Черепашьими темпами

28 октября, 2017, 11:15 Распечатать Выпуск №40, 28 октября-3 ноября

За год ни одна из крупных наработок Минфина, правительства или парламента, способствующая детенизации экономики и создающая предпосылки для ее роста, так и не состоялась.

Это расточительно. Нет у нас времени на такое реформирование. Ведь на дворе октябрь 17-го… В обществе — брожение, трудовая эмиграция. А на Востоке — война.

Без быстрых реформ в экономике, системе налогообложения и таможне, наполняющих бюджет государства, все остальные реформы могут просто не состояться. Ни для кого не секрет, что нынешний госбюджет не соответствует экономике, значительная часть которой давно и очень глубоко имплементирована в "тень". 

Уже даже не так впечатляют абсолютные цифры различных исследователей, оценивающих уровень тенизации отечественной экономики — от 35 до 65%. Зато повергает в шок тот состоявшийся факт, что мы — в лидерах стран с крупнейшей теневой экономикой. Так, по данным исследования международной Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (ACCA), Украина в 2016 г. заняла третье место (45,16%) в списке стран с крупнейшей теневой экономикой. Нас обогнали только Нигерия с показателем 48,37% и Азербайджан (67,04%).

Какие в таких условиях могут быть иностранные инвестиции! Тут бы своих легальных предпринимателей не растерять.

Итак, в 2016 г. в Украине объем экономики, с которой не платятся налоги, т.е. "теневой", составил 1,1 трлн грн (оценка АССА). И это при том, что ВВП в том же году составил 2,38 трлн грн, а доходная часть госбюджета — 595 млрд грн. 

Решая проблему детенизации, Минфин совместно с общественностью, экспертами, при поддержке бизнеса и депутатского корпуса в 2017 г. наработал ряд проектов, которые пролили свет на "тень", вскрыли ее первопричины и наметили направления борьбы с нею. Рабочие группы, круглые столы под прицелом небезразличных СМИ, форумы, экспертные разработки, планы действий и даже ряд зарегистрированных законопроектов… Все это было. Нет лишь конкретного результата этой работы, воплощенного в реальность. Более того, нет даже четкого представления, когда именно ожидать этого результата.

СФР дождалась только своего проекта

Служба финансовых расследований (CФР) — перезревший вопрос, волнующий бизнес, который устал от давления со стороны разнообразных силовых ведомств. Более того, создание этой структуры предусмотрено Коалиционным соглашением, Планом действий правительства и Меморандумом о сотрудничестве с МВФ. Без нее не может быть успешной налоговой реформы.

С 1 января 2017 г. из-за технической ошибки в парламенте налоговая полиция вдруг оказалась вне закона, и министр финансов Александр Данилюк, предлагал ее не реанимировать, а все силы бросить на скорейшее создание принципиально новой службы: "Учитывая опыт запуска НАБУ и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, думаю, за полгода мы запустим эту службу".

Что в итоге? До конца года осталось два месяца, разработанный общественными экспертами и Минфином и утвержденный правительством законопроект так и не был внесен под купол парламента, а налоговая полиция по прежнему "рулит". 19 октября на вопрос ZN.UA о CФР госсекретарь Министерства финансов Украины Евгений Капинус ответил: "Было решение президента и премьера о том, что законопроект готовит председатель налогового комитета ВР. Мы свои предложения предоставили и на данном этапе находимся в режиме ожидания…" Т.е. работали, подготовили проект, а теперь вынуждены ждать, когда другие поработают. Сколько ждать — неизвестно. (По данным экспертов, работа в налоговом Комитете ВР идет в закрытом режиме.)

Правда, уже на следующий день (20 октября) завесу неопределенности приоткрыл премьер-министр, сообщив о разработке соответствующего законопроекта в ВР. А 24 октября президент оптимистично заявил: "Концепция Службы финансовых расследований будет представлена уже сегодня председателем комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Н. Южаниной".

Время, конечно, потеряно, но движения в высшем эшелоне власти позволяют надеяться, что хоть под конец года будет принят документ, соответствующий ожиданиям бизнеса, и действительно способствующий потеплению инвестиционного климата в Украине.

Де-юре Плана по таможне тоже нет

Значительно больше сил и времени потрачено на разработку Плана действий по реформированию таможни. Разработчики называют его стратегическим документом, содержащим детальный перечень мероприятий по 19 направлениям развития таможенного дела, как-то: организация и управление таможней, кадровые вопросы и мотивация таможенников, развитие инфраструктуры и оборудования, содействие торговле, безопасность цепочек снабжения, внедрение посттаможенного контроля и аудита…

Увы, Плана тоже нет, хотя его текст давно подготовлен рабочей группой. И с большой вероятностью можно предположить, что скоро он не появится. И не потому, что, по версии Минфина, находится на утверждении. Дело в структурной реформе таможни, включенной в План. С ее помощью Минфин надеялся повысить управляемость таможни за счет ликвидации региональных таможен и создания одной центральной, но подконтрольной ГФС. Однако такой подход не разделяют в налоговом Комитете ВР, где настаивают на сильной самостоятельной таможне.

Скорее всего, по этой причине План и оказался в подвешенном состоянии — постановление КМУ о ликвидации таможен как юрлиц, во исполнение которого должен был быть утвержден План по реформированию таможни, проголосовано, но так и не было подписано премьером. Т.е. де-юре Плана не существует. (По имеющейся информации, ныне План согласовывается с международными партнерами, и два месяца бизнес и экспертное сообщество замерли в ожидании его вынесения на Кабмин.)

Вот как прокомментировала этот вопрос ZN.UA Татьяна Острикова, руководитель парламентского подкомитета по вопросам таможенного дела и совершенствования Таможенного кодекса налогового комитета.

"Учитывая разные взгляды на конкретно эти предложенные в проекте Плана действия и решения, руководство государства приняло решение изучить данный вопрос и рассмотреть отдельно, возможно, даже на Нацсовете реформ, одновременно с законопроектом о Национальной таможенной службе, предусматривающем восстановление отдельного таможенного органа".

Законопроекты против "тени"

Неограниченное поступление нелегального товара на рынок, его теневые продажи и, соответственно, возможность организации теневых схем за неконтролируемую "наличку" от реализации "неучтенки". Вот к чему привело паразитирование крупного бизнеса на упрощенной системе.

Ведь сейчас, чтобы реализовывать фальсификат, контрабанду или даже краденое, причем даже в самых дорогих торговых центрах Украины, достаточно арендовать торговые площади под липовых физлиц предпринимателей (ФЛП), например II группы. Закон позволяет им при годовом обороте, не превышающем 1 млн грн, не только не вести учет через регистратор расчетных операций (РРО), но и отказаться от документального подтверждения происхождения товаров. В результате никакие проверки не могут определить, сколько и какого товара продано. И каков истинный масштаб деятельности такого предприимчивого ФЛП, умудряющегося, не превышая оборот, эквивалентный 37 тыс. долл., оплачивать аренду шикарного бутика в престижном ТРЦ.

Народные депутаты предложили свою версию решения: законопроект "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и в некоторые законодательные акты Украины в отношении мер по детенизации оборота товаров и услуг" №7142. Для разделения реальных и мнимых предпринимателей в документе предложен дополнительный критерий (торговая площадь), освобождающий предпринимателя от использования РРО. Предлагается ввести обязательное использование РРО предпринимателями-упрощенцами, которые торгуют самостоятельно в отдельных объектах торговли площадью от 150 кв. м и в отдельных помещениях площадью от 100 "квадратов". С одновременным введением для таких ФЛП обязанности учета первичных документов на приобретенные товары.

Кроме того, через РРО законопроект намерен вывести из "теневой" экономики торговцев рисковыми категориями товаров (лекарственные средства и подакцизные товары) и товаров высокого ценового сегмента (сложная техника и ювелирные изделия).

Вместе с законопроектом №7142 нардепы предлагают комплекс действий. Среди них — законопроект №4117 (в качестве РРО — планшет), но он "застрял" и не готовится ко второму чтению. Законопроекты №№6757 и 6759, мотивируют покупателей получением (кэшбэк) части суммы штрафных санкций в случае нарушения продавцом порядка расчетных операций. О борьбе с так называемыми "пиджаками" и "коммерческими посылками" идет речь в законопроектах №№6755 и 6756. При этом ожидается, что эта борьба не коснется обычного потребителя. Также нардепы готовят новый законопроект о компенсации стоимости РРО за счет недоплаты единого налога.

Параллельно и рабочая группа Минфина подготовила законопроект, который внедряет РРО третьего поколения (смартфоны и планшеты в качестве РРО), упрощает все процедуры при использовании РРО, расширяет сферу применения РРО на рисковые категории плательщиков, дает механизмы по премированию потребителя за проверку чека.

НЕзачет

В зачет всей антитеневой работы за год можно принять разве что постановление Кабмина №231 (об использовании РРО при торговле технически сложной бытовой техникой с гарантией). Но мониторинг Центра независимых потребительских экспертиз "Тест" показал, что 13 из 20 крупных отечественных интернет-магазинов по прежнему выдают покупателям при покупке смартфонов товарные чеки вместо фискальных… Комментируя такой результат, ДФС только сетует на безответственность продавцов. "Мы приходим на проверку, нас спрашивают: "Сколько штраф?" — "1 грн!" "На тебе 5 и иди дальше!", — рассказал и.о. главы отдела фактических проверок контроля над наличными операциями ГФС Станислав Кубрин.

Результат печальный, а времени мало. Да и легальный бизнес устал терпеть засилье нелегальной продукции на рынке и недобросовестную конкуренцию оптимизаторов.

Судя по последним заявлениям бизнеса — широкой Коалиции "За детенизацию экономики" в составе 25 бизнес-ассоциаций, Коалиции бизнес-ассоциаций "За либеральные реформы", Платформы бизнеса "Налоги для экономической свободы" и ряда отдельных ассоциаций, — бизнес уже требует реформ. 

И власти, судя по всему, ответ держать-таки придется. Ждать осталось недолго. Выборы — не за горами… А ближайшей площадкой для обмена мнениями может стать открытый экономический форум "Масштабы и схемы теневой економики".

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно