После увольнения Мустафы Найема с должности руководителя Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры, а Александра Кубракова – с должности вице-премьер-министра по восстановлению – министра развития громад, территорий и инфраструктуры Украины, в дорожные тендеры вернулись схемы, которые «Укравтодор» использовал еще во время «Большого строительства», передают «Наші гроші». В результате три тендера на эксплуатационное содержание дорог Винницкой области слили в одни руки.
В частности, подряды на общую сумму 10,5 млрд. грн. получила компания Максима Шкиля «Автострада». Это стало возможным благодаря тому, что заказчик требовал от участников тендеров, чтобы их годовой доход за прошлый год был не менее 99% от размера нынешней закупки.
«Однако ожидаемая стоимость закупки рассчитана на 36 месяцев, а не на один год. Ставив такой высокий процент, вы потенциально отсеиваете участников, которые могли бы выполнять данные работы, оставляя лишь определенный круг участников», – отметил один из участников рынка.
На что в Винницкой службе ответили, что законом вообще разрешено требовать все 100% от размера закупки, на сколько лет она не была бы рассчитана. В результате на все три тендера подала предложение только «Автострада». При этом все подряды она унесла с 3% скидки от ожидаемой цены.
Журналисты пояснили, что местные компании и государственный облавтодор не смогли принять участие в тендере, поскольку у них нет 3 млрд. грн. годового дохода. В то время как общеукраинские компании не захотели участвовать, ведь им, в отличие от «Автострады», которая годами уже работает в Винницкой области, нужно было бы сюда перевозить технику и организовывать в регионе свои производственные базы.
Указано, что уничтожение конкуренции отразилось и на цене эксплуатационных услуг. В частности, это видно на примере аналогичной закупки, которую «Автострада» выиграла в Житомирской области в мае.
Тогда заказчик разделил область на меньшие участки, что сделало ожидаемую цену втрое меньше чем в Винницкой области – 1,08 млрд грн. Кроме того, заказчик установил требование в размере 30% финансовой способности от ожидаемой цены трехлетней закупки. Журналисты отметили, что это как раз и соответствовало принципу «год в году». В тендере приняли участие три компании – «Автострада», «Онуру» и местная компания ЧП «Автомагистраль».
Из-за конкуренции между участниками торгов стоимость контракта на три года упала на 45% и составила уже не миллиард гривен, а 596 млн. грн. Это повлияло и на прайс. В частности, одна из самых популярных услуг – «ликвидация выбоин асфальтобетонного покрытия без разламывания старого покрытия площадью ремонта до 1 м2 при толщине слоя до 50 мм» – в Житомирской области стоила 432 грн за квадратный метр. А в Винницкой области – 1184 грн.
То есть, если «Автострада» получит полный заказ на эту услугу, то за три года Винницкая служба заплатит по всем трем контрактам 768 млн. грн. А по прайсу Житомирской области это стоило бы всего 281 млн. грн. Следовательно, потенциальная переплата составляет 487 млн. грн. только на латке асфальтного покрытия толщиной до 5 сантиметров при размере выбоины до 1 квадратного метра. А это всего одна из нескольких сотен позиций в контрактах на эксплуатационное содержание дорог Винницкой области на 10,5 млрд. грн.
Журналисты отметили, что руководителем Службы восстановления в Житомирской области Сергей Носов – отец бывшего адвоката компании «Миллер». Соучредителем юрфирмы является Масси Найем – брат экс-главы Госвосстановления Мустафы Найема. В то время как Службу восстановления в Винницкой области возглавляет Игорь Жебелев. Его назначили руководителем 2021 во время «Большого строительства», координатором которого называл себя Юрий Голик – фигурант дела о сливе данных из Национального антикоррупционного бюро Банковой.
22 мая, Специализированная антикоррупционная прокуратура и Национальная полиция провели обыски в доме сотрудника одного из подразделений НАБУ из-за утечки информации по резонансному делу. Впоследствии в САП объяснили, что речь идет о деле бывшего председателя Днепропетровской ОВА Резниченко и его партнера, действующего консультанта ОПУ Юрия Голика - во время «Большого строительства» исчезло полтора миллиарда гривень. В ходе следствия оказалось, что Голик получал подробную информацию о ходе расследования НАБУ через посредника, бизнесмена и бывшего главу Броварской РГА Георгия Биркадзе.
Через некоторое время Кривонос отстранил своего первого заместителя Гизо Углаву от выполнения служебных обязанностей для «обеспечения объективного расследования» вероятной утечки данных, а НАБУ и САП договорились о совместном расследовании дела.
Полную историю, ее истоки и последствия читайте в материале Инны Ведерниковой «В поисках «крота». Чем может закончиться кризис между НАБУ и САП».