АЛАН МАКГИ: «ЭТО — РЕВОЛЮЦИЯ»

Поделиться
Алан МакГи - босс и основатель Creation Records. Под его покровительством сформировались, выросли и вошли в музыкальную историю такие группы, как My Blood Valentine, Jesus And Mary Chain, Primal Scream и, конечно, Oasis...

Алан МакГи - босс и основатель Creation Records. Под его покровительством сформировались, выросли и вошли в музыкальную историю такие группы, как My Blood Valentine, Jesus And Mary Chain, Primal Scream и, конечно, Oasis. Он считает, что очень скоро его компания останется не у дел...

В индустрии наступил кризис. И настолько большой, что никто толком не понимает, что происходит. Революция - в процессе, но никто об этом не знает. Технология вытесняет раскрутку музыки, и возникает вопрос: останутся ли еще какие-нибудь записывающие компании/лейблы через десять лет? Я так не думаю.

То, что наблюдается сейчас, началось еще в восьмидесятых. Корпорации перестали вкладывать деньги в талант, вместо этого они изобрели бэк-каталоги. Вместо того, чтобы развивать новые группы/акты, они зарабатывали деньги на старых альбомах The Beatles, Rolling Stones, Led Zeppelin и т.д. Сейчас такие трюки уже перестали работать. Так что нет ничего удивительного в том, что сейчас никто не покупает альбомов! На данный момент просто нет ничего нового, по поводу чего можно прийти в возбуждение. Когда я спрашиваю людей о том, что они думают о современной музыке, они отвечают, что это - разведение раствора.

Другой причиной является тот факт, что у нынешней музыки нет никакой идеологии, как это было у панка и асид-хауза. Оба эти течения были образом жизни. (Сейчас я хочу есть, что-то себе приготовлю и, может быть, пока буду обедать, поставлю Massive Attack.) Нет ничего, что могло бы объединить людей, и поэтому индустрия гибнет.

Но кризис лежит еще глубже. Задумайтесь над тем, в чем состоит идея рок-н-ролла. Пойти на концерт мультимиллионной группы, вроде Pulp или Ocean Colour Scene, которую будут слушать и 64-летний отец, и 37-летний брат, и 14-летний племянник? Музыкальная коллекция моего отца мало отличается от моей. Вот в чем горькая правда. В музыке больше нет восстания. Но если вам пятнадцать, если вы покупаете лэптоп/компьютер и ваша мама не знает даже как его включить, - это уже рок-н-ролл!

Вся лучшая музыка была создана на основе пропасти между поколениями. В конце семидесятых Тимоти Лиэри/Timothy Leary сказал, что компьютеры - это новые психоделики. Возможно, он был прав. Именно в этой области сейчас наблюдается разрыв между поколениями. Никто старше тридцати двух по-настоящему не понимает как они работают. И мне кажется, что молодые люди занимаются компьютерами и компьютерными игрушками, потому что таким образом могут выразить индивидуальность и создать свой маленький мир.

Музыкальные мегамагазины становятся атрибутом прошлого! Через десять лет ни Oasis, ни Primal Scream не будут нужны никакие записывающие компании. Они знают свой круг поклонников и смогут распространять музыку для фанатов через Интернет по десять фунтов за раз.

Это революция. Через десять лет не будет никаких музыкальных компаний. Для групп значительно приятней без всяких посредников, лейблов загрузить свою музыку через Интернет и обрадовать своих поклонников по значительно более дешевой цене.

За каждый проданный альбом, при условии заключения хорошего контракта, группы получают около полутора-двух фунтов. Через несколько лет они смогут продавать свои альбомы через Интернет по десять фунтов. Таким образом то, что PolyGram и EMI распродаются, - не случайное совпадение. Люди наверху признают, что Интернет изменит всю систему распространения и продажи музыки. Они стремятся уйти, пока есть такая возможность. По-прежнему будут лейблы для новых групп, но они не будут нужны для групп, уже завоевавших себе имя (типа Oasis и Rolling Stones).

И еще будет музыка. Вы и я - мы всегда будем петь «Live Forever». Изменится лишь путь, по которому к вам будет доходить музыка, и это будет настолько огромным изменением, что ни у кого в музыкальной индустрии не хватает смелости об этом рассказать.

Я сижу на разных конференциях и встречах для музыкальных менеджеров, вроде меня. Мы видим самые последние новшества в интернетовской технологии - вещи, которые еще нигде не появлялись, и становится ясно, что записывающие компании настолько безнадежно отстали в своем развитии, что если они не начнут перестраиваться, то просто вымрут. Понимаете, если бы вы были в группах Fugazi или Tortoise и были настолько полны духом независимости, то разве вы не предпочли бы мучениям с контрактами просто оставить свою музыку в сети, чтобы ваши поклонники могли ее себе загрузить?

Не поймите меня превратно. Я не думаю, что это плохо. Наоборот, это самое лучшее, что произошло за последние годы. Музыкальная тусовка станет меньше и будет служить людям, которые любят музыку, а не покупают ее как атрибут моды. Все станет меньше. Компании будут меньше платить музыкантам, меньше будет раскрутки и рекламы, упадут цены на видеоклипы, компакты станут дешевле. Все вернется к тому, что было раньше. Что значительно здоровей, потому что это ближе к реальности.

Мы все стали реалистами. Я уволил пять человек с Creation, потому что... понимаете, я больше уже не принимаю наркотиков. И не то, чтобы я когда-то был поклонником Тэтчер, а просто я стал реалистом. Мы не можем содержать штат из 35 человек, так что пятеро должны были уйти. Никто сейчас не продает свои альбомы/компакты. Если кто-то вам говорит иное, то он лжет. В музыкальной индустрии по всему миру сейчас наблюдается глобальный застой. Конечно, на церемонии вручения Бритов видны одни улыбки, но индустрия находится в состоянии полного кризиса.

Но все будет нормально. Нам нужна музыка. Без нее мы бы все погибли. И не все ли равно: купим мы ее в Tower Records или загрузим с Интернета, расплатившись по кредитке. Может быть, я не прав, но мне кажется, все идет именно к этому.

«Магазины - это динозавры, и скоро они исчезнут»

Большинство людей в музыкальном бизнесе соглашается с мнением, что Интернет кардинально изменит весь процесс приобретения, продажи и прослушивания музыки. Единственное, в чем они не сходятся, - как скоро последствия этой революции станут очевидными. Через пять лет? Десять? Пятнадцать? Пусть они продолжают об этом спорить. Для одной независимой лейбел в США все уже началось.

Twin/Tone Records, лейбел в Миннеаполисе, выпустившая ранние альбомы таких групп, как The Replacements, The Jayhawks, Soul Asylum, Babes In Toyland и Ween, отпечатала свой последний компакт-диск и теперь будет продавать свою продукцию исключительно через сеть. К концу этого года лейбел, существующая уже более двадцати одного года, планирует распространять музыку более тысячи разных групп и музыкантов в киберпространстве в виде звуковых файлов.

Уже сейчас можно зайти на их страничку - www.twintone.com - и загрузить песни, обложки альбомов и т.д. Вы сможете покупать альбомы (идентичного компакт-дискам качества) или отдельные композиции. Одна песня будет стоить $1,50, весь альбом обойдется в $10. Для сравнения, в музыкальных магазинах США альбомы Twin/Tone продаются по ценам от $13,99 до $16.

Эта система была давней мечтой/идеей соучредителя и директора-менеджера Twin/Tone Пола Старка:

«Пожалуй, мой взгляд на музыкальный бизнес всегда был несколько нестандартным, - говорит он. - Меня давно интересовали технологические вопросы. Я считаю, что через пятнадцать лет у всех будет выход на Интернет. Ваши видео, игрушки, телевизор и телефон будут работать как единый центр. В месяц вы будете получать один общий счет за все, и если вам захочется послушать музыку, то придется заплатить несколько пенсов за песню. То же самое будет происходить с фильмами».

Что касается музыки, то такое футуристическое видение уже начинает реализовываться благодаря новой технологии, Liquid Audio. Предыдущие способы загрузки музыки с Интернета зачастую были раздражающе медленными: иногда для того, чтобы сбросить на свой компьютер четырехминутную композицию, требовалось порядка пяти часов. Но с Liquid Audio можно загрузить ту же песню менее чем за десять минут. Более того, Пол Старк уверен, что эта программа может обеспечить серьезный уровень защиты от пиратства - основной причины страха всей индустрии перед Интернетом.

Liquid Audio компрессирует и кодирует музыку, используя «водяные знаки». Предположим, что в момент некого безумия, например, после экспериментирования в области фармакологии, вам захотелось услышать песню «Don't Shit Where You Eat» группы Ween. Вы просто загружаете на свой компьютер программу Liquid Audio Player (бесплатно), регистрируетесь, используя номер своей кредитной карточки, и через несколько минут вы уже находитесь в центре аудио-ада.

Всякий раз, когда вы загружаете что-либо с Twin/Tone, номер кредитной карточки посылается серверу лейбел, где кодируется в музыкальный файл во время трансмиссии. Ваш личный звуковой файл можно будет сыграть только на вашей машине. Вы, конечно, сможете его переписать на компакт-диск, но этот диск также будет содержать «водяной знак» с номером вашей кредитки. Так что если захотите сделать копию компакта и отдать другу, то конечно, здесь никаких проблем. Но если все зашло несколько дальше и каким-то образом копия дошла до Twin/Tone, они без всяких проблем, по «водяным знакам», смогут узнать, откуда все началось.

«Конечно, это не остановит пиратство, но отвлечет честных людей от соблазна», - говорит Старк.

Одной из причин ухода Twin/Tone в киберпространство стал тот факт, что огромное количество альбомов, выпускаемых в Америке (более десяти тысяч только в прошлом году) означает, что на полках музыкальных магазинов для всех просто не хватит места. Не имеет значения тот факт, как много группа гастролирует или насколько хорошие рецензии получает в прессе. Если они не готовы заплатить за место на полке и рекламу в специализированных журналах, то попадают в хвост очереди, когда магазин решает, чьи альбомы заказать в свои запасы. По подсчетам Старка, каждое место для компакт-диска обходится лейбел в сумму до четырех долларов.

«Наш дистрибьютор - ADA, лучший в этой стране для рынка альтернативной музыки. Каждый месяц через них проходят около 40-50 новых альбомов, но магазины готовы взять только 20 из них. Они составляют заказ по признаку - кто готов заплатить за рекламу в их брошюрах или за место. Нам просто не удается туда попасть. Как только они продали наши вещи, у них настолько сжатый бюджет, что иногда они не заказывают пополнение один-два месяца. В результате иногда около девяти недель на их полках нет наших компактов».

Ввиду такого отсутствия поддержки со стороны магазинов, инициатива Старка представляется скорее необходимостью, чем инноваторством. Избавляясь от посредников, он также экономит на затратах около 70 % (на дистрибьюторов и производство компактов) и сможет делить прибыль с самими группами. 50-60 - намного больший процент, чем любой музыкант получает на обычном лейбле. Удивительно, но несмотря на то, что действия Старка в определенном смысле эквивалентны подписанию смертного приговора музыкальным магазинам, он утверждает, что никаких жалоб не поступало.

«Да, я это делаю. Я ничего не имею против них, но музыкальные магазины - как динозавры, и скоро они исчезнут. Останутся, возможно, какие-нибудь специализированные лавочки для коллекционеров, но и они со временем исчезнут».

Единственное, что эта технология не учитывает, - это иррациональная радость сжимания в руках только что приобретенного альбома. По правде говоря, чувствуя его запах, доставая обложку из коробки и играя в первый раз (чаще это случается с винилом, чем с компакт-дисками), испытываешь огромную радость, гордость собственника.

«Группы на моей лейбел первыми будут жаловаться на это, - Старк обезоруживающе смеется. - Мои музыканты все еще хотят печатать пластинки. Они знают, что это бессмысленно с точки зрения рынка, но хотят это делать. Мне очень грустно смотреть на то, как это исчезает, но я - реалист. К тому же, подрастает новое поколение. Мои дети уже не знают, что такое двенадцатиинчевый сингл».

Как ни странно, независимые лейбел более готовы принять новую технологию. Благодаря сети возможности независимых компаний выросли невероятным образом, в то время как неуклюжие корпорации об этом больше говорят на своих часто плохо сделанных официальных страницах, которые представляют собой не более чем рекламу музыкантов. Традиционно инди-лейблы продают свою музыку в своей стране и, может быть, в лучшем случае, имеют выход еще на парочку экспортных рынков. С Интернетом у них появился доступ сразу ко всему миру.

«Корпорации по-настоящему зависят от миллионных тиражей, и им вряд ли удастся продать миллион альбомов через сеть. Пока, во всяком случае, - говорит Старк. - Но мне, чтобы хорошо себя чувствовать, надо продать всего две тысячи альбомов. И это намного легче сделать через сеть».

Старк считает, что рано или поздно радио- и телестанции, так же как и записывающие компании и магазины, уступят место новой технологии.

«Теле- и радиовещание перестанут существовать, но в сети появятся их эквиваленты. Конечно, потребуется определенное время для того, чтобы люди поняли и приняли такие идеи».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме