В последнее время в Украине стало правилом хорошего тона демонстрировать приверженность к семейному типу хозяйствования на земле. Минагрополитики декларирует содействие его развитию, парламентарии прорабатывают соответствующие законопроекты, Ассоциация фермеров и частных землевладельцев выдвигает инициативы по усилению институциональных основ функционирования фермерского уклада и тому подобное.
Ассоциация фермеров и частных землевладельцев выдвигает инициативы по усилению институциональных основ функционирования фермерского уклада и т.д. Похоже, что к проявлению подобной активности побуждают заявления донорских организаций о поддержке мелких и средних семейных ферм. К сожалению, обещания правительственных чиновников развивать семейное фермерство не подкрепляются реальными практическими действиями, а шаги, осуществляемые в этом направлении, дают основания подозревать, что создаются условия не для привлечения к цивилизованному семейному хозяйствованию как можно большего количества крестьян, а для обеспечения доступа избранных к возможным средствам донорской поддержки.
Минагрополитики обещало реформировать Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств, создать Агентство по поддержке фермеров и сельских общин, гарантировать государственную поддержку мелким фермам и семейным хозяйствам соответствующим законом, начать реализацию Единой комплексной стратегии развития сельского хозяйства и сельских территорий на 2015–2020 гг., где планом действия предусмотрены соответствующие меры поддержки семейного типа хозяйствования. В действительности же в конце 2015 г. Минагропрод снова отчитывалось о своих экспортных достижениях. В нынешнем году Украина вошла в тройку мировых экспортеров зерновых после США и ЕС, лидирует в рейтингах мировых экспортеров масла подсолнечного (1-е место), кукурузы (3-тье), ячменя (4-е), пшеницы (6-е), сои (7-е), курятины (8-е). В 2014/2015 маркетинговом году удалось достичь рекордного за годы независимости экспорта зерновых - почти 35 млн т. К 2020 г. министр агрополитики обещает довести этот показатель до 40–70 млн т при достижении валового сбора зерна на уровне 80–100 млн. Это позволит экспортировать аграрной продукции на более чем 20 млрд долл. Понятно, что семейные фермы в этих достижениях не фигурируют. Это - прерогатива агрохолдингов и инкорпорированных в них производителей.
Вместе с тем создание благоприятных условий для функционирования семейных фермерских хозяйств (СФХ) в Украине важно как для преодоления упадка села, так и для упорядочивания организационной структуры сельского хозяйства в соответствии с европейскими стандартами (см. справку), обеспечивающими:
- разнообразие форм собственности, систем земледелия, ландшафтов, культуры и традиций;
- экологические выгоды: более ответственное управление природными ресурсами (почвой, питьевой водой и живой природой), что дает обществу существенные экологические выгоды;
- общественную ответственность: экономические возможности для сельских жителей, их личную ответственность за себя, семью, громаду, наращение социального капитала;
- сохранение традиций, знаний: воспитание системы ценностей у детей, передачу от поколения к поколению знаний, навыков и опыта ведения сельского хозяйства;
- экономическую базу для производства отдельных видов продовольствия в соответствии с приоритетами потребителей;
- персонализированное взаимодействие потребителей с продовольственной системой: потребители объединяются с фермерами и получают непосредственный доступ к потокам продовольствия (солидарное сельское хозяйство).
Справка
В странах Евросоюза (ЕС-27) сегодня функционирует около 27 млн производителей сельскохозяйственной продукции, 97% которых - индивидуальные (семейные) хозяйства. В сельском хозяйстве Италии насчитывается 1,6 млн хозяйствующих субъектов, Польши - 1,5 млн, Испании - 989 тыс., Греции - 723 тыс., Венгрии - 576 тыс. Оказывая весомую поддержку аграрному сектору, страны ЕС в действительности направляют ее своим крестьянам - владельцам семейных ферм. Те же, в свою очередь, используют средства поддержки в значительной степени на обустройство своих хозяйств и окружающей (сельской) жизненной среды.
В Украине производители сельхозпродукции разделены на две категории: юридических лиц (товаропроизводителей) - 13 тыс. сельскохозяйственных предприятий и 39 тыс. фермерских хозяйств, а также физических лиц - 4,1 млн личных крестьянских хозяйств (ЛКХ). К ЛКХ по советской традиции относятся как к второстепенной, подсобной форме организации сельхозпроизводства, они практически изъяты из государственной агропродовольственной системы и организованных рынков. Вместе с тем среди ЛКХ, по экспертным оценкам, насчитывается 700–800 тыс. соответствующих принятым в мире критериям СФХ. Следовательно, лозунг о создании семейных ферм в Украине неуместен: на самом деле они есть и функционируют в соответствии с отечественным законодательством в статусе ЛКХ.
Определенным шагом в этом направлении можно было бы считать попытку законодательно нормировать статус семейных фермерских хозяйств. Соответствующий законопроект был подготовлен в 2014 г. В его адрес высказывался ряд замечаний, в том числе и авторами этой статьи. В частности, отмечалось, что несовершенство правового поля, в котором функционируют производители сельхозпродукции, сводит на нет позитивные ожидания от попыток вписать в него семейное фермерство (ZN.UA №35 от 3 октября 2014 г.). Тем не менее он был принят за основу в феврале 2015 г., а на второе чтение внесен вариант, усиливающий сомнения в целесообразности его принятия. В конце концов, законопроект направлен на повторное второе чтение. В чем же, по нашему мнению, заключается его главный недостаток?
Проект закона "О внесении изменений в Закон Украины "О фермерском хозяйстве" относительно стимулирования создания и деятельности семейных фермерских хозяйств" в редакции, направленной на повторное второе чтение, нацелен на решение следующих двух задач:
- предоставить возможность регистрировать фермерское хозяйство не только в статусе юрлица, но и в статусе физического лица-предпринимателя (ФЛП);
- выделить из числа зарегистрированных фермерских хозяйств категорию семейных фермерских хозяйств, которой может быть предоставлена дополнительная государственная поддержка в порядке, предусмотренном Законом "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины". Условием получения статуса СФХ определено ведение хозяйства только силами фермера или фермера и членов его семьи. Порядок получения этого статуса будет утверждаться Кабинетом министров.
В случае принятия законопроекта им могли бы воспользоваться, во-первых, владельцы и члены личных крестьянских хозяйств (ЛКХ), производящих определенные объемы товарной продукции, и, во-вторых, владельцы и члены существующих фермерских хозяйств, не использующих наемный труд.
Относительно владельцев и членов ЛКХ, то влияние на них предложенного закона можно спрогнозировать как минимальное, если не нулевое. Обещанная в пока неизвестно каких формах и объемах "дополнительная государственная поддержка" не будет побуждать личные крестьянские хозяйства трансформироваться в фермерские. Оформление фермерского хозяйства и дальнейшее получение статуса СФХ потребует от них дополнительных затрат средств (налоги, единый социальный взнос, регистрационный сбор и т.п.), времени и усилий на регистрацию, ведение учета, отчетности и т.п., а выгоды от этого будут неизвестны. По меньшей мере, личные крестьянские хозяйства - потенциальные семейные фермы - будут ожидать узаконивания "дополнительной государственной поддержки" с тем, чтобы оценить ее стимулирующий потенциал.
Что же касается действующих фермерских хозяйств, не использующих наемный труд, то они, очевидно, с готовностью будут получать статус СФХ, чтобы иметь дополнительную поддержку. Более того, часть тех хозяйств, которые нанимают работников постоянно или на период сезонных полевых работ, могут отказаться от их услуг даже ценой сокращения производства, если дополнительная поддержка окажется выгодней. Но это лишит работы и заработка тех лиц, у которых сегодня есть возможность получать их у фермеров. Это означает, что отсутствие наемного труда как обязательное и единственное условие получения статуса СФХ является очень сомнительным критерием идентификации семейных фермерских хозяйств. Примеры применения подобного критерия в других странах мира неизвестны. Создается впечатление, что авторы законопроекта преследуют цель не поощрить как можно большее число ЛКХ стать полноправными фермерскими хозяйствами и сохранить семейный способ хозяйствования в действующих фермерских хозяйствах, а максимально усложнить процесс получения статуса СФХ.
В расширении фермерского уклада заинтересована Ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины (АФЗУ). Эта общественная организация единственная, которая, кроме защиты интересов фермеров, непрямо выражает интересы ЛКХ. На организованном ею круглом столе представители этой ассоциации предложили новый формат отношений с правительством по стимулированию развития фермерского уклада, в том числе семейного типа, на основе государственно-частного партнерства. Речь идет о создании Украинского фонда развития семейного фермерства и села при участии органов государственной власти, АФЗУ и донорских организаций. Основными задачами фонда на начальном этапе его функционирования должны стать:
- организация информационно-аналитической сети, которая будет обеспечивать фермерам и их партнерам возможность коммуникации по вопросам приобретения и использования производственных ресурсов, реализации продукции, участия в программах поддержки, обмена опытом, решения юридических, финансовых и других вопросов и т.п.;
- создание децентрализованной системы доступа фермеров к финансовым ресурсам, которая будет включать учреждение банка с развернутой сетью филиалов и отделений, привлечение кредитных союзов к обслуживанию фермеров, внедрение прозрачного механизма движения средств к их получателям и контроля над использованием и возвратом кредитов;
- развитие возможностей для формирования фермерских цепочек добавленной стоимости, охватывающих производство сельхозпродукции, ее переработку, хранение, доступ к выгодным рынкам сбыта и т.п.;
- организация локальных сетей образования взрослого населения, создание системы профессиональной подготовки к семейному хозяйствованию, формирование сетей передачи знаний в сельском хозяйстве;
- внедрение системы мониторинга и оценки развития СФХ, использование ими средств поддержки, коммуникативных сетей, доступа к финансовым рынкам, рынкам ресурсов и сбыта и т.п.
Реализация этих мер содействовала бы созданию институциональной среды для наращивания потенциала семейного фермерства в большей степени, чем принятие закона о статусе СФХ. Поэтому сейчас усилия следует сосредоточить на следующем. Во-первых, на внедрении программ поддержки личных крестьянских хозяйств, не выдвигая требования обретения статуса семейного фермерского хозяйства как условия получения этой поддержки. Во-вторых, на обеспечении представительства интересов личных крестьянских хозяйств - потенциальных семейных фермеров в органах исполнительной власти. При Министерстве аграрной политики и продовольствия функционирует общественный совет, в который входят руководители и члены почти 80 общественных объединений, но среди них нет представителей ЛКХ, представляющих 80% занятых в сельском хозяйстве! Не будет их и в новом составе общественного совета, который намечено сформировать в феврале 2016 г., так как в него могут быть избраны представители объединений, организаций, союзов и т.п. (институтов гражданского общества), зарегистрированных в установленном порядке. Возможным решением в этой ситуации может быть создание при Минагрополитики группы независимых экспертов, которая бы представляла и лоббировала интересы ЛКХ.