Налог на землю

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Налог на землю
Почему законопроект №3131 может вообще сорвать земельную реформу в Украине.

Земельный вопрос исторически является одним из ключевых и самых болезненных в нашей стране. Земельные отношения становились или толчком к развитию, или источником противостояний и катастроф. Наконец появилось ощущение, что запуск рынка земли все же состоится. В дело лично вмешался президент Зеленский. Но почему-то именно в этот особый момент 37 депутатов из его фракции в парламенте подают еще один законопроект, логически связанный с аграрным вопросом, - №3131 о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины о детенизации производства сельскохозяйственной продукции. Его суть - обязать всех собственников и пользователей земельных участков сельскохозяйственного назначения в обязательном порядке платить налоги с земли на уровне не ниже минимального расчетного налога (так называемое поставленное налоговое обязательство, далее - ЗПНО).

В последнее время любой нормативный документ, содержащий в названии слово "детенизация", уже сам по себе рефлекторно вызывает обеспокоенность бизнеса и граждан, потому что ничего принципиально полезного нести не может. К сожалению, не является исключением и эта бумажка. Законопроект №3131 очень опасен с точки зрения роста "карательности" налогового законодательства и в случае его принятия может вызвать усиление административной и налоговой нагрузки. Авторы проекта этого даже не скрывают и отмечают, что он "приведет к увеличению уплаты налогов в бюджеты всех уровней", - потенциально с собственников и пользователей земли могут дополнительно собрать в бюджет от 6 до 22 млрд грн в год.

Несколько слов о ключевых новшествах и последствиях законопроекта.

1. Значительно увеличиваются объемы налоговой отчетности.

Предполагается подача к годовой налоговой декларации приложения с расчетом ЗПНО. При этом часть данных, подлежащих отображению в новой отчетности, уже доступна для государственных органов, то есть будет собираться с налогоплательщиков повторно. В частности, речь идет о следующих данных: нормативная денежная оценка земельных участков и их площадь; сумма уплаченных за налоговый (отчетный) год налогов и других платежей, связанных с производством и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции и/или арендой земельных участков; кадастровые номера земельных участков.

2. Возрастет обременительность, стоимость и сложность администрирования налогов с земельных участков.

В случае получения доходов только от налоговых агентов ЗПНО определяется контролирующим органом, что приведет к необходимости проведения сверок и, в свою очередь, создаст основания для судебных исков. Следовательно, несогласований и споров будет еще больше, а сложность и непредсказуемость законодательства для инвесторов и налогоплательщиков увеличатся.

3. Значительно вырастут затраты времени и средств на соблюдение новых процедур администрирования для отдельных категорий налогоплательщиков.

Новые процедуры предусматривают подачу дополнительной отчетности, требуют проводить расчеты ЗПНО и перерасчет налогового обязательства, а также, при необходимости, дополнительные сверки с контролирующими органами и доплату налога, который, особенно для физлиц и субъектов малого и микробизнеса, в частности плательщиков единого налога, является крайне обременительным и создает условия для скрытого их вытеснения с рынка земли.

4. И в завершение, вдвое сужается льгота по НДФЛ для доходов от ведения личного крестьянского хозяйства, - согласно проекту освобождаются от налогообложения доходы, полученные от продажи собственной сельскохозяйственной продукции, которая выращена, произведена и обработана непосредственно физическим лицом на земельных участках, размер которых находится только в пределах одного гектара, хотя действующая норма - "не превышает 2 гектаров".

Следовательно, главными возможными последствиями законопроекта №3131 будут следующие:

- перераспределение рынка земель сельскохозяйственного назначения в пользу крупных игроков, которые смогут себе позволить соблюдать все новые требования законодательства;

- рост в большинстве случаев налоговой и административной нагрузки на собственников и пользователей земельных участков сельскохозяйственного назначения - представителей малого бизнеса и населения, что выглядит категорически неприемлемым на фоне развития нового мирового экономического кризиса и может привести к социальному возмущению и усилению протестных настроений в обществе;

- учитывая указанные выше последствия, потенциально возможно или затормозить развитие отрасли, являющейся одним из базовых драйверов экономического роста, или в целом сорвать земельную реформу в Украине.

Вопрос "кто к этому готов, и кому это выгодно?" является риторическим.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме