Загадочная болезнь Востока оказывает влияние и на украинский бизнес. Первыми отголоски неведомой хвори ощутили туристические компании. В Юго-Восточную Азию сейчас и пряником никого не заманишь. Фармацевтический рынок тоже в напряжении, ведь Китай и его соседка Индия — крупнейшие экспортеры фармацевтического сырья. Прошелся смертоносный вирус SARS и по рынку строительных материалов. В частности керамической плитки…
Стоп, нашествие!
До появления неизвестной болезни «плиточные» операторы отмечали довольно интересную тенденцию — увеличение поставок плитки из Китая в Украину, страны ближнего и дальнего зарубежья. При относительно хорошем качестве этой облицовочной плитки (правда, о напольной этого сказать нельзя), она в несколько раз дешевле любой другой импортной. Кстати, пальма первенства в мировом производстве плитки принадлежит именно китайским производителям, а не признанным лидерам в области дизайна — Италии и Испании.
Понятно, что китайцы активно ищут места сбыта для своей продукции. Европейские страны пытаются защититься от ее нашествия, по сути, возводят «китайскую стену», используя такие мощные заслоны, как квотирование, лицензирование, высокая таможенная пошлина, и тем самым защищают своего родного производителя. А вот близкая наша соседка Россия не выдержала натиска китайской плитки и практически завалена ею. Судя по тому, что события, происходящие на российском рынке, спустя некоторое время повторяются и на украинском, можно сделать однозначный вывод: плитка китайского происхождения будет теснить прочий зарубежный товар. Только вот сделать ей это «мешает» атипичная пневмония, из-за которой (или благодаря) украинские предприниматели не спешат заводить дружбу с китайскими «плиткоделами». Как стало известно, некоторые бизнесмены после сообщений СМИ об эпидемии, отменили свои запланированные поездки в Китай.
Новые игроки
Пока китайские производители готовятся к наступлению на керамические рынки СНГ, их украинские коллеги предпринимают действия к обороне своих позиций. Уже прослеживаются тенденции, которые, по всей видимости, приведут к значительным переменам на рынке.
Прежде всего расклад в сегменте керамической плитки наверняка изменится благодаря введению в строй киевского керамического завода — ЗАО ИИ «Пиастрелла-«К». Предприятие с зарубежными инвестициями уже наладило выпуск керамической плитки на импортном оборудовании. К концу года мощность нового завода предположительно составит 150 тыс.кв.м. в месяц. Вообще Украина располагает идеальными условиями для строительства кафельных заводов. Она обладает лучшими в Европе залежами глин (прежде всего, каолина). Имеется в наличии и промышленная инфраструктура. Тем не менее понадобилось ждать долгих десять лет, прежде чем «на теренах незалежної» появилось хотя бы одно плиточное предприятие. Если же в Украине построить хотя бы несколько крупных предприятий, она вполне может превратиться в мощнейшего экспортера керамической плитки. Пока же наша страна на главнейших рынках керамической плитки — Италии, Испании, Турции — выступает только в роли лидирующего поставщика сырья.
Импорт остается испанским
Отечественные производители только начинают отвоевывать у зарубежных коллег когда-то утраченные передовые позиции. До сих пор керамический товар продолжают завозить внушительными объемами в Украину (впрочем, как и во многие другие страны) из Испании и Италии. Испанская плитка представлена более широким рядом торговых марок, чем любая другая импортируемая плитка, а потому занимает первое место в структуре импорта по объему завозимой продукции.
Традиционно много керамической продукции завозится в наше отечество из близлежащих стран — Беларуси, Литвы, Словакии, России, а также из вышеупомянутого Китая.
Достаточно удачно вписалась в средний ценовой сегмент турецкая продукция (например, плитка торговых марок Canakkale Seramik, Calebodur, Toprak, Urbai, Agun, Pera) и литовская (ТМ Dvarcioniu Keramica). Российская керамическая плитка пока проигрывает — при аналогичном качестве ее цена выше. В значительно меньших количествах импортируют плитку из Индонезии, Германии, Венгрии, Польши, Чехии.
Кстати, у потребителей сложилось устойчивое мнение, что самая качественная плитка — это итальянская и испанская (возможно, потому что итальянцы — общепризнанные мировые законодатели моды в мебели, стройматериалах и, в частности, в сегменте керамической плитки, а испанцы умело их копируют). К сожалению, непревзойденное качество итальянской и испанской плитки (заметим, далеко не всей) — это, как утверждают многие специалисты, не более чем миф. К слову, плитка из Турции, Чехии, Словакии, Беларуси и других стран порой не уступает ни в качестве, ни в дизайне итальянской. Но некоторые импортеры удачно используют это заблуждение в своих целях, закупая по дешевке неликвидную плитку в Испании или Италии, а затем продают ее в Украине как дорогую и элитную.
В моде нынче крупные…
Украинская мода старается не отставать от европейской, шагая с ней практически в ногу. Канули в Лету те времена, когда она отставала от европейской на два, а то и три года. В целом все, что есть и модно там, имеется в наличии и у нас. Отечественные операторы стараются учитывать модные тенденции, хотя иногда все еще не успевают за этой быстрой и капризной дамой.
Продавцы говорят о том, что на сегодняшний день размер самой продаваемой плитки — 20х30 см по средней цене 25—30 грн. за один квадратный метр.
Основные модные веяния на керамическую плитку таковы:
— глянцевая плитка «сдала» свои позиции полуматовой и матовой;
— растет популярность мозаичной плитки;
— пользуется спросом плитка, имитирующая мешковину, кожу, стекло, металл, дерево, камень;
— в почете — пастельные тона, прозрачные стеклянные фризы с геометрическим рисунком.
Среди наиболее ярко проявившихся за последнее время направлений в развитии дизайна современной керамической плитки, как настенной, так и напольной, заметна в первую очередь мода на крупную плитку.
Дизайнеры экспериментируют не только с размером и декоративными элементами, но и кардинально меняют форму укладки фризов. Сегодня их стало модно размещать вертикально. Также спектр дизайнерских приемов расширился за счет активно внедряемой новейшей бесшовной технологии укладки.
И все же следовать моде себе могут позволить лишь жители крупных городов, где в целом платежеспособность населения выше, чем на периферии. Для региональной публики при выборе плитки цена по-прежнему остается определяющим фактором. Тем не менее операторам не стоит отчаиваться, а начинать пропагандировать модный товар, и уже сейчас занимать место под солнцем на локальных рынках Украины.
Когда лекарство определяет рыночные перспективы
Рискнем обозначить несколько аспектов развития рынка на текущий год. Итак, атипичная пневмония «не пускает» китайскую облицовочную плитку на украинские просторы. Если против смертельно опасного вируса SARS панацею в ближайшее время найдут, структура импорта может молниеносно поменяться. В противном случае украинские просторы для китайского товара будут недоступны. Серьезные «перетасовки» на рынке возможны также в случае, если на внутреннем рынке активизируют работу украинские производители.
В то же время интерес к Украине как к перспективному рынку сбыта продукции многих европейских производителей керамической плитки постоянно растет. Поэтому с каждым годом количество торговых марок, представленных на отечественных прилавках, будет увеличиваться. Многие операторы не исключают и прихода иностранных производителей, ведь емкость плиточного рынка весьма обнадеживает.