БАРХАТНЫЙ «СУХОЙ ЗАКОН» ИЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИНЦИПОВ «ЧИНОВНИЧЬЕГО РЭКЕТА»?

Поделиться
С провозглашением принципов свободного предпринимательства в нашей стране стала неизбежной утеря государством существовавшей до этого монополии на производство и продажу алкогольных и табачных изделий...

С провозглашением принципов свободного предпринимательства в нашей стране стала неизбежной утеря государством существовавшей до этого монополии на производство и продажу алкогольных и табачных изделий. Но оно вовремя оценило ситуацию и мирно отпустило вожжи, сняв устаревшие запреты. Тем самым были созданы предпосылки для возникновения мощной торговой индустрии: быстро развивающаяся сеть розничной торговли, появление крупных фирм, специализирующихся на импорте этих видов товаров, и наконец создание производственных мощностей с участием местного и смешанного капитала.

Однако последний из принятых в этой сфере документов - указ Президента Л.Кучмы от 23 июня с.г. «О сертификатах на право осуществления субъектами предпринимательской деятельности экспорта, импорта, оптовой и розничной торговли спиртом этиловым, коньячным и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями» ставит весь алкогольно-табачный рынок в новые условия, усилив его зависимость от тех процессов, которые на современном деловом сленге принято называть «государственным рэкетом».

Сертификация лучше национализации

Указ разбивает весь рынок на три уровня: экспорт-импорт и оптовая торговля сырьем (техническими и пищевыми спиртами), экспорт-импорт готовых алкогольных напитков и табачных изделий, а также розничная торговля готовой продукцией. И вводит обязательную сертификацию деятельности в каждом из них.

Так, отныне на первом уровне рынка, включающем в себя экспорт, импорт, оптовую торговлю спиртами, смогут работать лишь государственные фирмы, выложившие в зависимости от размеров своей деятельности не меньше 500 не облагаемых налогом минимумов (порядка $4000) за сертификат сроком на один год.

К деятельности на втором уровне, т.е. экспорту-импорту и оптовой торговле готовой продукцией (алкогольными напитками и табачными изделиями), допускаются и предприниматели, но лишь прошедшие в ходе сертификации определенный отсев. Этим должно заняться Министерство внешнеэкономических связей. Критерии, по которым разрешения выдадут одним и не выдадут другим, будут определены специальным положением Кабинета министров, так что о каких требованиях пойдет речь, мы можем пока только догадываться. Плата за сертификат - исходя из определенного минимального уровня оборота фирмы-импортера или оптовика, который тоже еще не определен, - составит в пересчете на СКВ около $2500.

Что же касается третьего уровня, т.е. розничной торговли, то здесь планируется предоставить каждому городу и селу определенное количество сертификатов в зависимости от численности проживающего в них населения. Реализовывать их будут уполномоченные МВЭС органы по минимальной цене в 30 не облагаемых налогом минимумов (около $250 в год).

Все ранее полученные лицензии к 15 августа с.г. утрачивают силу - их необходимо переоформить на сертификаты. Так что для «бархатной революции» рынка «слабых наркотиков» отводится совсем немного времени. Нарушителей, осмелившихся торговать спиртным без сертификата, ждет сложная система штрафов, сводящаяся в общей сложности к его шестикратной стоимости.

В заключение Указ обязывает Кабинет министров разработать положение об определении минимальной численности населения, на которое будет приходиться один сертификат на право розничной торговли. А также определить окончательную стоимость сертификатов по каждому виду деятельности, исходя из минимального объема экспорта-импорта, оптовой или розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями.

В зеркальном отражении

Не нужно быть дипломированным экономистом или бизнесменом-практиком, чтобы представить себе тот простор для коррупции и государственного рэкета, который появится, когда сначала под дверями МВЭС выстроятся представители всевозможных органов, желающих стать «уполномоченными лицами» по выдаче сертификатов, а затем уже они сами начнут править бал на местах, выбирая, которому из десяти желающих разрешить торговать спиртным. А в том, что отбор претендентов на обладание «розничными лицензиями», по крайней мере, в Киеве будет происходить по принципу «один из десяти», сомневаться не приходится. Так как трудно предположить, что кого-то (а тем более чиновников) устраивает положение вещей, при котором один гастроном обставлен полусотней железных ларьков с идентичным сигаретно-спиртным ассортиментом. А если, исходя из количества жителей в определенном населенном пункте, за один сертификат будут сражаться, скажем, ресторан «Наполеон» и уличная корчма, то кто заведомо выиграет и что от этого получит население?

Совершенно очевидно, что там, где спрос изначально намного выше предложения, должен быть задействован честный рыночный принцип отбора, как-то тендер или аукцион. Если же государство отказывается проводить их гласно, то они состоятся негласно, но все равно состоятся. А значит, отечественный бизнес лишний раз будет поставлен в унизительную зависимость от чиновника, а накладные расходы, возникшие в ходе улаживания их взаимоотношений, оплатит из своего кармана рядовой потребитель водки и сигарет.

Чем больше масштаб, тем сильнее зависимость и выше ставки. Можно лишь догадываться о том, что значит оказаться под дамокловым мечом сертификации, зависящей от воли должностного лица, к примеру, крупному импортеру, у которого на год вперед подписаны контракты на сотни тысяч долларов. И совсем непонятно, что делать тем негосударственым фирмам, которые только вчера наладили масштабный экспорт спиртов, купленных, к примеру, на сельхозбирже и не успевшим еще выпить шампанского по поводу освобождения от квот и лицензий. Может, перепродать свои трехлетние контракты государственным внешнеторговым фирмам?

Все будет, как было...

Большинство из опрошенных нами управляющих и владельцев крупных импортерских и оптовых фирм согласились прокомментировать последствия данного Указа лишь анонимно. Из их высказываний удалось составить следующее обобщенное мнение:

- Государство ищет, где бы еще «урвать» денег, - говорили бизнесмены, - однако в данном виде Указ значительного урона не нанесет. Ну, заплатим две с половиной тысячи за сертификат, столько же - чиновнику, ну и что? Кстати, потом сможете подсчитать, сколько оптовых фирм будет числиться как имеющие минимальные обороты. Таких будет большинство. А на практике все пойдет так, как шло до сих пор: в накладной пишется 10 бутылок, а продается 120. Сложнее будет импортерам, потому что у них все учитывается на таможне, проще - тем, кто будет продолжать работать с «челночниками», базарами, продавать продукцию без акцизных марок. Таким образом, действующие в рамках правового поля окажутся, как и раньше, в заведомо невыгодном положении.

А вообще торговых точек, конечно, станет меньше, процентов на 20 упадут первое время объемы продаж и вырастут цены - уменьшение количества торговцев снизит уровень конкуренции на рынке, а от этого никому не станет лучше. Но в нашем государстве ко всему надо быть готовым, - как правило, улыбались они в конце разговора.

В комментарии «Урядового курьера» в связи с подписанием Указа министр внешнеэкономических связей Украины Сергей Осыка привел статистические данные об объемах импорта спиртного, который составил за прошлый год $31 млн. и табачных изделий - $20 млн. Даже если учесть, что внутри страны эта продукция продается в полтора-два раза дороже, эти цифры большинству моих собеседников все равно показались явно заниженными. По их данным, только в Киеве и Ужгороде за день продается оптом 3 - 4 контейнера импортных сигарет на сумму порядка $250 тыc. Сходные цифры приводили они и по импортируемому спиртному. Так что рынок, о котором идет речь в указе, более объемен, чем его пытаются представить. Но дает ли это основание надеяться на относительную либеральность ожидаемого постановления Кабинета министров, долженствующего обозначить на нем окончательные правила игры?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме