Мораторий ограничивает прежде всего права собственников земли, а также стимулы для осуществления в сектор инвестиций, необходимых для привлечения новейших технологий, развития систем ирригации и т.п. Он также существенно ограничивает доступ к финансированию для малых и средних фермеров, поскольку они не могут получать кредиты под залог земли, а это, в свою очередь, препятствует развитию мелких фермеров и переходу к производству продукции с более высокой добавленной стоимостью.
В результате уровень производительности сельского хозяйства в Украине на сегодняшний день довольно низкий по сравнению с другими европейскими странами. Добавленная стоимость ведения сельского хозяйства в Украине из расчета на один гектар в 2018 г. составляла 440 долл. США по сравнению с 1100 долл. в Польше, 1700 - в Германии и 2450 долл. - во Франции. Основная причина этого заключается в том, что сельскохозяйственное производство в Украине сосредоточено на продуктах с более низкой добавленной стоимостью, таких как зерно. Плата за аренду сельскохозяйственных земель в Украине также значительно ниже, чем в других европейских странах, что негативно влияет на доходы землевладельцев.
Таким образом, земельная реформа критически необходима для обеспечения устойчивого экономического роста Украины и преодоления бедности. Но важно также, какой именно она будет, поскольку от дизайна реформы зависит, сколько инвестиций Украина сможет привлечь, и сколько смогут получить собственники земли от ее аренды или продажи. Всемирный банк просчитал разные сценарии запуска рынка земли, и, безусловно, самый либеральный, с меньшим количеством ограничений даст лучший экономический эффект как для собственников земельных участков, так и для перспектив экономического роста страны в целом. Но в любом случае и при любом дизайне реформы от снятия моратория прежде всего выигрывают землевладельцы, которые получат право свободно распоряжаться своим имуществом и получить за него достойное вознаграждение.
Безусловно, открытие рынка несет и ряд рисков, поэтому должно сопровождаться применением вспомогательных мер, которые сделали бы рынок максимально прозрачным и эффективным. Сейчас проект закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, принятый Верховной Радой в первом чтении 13 ноября 2019 г., является серьезным прорывом в создании рынка земли. Но дополнительное законодательство критически важно для создания механизмов эффективного управления рынком земли, создания прозрачной системы мониторинга, предотвращения концентрации и монополизации и обеспечения доступа к финансированию для мелких фермеров. Здесь, по нашему мнению, важно, чтобы это дополнительное законодательство было принято до открытия рынка земли.
Дополнительные меры необходимы по двум основным направлениям: обеспечение эффективного управления земельными отношениями и доступ к финансированию для малых фермеров.
Эффективное управление земельными отношениями включает следующее:
- открытие доступа к данным земельного кадастра и обеспечение совместимости данных между кадастром и государственным реестром. Это важно с точки зрения уменьшения манипуляций с документацией о правах собственности и возможностей для коррупции. Соответствующий законопроект уже был зарегистрирован в парламенте. Кроме того, для предотвращения случаев повторной регистрации или рейдерских захватов должен быть принят дополнительный закон, который бы позволил полностью автоматизировать обмен информацией между реестром и кадастром и требовал регистрации всех расценок, прописанных в договорах продажи и аренды;
- упорядочение процедур передачи земельных участков и децентрализация управления землей, включающая передачу права собственности и управления государственными землями от Геокадастра в местные органы власти. Соответствующий законопроект уже был принят в первом чтении. Кроме того, необходимо разработать и принять пакет законодательства для урегулирования пользования государственными землями на местном уровне, проведения обязательных электронных аукционов и ограничения непрозрачной раздачи земель;
- создание системы мониторинга земельных отношений для обеспечения того, чтобы реформа рынка земли проводилась согласно плану и для предотвращения мошеннических действий. Сейчас обсуждается концепция закона о создании системы мониторинга земель, которая бы обеспечила доступ к данным о реестрах прав собственности, автоматически блокировала передачу земель с нарушением законодательных ограничений.
Чтобы решить проблему доступа к финансированию под залог земли, для фермеров, ранее не имевших возможности получать банковские кредиты, целесообразно было бы создать учреждение (с независимым и прозрачным управлением), которое бы предоставляло частичные гарантии по кредитам. Впрочем, создание такого механизма не сможет полностью решить проблему со стоимостью ресурсов для фермеров. Поэтому необходим еще дополнительный механизм поддержки - государственная помощь.
Государственные субсидии для фермеров должны быть узконаправленными и разработанными таким образом, чтобы стимулировать повышение производительности и выращивание продукции с большей добавленной стоимостью, а также применение новых технологий при условии ограниченности финансовых ресурсов государства. В прошлом сельскохозяйственные субсидии в Украине в значительной степени приносили пользу крупным и влиятельным производителям. Решение правительства заменить это целенаправленной поддержкой мелких фермеров для приобретения земли является шагом в правильном направлении. Но здесь также важно учитывать и международный опыт, который говорит, что грантовые дотации (а не субсидии на снижение стоимости кредитов) позволяют заемщикам компенсировать более высокие затраты на выплату процентов и другие постоянные затраты в течение первых лет и стимулируют становиться более прибыльными со временем. Кроме того, такая государственная поддержка должна быть направлена на малых фермеров (хозяйства площадью до 500 га), которые наиболее ограничены в возможностях кредитования, чтобы минимизировать потенциальное искажение рынка коммерческого кредитования.
Если земельная реформа будет принята вместе с указанными дополнительными мерами, это даст Украине уникальную возможность усилить институты земельного управления, создать условия для роста инвестиций в сельское хозяйство, повысит эффективность использования земельных ресурсов, даст толчок для развития новых финансовых инструментов. Все эти изменения в комплексе являются залогом ускорения экономического роста и улучшения качества жизни украинцев.