Исторически так сложилось, что жизнь украинского крестьянина никогда не была безоблачной. Крепостничество, безземелье, бедность и тяжелый низкопроизводительный труд - это только общая картина его существования в ХІХ в. Наиболее жизнеспособной и удачной формой защиты интересов крестьянского хозяйства в условиях интенсивного развития рыночных отношений в начале ХХ в. стала сельскохозяйственная кооперация, объединившая на добровольных началах крестьян в сфере кредита, поставок, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции для предоставления им возможности воспользоваться эффектом масштаба.
Уже в 20-х годах прошлого века в ее системе действовали универсальные и специализированные общества (скотоводческо-молочные, пасечные, садоводческие и огороднические, свекловодческие, семенные, мелиорационные, машинно-тракторные и т.п. - около 30 видов), а также перерабатывающие кооперативные предприятия, агрокультурные пункты и станции. Кооперативы не только обеспечивали сельскохозяйственной продукцией отечественный рынок, но и производили товары на экспорт. Такой успех обусловлен тем, что сельскохозяйственная кооперация способна оптимально использовать потенциальные возможности менталитета украинского крестьянства, прежде всего его стремление к нормальным хозяйственным отношениям с государством, трудолюбие, попытки повысить культуру земледелия, хозяйственный индивидуализм, инициативность и предприимчивость, навыки самоорганизации и самопомощи.
К сожалению, крестьянская предпринимательская кооперативная система была беспощадно уничтожена в конце 20-х годов ХХ в. и не восстановлена до сих пор, несмотря на многочисленные попытки государства, инициативной общественности, представителей украинской диаспоры. Современный крестьянин практически не знает о преимуществах сельскохозяйственной кооперации, а хуже всего то, что у него искажено восприятие кооперативных организаций, что обусловлено влиянием формальных и неформальных институциональных факторов, сформированных в советский период. Не понимая рыночной природы кооператива, его ошибочно связывают с обобществлением средств производства, коллективным производством и уравнительным распределением. Не способствует развитию кооперации не только неосведомленность крестьян, но и нежелание проявлять инициативу, поскольку украинцам длительное время насаждались психология патернализма, пассивность и ориентация на государственные структуры. Сформировались прочные вертикальные связи между государством и гражданами, в то время как кооперативное сотрудничество предполагает горизонтальное взаимодействие.
Формальные институциональные факторы развития кооперации, хотя и со значительными недостатками, были реализованы еще в 1990-х годах, когда Верховная Рада приняла ряд законов, направленных на возрождение и государственную поддержку кооперации: "О потребительской кооперации" (1992), "О сельскохозяйственной кооперации" (1997), "О кредитных союзах" (2001), "О кооперации" (2003). Не помогли и многочисленные президентские указы "О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики" (1999), "О мерах по развитию кооперативного движения и усилению его роли в реформировании экономики на рыночных началах" (2000), "О мерах по ускорению развития аграрного рынка" (2002). Исходя из этого, можно сделать вывод, что основная причина провала в возрождении сельскохозяйственной кооперации в действительности кроется в игнорировании именно неформальных факторов ее развития. Это будет продолжаться до тех пор, пока общество не поймет значение кооперации как действенного инструмента решения проблем в селе, будет иметь недостаточный уровень системных знаний о кооперации, из-за чего отсутствует стратегия ее развития.
Таким образом, актуализируется прежде всего необходимость популяризации идеи кооперации в украинском обществе. Значительную работу в этом направлении могут проводить управления агропромышленного развития при местных органах власти, депутаты поселковых и районных рад, аграрные общественные организации, инициативные сторонники кооперативного движения, а также совещательные службы, которые уже предоставляют помощь в вопросах создания и деятельности сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Их системная информационно-консультационная деятельность позволит эффективно решать проблемы объединения малых и средних производителей в кооперативы при условии повышения уровня знаний в сфере сельскохозяйственной обслуживающей кооперации самих инициаторов путем привлечение экспертов, подготовки высококвалифицированных кооперативных кадров.
Мощным препятствием на пути к развитию сельской кооперации являются и другие неформальные факторы: отсутствие доверия и конфликт интересов между фермерами. Поэтому составляющей успеха должно стать выявление в селе инициативных и авторитетных лидеров, способных достичь консенсуса между заинтересованными сторонами, стимулировать объединение индивидуальных крестьянских хозяйств в кооперативы, вести за собой членов кооператива для достижения общей цели. Вместе с тем нередко кооперативы регистрируют представители местных олигархических групп, чиновников с целью получить донорскую помощь, льготное налогообложение, дискредитируя истинную миссию кооперации. Кроме того, часто новообразованные кооперативные организации копируют такие характеристики советского общества, как единоначалие без обратной связи, профанация выборов руководства и волюнтаристское распределение доходов и т.п. Понятно, что уровень доверия населения к таким организациям в Украине незначителен. В связи с этим государство должно взять на себя прежде всего контролирующую функцию для очищения кооперативного движения от псевдокооперативов.
Вместе с тем полностью отказаться от государственных программ поддержки кооперативов на этапе их становления не удастся. Но предоставление системе стимулов и льгот можно поставить в зависимость от конкретных экономических показателей деятельности кооператива (числа членов кооператива, объемов производства и продажи, размеров членских взносов и размера совокупного капитала кооператива и т.п.). Это позволит использовать ресурсы государственной поддержки для успешных кооперативов и создаст институциональные предпосылки для возникновения между ними определенной конкуренции за возможность получения государственной помощи. В условиях децентрализации власти в регионах Украины целесообразными были бы и программы поддержки развития кооперации, инициированные местной властью, которые бы нивелировали возможность развития псевдокооперативов и способствовали распространению кооперативного движения в украинском селе.
При этом нельзя забывать, что идея возрождения кооперации на государственные средства в системе госуправления непродуктивна, поскольку кооператив является самоорганизующейся автономной хозяйственной системой. Тотальное государственное вмешательство в его деятельность приводит к потере этой организацией кооперативной сущности. Несмотря на то, что становление и развитие сельскохозяйственных кооперативов связаны со значительными инвестициями, попытки возродить кооперацию путем выделения бюджетных средств в поддержку различных видов кооперативов могут обеспечить рост их количества с целью завладения выделенными государством средствами, но они никогда не будут наращивать объемы производства своей продукции, повышать ее качество, соблюдать принципы социального предпринимательства. Так, в последние годы международными грантами, государственными дотациями, поддержкой местной власти и совещательных учреждений стимулируется рост количества молочных кооперативов с целью объединения мелких товаропроизводителей, охватывающих на сегодняшний день более 80% рынка молочной продукции, но качество их товаров далеко от международных стандартов. Вместе с тем молочные кооперативы способны повысить безопасность продукции, ее качество, усилить конкурентоспособность на молочном рынке и соответственно повысить закупочную цену практически вдвое. Такие преимущества молочный обслуживающий кооператив получает благодаря возможности охлаждения молочной продукции, переработки, фасовки, хранения, контроля над ее качеством и четко отработанной логистике. Несмотря на полученные конкурентные преимуществам, молочные кооперативы часто исчезают одновременно с прекращением поддержки и стимула со стороны названных внешних влияний, в случае возникновения наименьших препятствий или конфликтов. Все это доказывает невосприятие сельскохозяйственными товаропроизводителями истинной миссии кооперации.
Поскольку ориентация на внешние источники финансирования неэффективна, тем более современная кредитно-банковская система находится в кризисном состоянии, банковские кредиты стали менее доступными из-за повышения требований к заемщикам и увеличения ставок, утраченного доверия к коммерческим банкам и государству, то система кредитных кооперативных союзов, созданная по инициативе общественности, могла бы также пользоваться доверием у населения и стать одним из основных факторов развития кооперативных форм хозяйствования. Ведь кредитная кооперация отличается от других видов кредитных организаций тем, что она лучше приспособлена к обслуживанию мелких производителей, чем коммерческие банки.
Итак, в связи с необходимостью решения проблем украинского села важно создать стратегию развития национальной кооперации. Ее разработка и реализация должны грамотно сочетать идеи и целенаправленные действия вышестоящих органов государства, органов местной власти, проектов международной помощи, ученых, кооператоров и крестьян. Прежде всего, усилия должны быть направлены на популяризацию кооперации в обществе (с помощью средств массовой информации и непосредственно управлениями агропромышленного развития при местных органах власти, депутатами поселковых и районных рад, аграрными общественными организациями, инициативными сторонниками кооперативного движения, совещательными службами) с целью формирования ее положительного имиджа. Успешность этого процесса в полной мере зависит от уровня знаний в сфере сельскохозяйственной кооперации самих инициаторов развития кооперативного движения. Поэтому крайне актуальна необходимость распространения кооперативных знаний, предоставления качественного кооперативного образования, эффективность которого значительно бы выросла в случае привлечения отечественных и зарубежных экспертов, успешных кооператоров-практиков.
Из-за дискредитации кооперативной идеи в предыдущие годы важно повысить уровень доверия к кооперативам. Государство должно тщательно выполнять возложенную на него контролирующую функцию с целью недопущения функционирования псевдокооперативов, которые организуются, чтобы завладеть государственными дотациями и избежать уплаты налогов, компрометируя кооперативную идею. Ключевыми задачами государства остаются и такие формальные факторы развития отечественной кооперации, как стимулирование развития самодостаточных фермерских хозяйств. В свою очередь, рост числа крепких крестьянских хозяйств поспособствует добровольному включению их в кооперативные организации для защиты собственных интересов. Реализация этой цели требует последовательного завершения земельной реформы с целью упорядочивания земельной крестьянской собственности, разработки соответствующей налоговой политики, формирования инфраструктуры села и т.п.