Ребята, которые придумали Delfast, три года назад зафиксировали рекорд по дальности пробега своего электробайка в Книге рекордов Гиннесса, наладили его производство по своей техдокументации в Китае, в обозримом будущем намерены запустить полноценное производство в Украине. А началось все… с обычной курьерской службы, которой нужны были хорошие велосипеды.
Когда они сообщили в соцсетях, что полиция Мексики уже приобрела несколько электробайков Delfast, стало интересно и захотелось самому оседлать двухколесную электричку. Но когда узнал цену… За 5000 долларов я не готов покупать электровелик, даже из Книги рекордов. Тем не менее их действительно покупают, ездят на них, делятся впечатлениями. Людям нравятся скорость, тяга, подвеска. Что касается полиции Мексики, то продано всего три специально экипированных байка в небольшой городок на границе с США. Но лиха беда начало!
В общем, разузнать о киевской компании Delfast, которую больше знают в США, захотелось. Познакомился с сооснователем компании Данилом Тонкопием. Пообщаться получилось через ZOOM, — что поделаешь, пандемия коронавируса...
— Данил, для чего вы намерены собрать 3 миллиона долларов методом краудфандинга, то есть с миру по нитке?
— Наши электробайки достаточно популярны. Полиция Мексики уже получила несколько машин, тестируют наши байки и полицейские в ряде штатов США. Мы также ведем переговоры с Канадой, несколькими курьерскими, почтовыми, логистическими компаниями в Европе. McKinsey оценивает рынок электровелосипедов в 100 миллионов долларов. Но есть одна проблема для скорейшего удовлетворения спроса. И связана она с тем, что мы сейчас производим наши электробайки в Китае: сложно контролировать уровень качества и скорость производства. Поэтому приняли решение организовать производство электробайков Delfast в Украине, но необходимой суммы нет. Мы обращались к крупному бизнесу, к политикам, но понимания не нашли. Поэтому и решили объявить «толоку», народное финансирование, или краудфандинг. Это когда простые люди, не богачи, могут вложить свои деньги в будущий завод. Люди заработают на акциях, а мы сможем производить хорошие электровелосипеды, продавать их по всему миру и тем самым поднимать престиж страны.
— Это риск. Чем вы располагаете уже сейчас?
— У нас есть запатентованный продукт, — много патентов готовятся или уже подтверждены, но завода еще нет. Ведутся переговоры о земельных участках…
— Это как инвестировать в недвижимость на этапе начала строительства в надежде побольше заработать, когда оно будет завершено?
— Похоже. Есть продукт, есть технология, и после того как завод начнет выдавать продукцию и зарабатывать деньги, инвесторы смогут приумножить вложенный капитал.
— Как практически будет организован сбор средств? Вы где-то будете размещать ценные бумаги?
— Мы продаем акции нашей компании. Это не публичное размещение акций на биржах. Инвестор покупает акции по прямому соглашению с нашей компанией.
— А не попахивает ли «пирамидой» наподобие вошедшей в историю МММ с ее «акциями»?
— «Пирамида» — это когда последующие инвесторы обеспечивают заработок предыдущим. А у нас заработок всем акционерам обеспечивают покупатели нашей продукции. У нас есть подтвержденный спрос. В частности, в полиции Лос-Анджелеса готовы купить 2000 наших байков, если мы обеспечим должный уровень качества. Мы вкладываем деньги в оборудование, которое будет установлено здесь, в Украине, и на которое можно будет посмотреть. И вкладываем в производство. Мы на рынке уже не первый год и всегда выполняем свои обязательства. Наша цель — создать в Украине современное технологичное производство, какого нет не только в нашей стране, но и в мире.
— Судя по обсуждению в соцсетях, вы сейчас больше продаете свои электробайки в Северную Америку?
— Около 70% нашей продукции экспортируется в США, Мексику и Канаду. 20% — это страны Европейского Союза.
— А в количественном выражении это сколько?
— Этот год мы закроем продажами примерно 400 электробайков.
— То есть Delfast — это небольшое производство при солидной цене готового продукта, этакий ламборгини на двух колесах?
— Я бы сравнил его, скорее, с бусом «Фольксваген-транспортер».
— Почему?
— Если подбирать себе электровелосипед, скажем, для прогулок или коротких, до 30 километров, поездок, то выбирать можно из сотен, может, тысяч производителей. Но как только мы говорим о профессиональном пользователе: патрульной полиции, курьерской службе, почте, чьим сотрудникам приходится колесить по 8–10 часов в день и проезжать по 150 километров и больше, то нужен электробайк с очень большим пробегом без дополнительной подзарядки. И здесь Delfast незаменим, поскольку мы производим байки с самым большим пробегом в мире, что подтверждено Книгой рекордов Гиннесса.
— За 5000 долларов можно и хороший мотоцикл купить…
— …и потом тратить по 200 долларов в месяц на бензин. Плюс масло, техобслуживание. Если купить наш электробайк, он за два года отобьется только за счет экономии на бензине! Согласен, изначально кажется, что 5000 долларов — это дорого, но когда начинаем считать, понимаем, что хороший электробайк позволяет экономить.
— Вопрос о рекорде пробега на одной зарядке, который официально зафиксирован в 2017 году Книгой рекордов Гиннесса. Рекордные 367 километров гонщик накручивал на киевском велодроме более 16 часов. Скорость — менее 23 километров в час! Не маловато ли для лучшего в мире электробайка?
— Такая скорость была выбрана, потому что в Европе максимальная разрешенная скорость для электровелосипедов — 25 километров в час.
— А какова максимальная скорость байка Delfast?
— 80 километров в час.
— Но на сколько километров хватит батареи, если давить на полную?
— Наш покупатель из Ирландии проехал на максимальной скорости, причем в гору, 160 километров. Это не 367 километров, но все равно в разы больше, чем у других производителей.
— Помогите мне понять, где зарыт секрет электробайка Delfast: металлическая рама, круглые колеса, батарея Samsung? Что же в нем уникально?
— Мозги. Интеллектуальная собственность. Это самое главное.
— То есть в вашем электробайке спрятана некая интеллектуальная собственность, позволяющая ему ездить далеко?
— Конечно. Мы уже защитили три патента, и готовятся еще около десяти. А всего в этом байке использовано более сотни уникальных инженерных решений.
— Как началась история Delfast? Я слышал, вы были курьерской службой, а потом — раз и начали мастерить велосипеды. Кто это придумал?
— Придумал я. Шесть лет назад интернет-магазин не смог привезти купленный мною телефон в оговоренное время. И другие магазины, торгующие с доставкой, советовали сидеть и ждать курьера. Меня это не устраивало, и я решил создать службу, тратящую на доставку товаров из киевских интернет-магазинов не более одного часа. Так мы вместе с партнером Сергеем Денисенко учредили курьерскую компанию. Но вот вопрос: на чем ездить курьерам? Автомобили стоят в пробках, мотоциклы расходуют много бензина и загрязняют воздух, крутить педали велосипедов курьеры устают очень быстро. Решением был электровелосипед. Однако пробег у всех, которые мы перепробовали, был в пределах 30 километров. Мы с Сергеем принялись за разработку электробайка для своей курьерской службы, то есть для собственных нужд. Поэтому старались сделать надежный, недорогой в обслуживании, способный покрывать большие расстояния на одном заряде. Получился электровелосипед, который превосходит все, производящиеся в мире.
***
Итак, на сегодняшний день небольшая украинская компания Delfast продает около 400 электровелосипедов в год, в основном в США. Однако компания хочет наращивать объемы продаж и запустить собственное производство своей разработки в Украине. Дерзко, амбициозно, рискованно, интересно.