ЭВОЛЮЦИЯ РЫНКОВ: КАК РАЗВЯЗАТЬ ГОРДИЕВ УЗЕЛ?

Поделиться
Трудно избежать будущего. Оскар Уайльд Ни для кого не секрет, что днепропетровские городские рынки для своих хозяев и тех, кто на них торгует, превратились в своеобразные оффшорные зоны...

Трудно избежать будущего.

Оскар Уайльд

Ни для кого не секрет, что днепропетровские городские рынки для своих хозяев и тех, кто на них торгует, превратились в своеобразные оффшорные зоны. Именно здесь сбывается некачественный товар, вращаются громадные суммы необлагаемых налогами наличных, а их хозяева получают сверхдоходы. Кроме того, в последнее десятилетие разнокалиберные торговые палатки и лотки превратили центр мегаполиса в огромное торжище, заполонившее главный проспект К.Маркса и прилегающие к нему улицы. В мае 2001 года вышел указ Президента № 334/2001 «Про заходи щодо вдосконалення функціонування ринків з продажу продовольчих та непродовольчих товарів». Указ ставил следующие задачи: превратить неконтролируемые базары в современные торговые комплексы, усилить контроль за качеством товаров, предоставить субъектам предпринимательской деятельности долгосрочную аренду земельных участков для размещения рынков.

Итогом президентского указа в Днепропетровске стала «Программа усовершенствования функционирования рынков на период 2002—2010 гг.», утвержденная осенью прошлого года сессией горсовета. Сей документ предполагает превращение днепропетровских рынков в современные европейские супермаркеты.

Несколько лет назад городские власти Днепропетровска придумали термин «торговельний майданчик», закрепив за ним юридический статус: «об’єкт суб’єкта підприємницької діяльності, створений з метою організації іншими особами дрібнороздрібної торгівлі обмеженим асортиментом непродовольчої групи товарів на спеціально відведеній у тимчасове користування земельній ділянці. Функціонування торговельного майданчика забезпечує суб’єкт підприємницької діяльності». Вполне логично утверждается, что образование это временное и отнюдь не рынок. Здесь не предполагается выделение предпринимателям земельного участка, нет лабораторий СЭС и, соответственно, нельзя торговать скоропортящимися продуктами питания. Короче говоря, тогда было заключено временное перемирие между властью и обитателями «диких» рынков.

Понятно, что инвесторы, на которых исключительно рассчитывали разработчики городской программы, будут вкладывать деньги в развитие перспективных объектов. Особо привлекательными для вложения средств стали стихийные рынки-базарчики в центре и «спальных» районах города, получившие временную прописку как «торговые площадки». Взамен им уже возвели несколько современных торговых комплексов, куда предложили перейти реализаторам рынков и площадок, прекративших по решению горисполкома свою деятельность. Все бы ничего, но цена «местовых» в новостройках в три-пять и более раз выше прежней. В открытом, например, весной нынешнего года с большой помпой «Славянском базаре» аренда одного места стоит 150 долларов в месяц. Продавцы, мягко говоря, недовольны и, кроме отказа занимать новые площади, забрасывают жалобами все властные структуры, включая администрацию Президента. Кроме того, на здания горисполкома и облгосадминистрации периодически накатывают волны пикетов. Поэтому появление любой торговой точки-новостройки встречается в штыки. Проблема завязана, образно говоря, в тугой узел, рубить который никто не хочет, а развязать не может. Впрочем, если захотеть…

В отличие от водочно-табачного и икорно-консервного, часто «левого» оптово-розничного базарного изобилия последнего десятилетия прошлого века, цветочная площадка на углу улиц Глинки и Московской в центре Днепропетровска появилась почти одновременно с Карибским кризисом и полетом Юрия Гагарина. Время нисколько не изменило тесный пятачок в четыре сотки, где торгуют уже дети и внуки первых цветочниц. Он-то и стал одним из первых, на кого «положили глаз» местные инвесторы, решившие создать современное предприятие торговли площадью 1700 квадратных метров на все той же площадке в 0,04 га. Проект, подготовленный «Студией современного дизайна» по заказу инвестора ООО «Агат», фактически явился первым цветочным торговым комплексом в Украине. На первых двух этажах разместятся торговые места реализаторов живых и декоративных цветов. На третьем — кафе и служебные помещения дирекции. Для пущей сохранности нежной продукции в здании предусмотрены две камеры хранения и два холодильника плюс система увлажнения и сушки воздуха с автономной котельной. Для удобства покупателей снаружи предусмотрена автостоянка. Хорошо? Еще бы! Но самое главное, что «Агат» учел печальный опыт владельца построенного «Славянского базара», куда, даже силой, не идут реализаторы по вышеуказанной причине.

Задолго до начала реконструкции директор ООО «Агат» Александр Григоренко предложил цветочникам заключить с ним официальный договор, один из пунктов которого недвусмысленно оговаривает предоставление всем реализаторам рабочего места той же площадью, что и раньше. И не мудрено, поскольку общая площадь под торговлю цветами в новом здании в два с лишним раза (1100 кв.м) превышает прежнюю. А семейным династиям, торгующим здесь не один десяток лет, даже предложили право выбора конкретного места. На период полуторагодовой реконструкции, по сути, нового строительства, людям предлагается не менее теплое «место под солнцем» на улице Харьковской,15. Причем «Агат» все расходы по оборудованию временного пристанища, которое находится на очень бойком месте, в двух шагах от старого, берет на себя. И переведет туда людей уже на оборудованные места. Но самое главное, что в предлагаемом договоре четко оговариваются условия сохранения прежних ставок рыночного сбора. К слову, с учетом прежней низкой арендной платы и составлен бизнес-план «Агата», не преследующий получение мгновенной прибыли и предполагающий возврат затраченных средств не ранее, чем через десять лет.

Ставка рыночного сбора сохранится, разумеется, при стабильных тарифах на энергоносители. Согласитесь, неизменная стоимость аренды при взлете цен на киловатты, кубы воды или пара рыночным отношениям явно не соответствует. Некоторые горячие головы высказывают опасения о перепрофилировании предприятия. Это уж, извините, бред чистейшей воды. Кто же будет менять «Мерс» на «Запорожец», когда это место у днепропетровцев ассоциируется, если хотите, на генном уровне исключительно как цветочный рынок, на котором и цены ниже и ассортимент не имеет себе равных. Потому ехали, едут и будут стремиться сюда, не считаясь с расстоянием, со всех концов Днепропетровска.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме