C ростом потребностей увеличиваются и объемы производства керамики. Так, если в 2003 году было реализовано 29 млн. кв. м плитки, то в 2004 г. — уже 35 млн. Среди отечественных производителей заметны Харьковский плиточный комбинат, компании «Глини Донбасу», «Зевс Керамика», «Атем», «Пиастрелла», «Нота-Керамика», Львовский завод керамики. Сегодня на долю керамической продукции отечественного производства приходится не менее 55% всего ассортимента, хотя в Украину ведутся активные поставки компаниями-импортерами: ОАО «Гжельский завод «Электроизолятор», ЗАО «Будянский фаянс», ООО «Выстовецкая керамика», ЗАО «Кераммаш», SAMA Maschinenbau GmbH, CER SER s.r.l., SaintGobain IndustrieKeramik Roedental GmbH.
Несмотря на то, что в Украине производством керамической плитки занимаются семь довольно крупных предприятий, выпуск напольной плитки или керамогранита обеспечивают только два производителя — итало-украинское СП ЗАО «Зевс Керамика» и киевская компания «Атем». Причем завод «Атем» производит глазурованный керамогранит, а «Zeus Ceramica» — неглазурованный.
В 20 раз (за 10 лет работы) удалось увеличить объемы производства керамического сырья компании «Глини Донбасу». Все начиналось с добычи 50 тыс. тонн глины в год. В настоящее время объемы добычи выросли до миллиона тонн, а география продаж распространилась до Индии и Малайзии.
Еще один оператор рынка — «Керамические массы Донбасса» — первый и единственный пока в Восточной Европе завод по производству керамической массы. Данный бизнес-проект выглядит достаточно дерзким направлением вложения капитала. Его основатели полагают, что использование готовых керамических масс поможет украинским производителям керамики сократить затраты и станет стимулом для развития керамической отрасли. Общая сумма инвестиций для реализации первой очереди проекта оценивается в 40,6 млн. грн. Ожидается, что предприятие окупится в течение четырех с половиной лет.
Не сложно предположить, что основными потребителями этой необычной продукции будут керамические предприятия Славянска, ведь там насчитывается более 500 керамических производств. Использование керамических масс позволит производителям сократить затраты на закупку сырья, его хранение и подготовку, производственные и транспортные расходы, окажет положительное влияние на себестоимость готовой продукции.
Таким образом, очевидно, что производственная деятельность и планы отечественных предприятий керамической отрасли свидетельствуют о постепенном перемещении керамического производства в восточном направлении. А это при соответствии качественных показателей позволяет рассчитывать и на западноевропейские рынки сбыта. И естественно, потребует дальнейшей и значительной реконструкции отечественных предприятий. Как знать, возможно, в ближайшем будущем для потребителей керамики уже станет совершенно естественным выбор товара украинских производителей. Глины у нас достаточно…