Национальное агентство по предотвращению коррупции с 2020 года активно работало над созданием Государственной антикоррупционной стратегии, однако полностью остановило работу над разработкой программы развития собственного органа и контроля его процессов, пишет в своем материале «Итоги внешнего аудита НАПК: стратегический провал института или Новикова?» редактор отдела политики Инна Ведерникова.
За последние несколько лет НАПК под руководством Александра Новикова выполняло свои непосредственные внешние функции – проверки деклараций и образа жизни чиновников всех уровней, а также всестороннюю организацию системы предотвращения коррупции в органах государственной власти. При этом команде еще и пришлось противостоять нескольким посягательствам со стороны органов государственной власти на антикоррупционную деятельность.
Так, в октябре 2020 года Конституционный суд отменил ряд полномочий НАПК, в частности финансового контроля над активами и интересами государственных служащих, что подорвало правовую базу в сфере борьбы с коррупцией и повлекло закрытие многочисленных уголовных и административных производств в отношении вероятных коррупционеров.
В том числе благодаря жесткой позиции НАПК и давлению общественности, уголовную ответственность за недостоверное декларирование парламент вернул менее чем за два месяца. Хотя и не в полном объеме.
Другими вызовами стали остановка финансовой отчетности партий в начале 2020 года из-за пандемии коронавируса и отмены декларирования и проверок деклараций чиновниками и политиками с начала 2022 года из-за полномасштабного вторжения РФ. И эти проблемы удалось решить только 5 сентября 2023 года, когда парламент проголосовал за возвращение предыдущих норм. Правда, с поправками, которые еще на год закрывают данные о доходах декларантов.
При этом команда НАПК еще и наработала Государственную антикоррупционную стратегию, которую Комиссия по проведению независимой оценки эффективности деятельности НАПК оценила достаточно высоко.
Как отметил источник в НАПК, над Антикорстратегией работали максимально инклюзивным способом, привлекали международных экспертов, общественные организации.
«Это был очень длительный, но важный процесс. Проблема лишь в том, что стратегия оказалась не на 100 процентов актуальна, поскольку ее долго не принимала ВР. Это попытались скорректировать в программе, над которой вместе с НАПК работали 15 рабочих групп, но ее утверждение также демонстративно тормозили. Парламент опоздал на год, а затем еще на два месяца опоздал Кабмин», – отметил собеседник Инны Ведерниковой.
«В конце концов, программа к государственной стратегии на 2021–2025 годы была принята только в марте 2023 года. И это уже не удивляет, не правда ли? Ведь реальное отношение любой власти к борьбе с коррупцией следует искать не в громких прожектах, опирающихся на пиар и популизм, а в конкретных рутинных действиях власти. Как обычно на годы растягивает то, что должно быть принято максимально быстро. В этом еще один выразительный месседж аудиторов НАПК к украинскому обществу: смотрите и ищите глубже. Вовремя заметить риски и предотвратить появление коррупции всегда легче, чем потом доказать уже совершенное преступление и наказать за него», - пишет автор.
В то же время она подчеркивает, что агентство, увлекшись разработкой государственной стратегии, в 2020 году полностью забыло о собственной, что и сказалось на качестве его работы.
«По мнению аудиторов, «НАПК должно сместить акцент с периодического планирования антикоррупционных мер на создание действенной системы внутреннего антикоррупционного контроля в каждом государственном органе». А с внутренним контролем, как мы уже успели выяснить, внутри самого НАПК — большие нерешенные проблемы. Это именно о том, что, требуя идеальной чистоты от других, вымойте пол у себя дома», - отмечает журналист.
Напомним, в июле международные эксперты Комиссии по проведению независимой оценки эффективности деятельности НАПК подготовили оценку работы структуры в 2020-2021 годах. Комиссия "воздержалась от того, чтобы сделать вывод об эффективности" антикоррупционного агентства. Были замечания, в частности, к прозрачности, организации и кадровым решениям.
В частности, как говорится в материале Инны Ведерниковой, в начале полномасштабного вторжения России НАПК сожгло все документы по проверке добродетели своих работников.