Правительства разных стран всегда пытались контролировать количество потребления спиртного населением. Каждое делало это по-своему, и получившееся разнообразие соотношений целей и средств послужило хорошей почвой для исследования того, как влияет цена выпивки на объемы ее потребления.
Кажется логичным, что при повышении цены на какой-то товар, например спиртные изделия, объемы его продаж должны снижаться. Тем не менее что-то заставило группу исследователей проверить этот факт. И, как показала практика, не напрасно.
Ученые американского Центра профилактики проанализировали статистику продаж спиртного в Швеции в промежутке между 1984-м и 1994 годом. По их словам, рынок этот весьма сложный. Там не раз принимались такие меры по сокращению потребления спиртного населением, как, например, повышение налогов на продажу алкоголя, ведущее за собой его подорожание для конечного потребителя. Причем приводило это зачастую к увеличению потребления спиртного за счет перехода потребителей на более дешевые марки, а не к сокращению объемов продаж.
В своей статье, опубликованной в журнале Alcoholism, исследователи утверждают, что имеет смысл повышать цены только на более дешевые напитки. По мнению автора доклада Пола Грюнвальда, анализ рынка алкогольной продукции осложняется широким разнообразием цен на разные виды напитков: «Наши исследования показали, что повышение цен на спиртное может как привести, так и не привести к снижению его потребления и разрешению связанных с этим проблем. Одинаковое подорожание может по-разному повлиять на разные рынки и с разным распределением цен».
Исследователи обнаружили, что при повышении цен на более дорогие напитки потребители просто переключаются на более дешевую альтернативу, в то время как повышение цен на самые дешевые напитки действительно сокращает объем продаж.
Изучив статистику продаж Systembolaget (до 1995 года государственная монополия по поставкам спиртного в Швеции), они выяснили, что тотальное повышение цен на 10% привело к сокращению объема продаж на 1,7%. Когда те же 10% подорожания коснулись только наиболее дорогих напитков, общее число продаж возросло на 2,8%. При повышении же цен только на самую дешевую продукцию они сократились на 4,2%.
Зато снижение цены на спиртные напитки имеет более прямолинейный результат. Так, например, в Великобритании с 70-х годов прошлого века цены на спиртные напитки относительно стоимости большинства остальных товаров в основном снижались.
В этот же период отмечался рост злоупотребления алкоголем и связанных с этим смертей. Более 6500 людей умирают ежегодно только из-за заболеваний печени и алкогольного отравления.
Профессор Мартин Плант, эксперт по алкогольной продукции Западноанглийского университета, уверен, что стоимость спиртного несомненно влияет на объемы его потребления. «Но наблюдения показывают, что просто повышение цен на весь ряд спиртной продукции не всегда заметно влияет на объем продаж, — говорит он. — Хотя Австралия увидела в повышении цен на крепкие сорта пива способ снизить их потребление».
Исследователи считают: правительственные программы должны принимать во внимание тот факт, что потребители могут поменять свои алкогольные пристрастия под воздействием тех или иных обстоятельств. Они утверждают, что применительно к дешевым напиткам подорожание будет более результативным, чем если оно коснется всего ряда алкогольной продукции.
Как бы там ни было, главное помнить, что во всем надо знать меру и не стоит пытаться повторять опыт с сухим законом — Америке это ничего хорошего не дало.