (futbolka.ua), Владислав Чечеткин (rozetka.ua), Сергей Петренко (Яндекс Украина), Евгений Шевченко (UAMaster, ИМУ) и, конечно же, традиционно — главный специалист по вирусному маркетингу Алексей Мась. К сожалению, в формате интервью невозможно упомянуть всех докладчиков, но могу гарантировать, что каждый из спикеров в любом из четырех потоков заслуживает особого внимания слушателей.
— Вы упомянули о четырех потоках. Расскажите подробнее о каждом из этих тематических направлений в этом году.
— Украинский форум интернет-деятелей в этом году (как и в прошлом) будет проходить в четыре потока: Интернет-бизнес, Интернет-реклама, Интернет-технологии и Web 2.0. В принципе, самым популярным потоком, по опыту прошлого года, является бизнес-направление. Не станет исключением и нынешний год. Это объяснимо: бизнес-поток очень сильный, он привлекает большое количество как старт-апов, так и инвесторов — причем и действующих, и потенциальных.
Хотя я к этому вопросу отношусь философски. Понятно, что Интернет-бизнес всегда будет ключевой секцией, с другой стороны, он совершенно невозможен без остальных столпов Интернет-рынка (технологий, рекламы и пр). Поэтому слушатели, как правило, выбирают часть докладов из потока Интернет-бизнес, а часть — из сопутствующих инструментов его реализации. Так что, как показывает практика, люди «мигрируют» из потока в поток, желая послушать и о привлечении инвесторов, и о монетизации, и об инвестиционных стратегиях, и о механизмах продвижения в сети, и об общем состоянии дел в мировом Интернете.
И точно так же им интересна информация по рекламе и маркетингу, и непосредственный опыт создания того или иного проекта. Это отличная возможность узнать из первых уст, почему какие-то решения были осуществлены так, а не иначе. То есть на самом деле грань между тематическими потоками зачастую весьма условна, а вопросы в потоках достаточно переплетены, потому что бизнес невозможен без рекламы, реклама — без бизнеса, а технологии нужны и для того, и для другого.
Но так или иначе, Интернет-бизнес, очевидно, будет ключевым потоком iForuma-2010. И можно точно сказать, основываясь на списке докладчиков, что он не оставит равнодушными даже людей, далеких от бизнеса.
Что касается потока Интернет-рекламы, то он традиционно самый «темпераментный» — как по темам, так и по активности аудитории. Этот поток будет разбит на четыре блока: вступительный, где будет дана общая информация по рынку, блок по медийной баннерной рекламе, блок по поисковой оптимизации и контекстной рекламе и последний — по оценке эффективности рекламы и юзабилити. Интересно, что будет возможность сравнить украинский и российский рынки, оценить, чем они отличаются по медийной рекламе в целом и по баннерной — в частности.
Будет также интересен технологический поток. Его особенность состоит в том, что он рассчитан не на решение какой-либо узкой проблемы, а ориентирован на методики выбора правильного технологического инструментария, на стратегические решения, влияющие на успех любого проекта в Интернете, — выбор технических платформ, основных механизмов и т.п.
Но я еще раз хочу акцентировать внимание на беспрецедентном познавательном потенциале iForuma. Кроме того, лично для меня мероприятие ценно общением в кулуарах и витающими в воздухе новыми идеями, которые дают зеленый свет новым знакомствам и новым проектам. То есть развитию.