Где играют в "классики", играли классику

16 августа, 16:55 Распечатать Выпуск №30, 17 августа-23 августа

Кроме Северодонецка, проект охватил близкие к линии разграничения Счастье, Валуйское, Попасную, глубинные райцентры вплоть до государственной границы. 

В июле-августе некоммерческая ассоциация VladOpera (руководитель Петер Шварц) вместе с украинско-белорусской инициативной группой "Опера и диалог" реализовали на Луганщине четвертый проект — "Музыка и диалог", месседж которого — "Слушать, чтобы лучше понимать друг друга".

Кроме Северодонецка, проект охватил близкие к линии разграничения Счастье, Валуйское, Попасную, глубинные райцентры вплоть до государственной границы. Всего — 10 городов и поселков.

Примечательно: как прошлым летом (данный проект реализовал в Северодонецке оперу Моцарта "Дон Жуан"), так и сейчас среди слушателей встретились и меломаны с неподконтрольной территории. Для начала их можно было определить по явному нежеланию попасть в объективы. Это нисколько не мешало всем вместе наслаждаться музыкой, участвовать в обсуждениях, выходящих порой за рамки искусства...

Данный проект профинансировало министерство иностранных дел Германии, поддержали Генеральное консульство этой страны в Донбассе, Гете-институт в Киеве, управление культуры, национальностей и религий Луганской облгосадминистрации. В него включились два учебных заведения из разных концов Украины — Северодонецкий колледж культуры и искусств им. Сергея Прокофьева и Дрогобычский музыкальный колледж им. Василия Барвинского, а также Луганский областной академический музыкально-драматический театр.

В целом по проекту работали около 80 человек. Открытые репетиции, концерты, выступления на разных площадках сопровождались живыми беседами артистов и слушателей. Это стало составной частью всех программ.

О разных сторонах общей работы рассказали менеджер проекта Анна Казакова (Беларусь), музыкальный руководитель, белорусско-немецкий дирижер Виталий Алексеенок, руководитель группы "Опера и диалог" Татьяна Плис (Украина), директор Северодонецкого колледжа Марина Яворская, концертмейстер и скрипач Юлиус Майер из Германии, виолончелистка Надежда Скоморох, куратор Ольга Урсол.

— У проекта много удаленных, незнакомых вам локаций, — как же ухитрились все наладить? — спрашиваю организаторов.

— Сперва как бы уперлись в стену, — был ответ. — Местные работники культуры в межсезонье уходили в отпуск и не брались нам помогать. Но мы подружились с активистами общественных организаций. Они оповестили людей, подобрали места для выступлений, причем зачастую весьма интересные, которые сами же и обустроили как общественный простор. Плюс к этому организовали познавательные встречи, экскурсии по своему краю.

Собственно, отпускная пора и дала возможность собраться такому неожиданному "гурту", ставшему как бы одной семьей.

— У нас оркестровые группы сформированы таким образом, чтобы вместе играли опытные и молодые музыканты, чтобы им было что обсуждать, — говорит Виталий Алексеенок.

Уточнил его возраст: известному маэстро, оказывается, всего 28 лет; но он осваивает все более сложный репертуар, стремится подниматься на новые высоты, учить других.

— Наши и дрогобычские студенты, забыв о каникулах, вовсю пользуются такой замечательной возможностью, — довольна заслуженный деятель искусств Украины Марина Яворская. — Репетируют до глубокой ночи.

— Довелось слышать на репетиции, как вы, Виталий, очень доброжелательно, но все же иногда не соглашались с самой манерой игры наших оркестрантов.

— Тогда репетировали произведения Моцарта, Шуберта, других западноевропейцев. Молодых украинских музыкантов захлестывали эмоции, что им и свойственно. Однако в западных странах стиль более сдержанный, размеренный.

— Раз уж мы идем в Европу…

— Главное тут — идти за духом самого произведения. Вы же слышали, как мы исполняли Максима Березовского, который учился в гетманской певческой школе на Сумщине, Киевской духовной академии, а потом в Болонье. Он еще в ХVIII веке объединил украинские традиции с итальянскими. Вот и мы, такие разные, стремимся к диалогу, взаимообогащению культур.

Во дворах играют классику

Слушатели полноформатных программ высоко оценили результат. В том числе прозвучавший в областном театре и районных Дворцах культуры хоровой концерт Березовского.   Его и еще несколько ранее неизвестных произведений знаменитого соотечественника недавно отыскала в архивах преподаватель Донецкой, а ныне Львовской музыкальной академии, музыковед Ольга Шумилина.

Добрым явлением стала также музыкальная премьера Ольги Подгайской. Белорусский композитор написала свою пьесу "Присутствие" специально для проекта и посвятила ее нашему краю и его современным событиям. Сводный хор и яркая киевская солистка Ольга Журавель чудесно, вдохновенно пели на разных языках — по оригиналам авторов.

Открытые занятия по вокалу привлекли желающих поучиться петь. Причем совершенно разного возраста. То же можно сказать и о любителях театрального творчества. Креативная группа смогла провести четыре дня в лесном лагере Art Camp "Театр и диалог" под Кременной, а потом выступить на импровизированных площадках с уличным перформансом "Я — Ты — Город".

Мобильные камерные ансамбли участников проекта (зрелые профессионалы и студенты) выступали прямо во дворах. Там, где играют в "классики", играли не поп-музыку, а классику! Слушать их выходили целыми семьями. Концерты, диалоги доставили радость, дали простор для чувств и мыслей.

Все больше людей потянулись на "те самые" открытые репетиции в колледже. Что, как говорится, и требовалось доказать. Доказывает возможность плодотворного диалога через искусство и прошедший в нашем регионе августовский кинофестиваль-вояж с вполне серьезной программой Lampa.teens для тинейджеров. Так что вполне можно поспорить с сетованиями на то, что новое поколение по уши погрязло в гаджетах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №43-44, 16 ноября-22 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно