В конце января в Украине разразился коррупционный скандал: журналист Юрий Николов рассказал в своей статье «Тыловые крысы Минобороны во время войны «пилят» на продуктах для ВСУ больше, чем при мирной жизни» о том, что Минобороны подписало контракт на закупку продуктов для армии за очень завышенными ценами (в частности, яйца по 17 грн за штуку, когда розничная цена в киевских магазинах была около 7 грн за штуку). Основные причины того, почему в министерстве не сработал антикоррупционный механизм, глава Национального агентства по предотвращению коррупции Александр Новиков объяснил редактору отдела политики ZN.UA Инне Ведерниковой в интервью под названием «В Минобороны нарушили закон об уполномоченном антикоррупционном подразделении».
Основными причинами, сдерживающими реализацию уполномоченными подразделениями (лицами) по предотвращению и выявлению коррупции своего потенциала, по словам Новикова, являются:
- отсутствие лидерской позиции ("тона сверху") руководителя в утверждении антикоррупционных стандартов в деятельности института;
- непонимание и неприятие руководителем преимуществ деятельности уполномоченного как независимого профессионала, обеспечивающего реализацию антикоррупционной политики в институте;
- определенная правовая неопределенность в вопросе создания уполномоченного подразделения (назначение/определение лица) по предотвращению и выявлению коррупции в отдельных органах власти;
- отсутствие системы профессионального развития и неразвитая профессиональная сеть антикоррупционных уполномоченных;
- отсутствие формально определенных приоритетов в деятельности уполномоченного подразделения (лица);
- отсутствие четких гарантий автономии, в том числе финансовой.
«Все это нужно сделать, чтобы система реально заработала. Дать ей зеленый свет на уровне всего государственного управления. Дело в том, что закон требует от каждого министра независимо от того, политический ли он назначенец или технократический, утвердить антикоррупционную программу министерства, предусматривающую меры по управлению рисками. Кроме того, внутренние политики, организация работы любого органа власти предугадывают порядок договорной работы. Следовательно, они должны предусматривать привлечение уполномоченного подразделения к проверке контрагентов, к разработке соглашений. Как и прописано в законе. Антикоррупционный уполномоченный должен визировать такие документы», – пояснил Новиков.
По словам главы НАПК, готовая антикоррупционная программа, согласованная со всеми институтами, лежит на столе у премьера уже второй месяц – правительство затягивает ее утверждение.