"Мотор Сич" годами продавала авиадвигатели подсанкционным иранским компаниям – "Схемы"

Поделиться
© Евгения Назарова/ Радио Свобода
Среди партнеров украинского предприятия была и фирма, причастная к разработке ударных БПЛА Shahed.

Стратегическая украинская корпорация "Мотор Сич", специализирующаяся на разработке, производстве и обслуживании авиационных газотурбинных двигателей, под руководством подозреваемого в государственной измене Вячеслава Богуслаева годами сотрудничала с подсанкционными иранскими фирмами, в том числе участником разработки дронов-камикадзе Shahed, которые применяет Россия для ударов по Украине. Об этом пишут журналисты-расследователи "Схем" со ссылкой на соответствующую документацию, оказавшуюся в распоряжении проекта.

Как отмечается, эти доказательства были обнаружены правоохранительными органами во время обысков в рабочем кабинете бывшего президента "Мотор Сичи" Богуслаева.

Согласно им, корпорация продавала компаниям из Ирана, которые к тому моменту уже находились под ограничениями США и Евросоюза (позже предприятия попали и под ограничения Совета национальной безопасности и обороны Украины), товары двойного назначения – двигатели АИ-9 и ТВ3-117. Эти компоненты используют в небольших транспортных самолетах, а также боевых вертолетах, в том числе российских Ка-52.

Сам Богуслаев и его подчиненные активно общались с руководством иранской компании Iran Aircraft Industries, связанной с военной промышленностью Тегерана, а также компанией Design and Manufacturing of Aeroengines (DAMA или TEM – Turbine Engine Manufacturing), причастной к разработке и производству ударных беспилотников Shahed 136 и разведывательных Shahed-171.

Журналисты обнаружили еще одну фирму из Ирана New Aviation Technology and System, которая сотрудничала с "Мотор Сичью" и не находится под какими-либо ограничениями, несмотря на работу в ней экс-представителей подсанкционных предприятий.

Например, по документам, для поставки авиационных двигателей DAMA украинская корпорация в 2021 году привлекала белорусского посредника в виде госкомпании "Белвнешпромсервис", в том числе ее гендиректора Александра Кучинского. "Мотор Сич" представлял теперь подозреваемый в коллаборационизме начальник департамента внешнеэкономической деятельности Олег Дзюба.

Схема была нужна из-за осознания руководством, что против многолетнего партнера применены санкции США, Евросоюза и ООН и торговля напрямую может создать риск введения вторичных мер в отношении украинской компании. Белорусская "Белвнешпромсервис" тогда уже находилась под ограничениями Соединенных Штатов за сотрудничество с военно-промышленным комплексом Сирии и Ирана.

По данным Национального агентства по предотвращению коррупции, DAMA также является подставной компанией Тегерана с целью тайных закупок для иранской авиастроительной промышленности – Iran Aircraft Manufacturing Industrial Company (HESA). Последняя привлекалась к разработке Shahed-136, как выяснили в Управлении по контролю за иностранными активами США.

"Примечательно, что Богуслаев продолжал торговать с Ираном и во время полномасштабного вторжения. По сути – с теми же людьми, что и раньше, лишь с измененными вывесками компаний", – отметили журналисты-расследователи, указав на контакты "Мотор Сичи" с New Aviation Technology and System (NATS).

Руководителю этой малоизвестной фирмы в апреле 2022 года было поручено представлять интересы украинского предприятия "в Исламской Республике Иран по продвижению и продаже продукции и услуг "Мотор Сичи", оказанию помощи по вопросам участия в тендерах и конкурсах". Согласно документам в распоряжении "Схем", глава компании NATS, что не находится под санкциями, ранее сотрудничал с Богуслаевым в течение семи лет, представляя уже упомянутую компанию Design and Manufacturing of Aeroengines (DAMA или TEM).

В письме руководитель New Aviation Technology and System также предложил президенту украинской корпорации путь нового сотрудничества: "Через вашу партнерскую фирму в Москве и мою партнерскую компанию в России (например, это могла бы быть "ТехПромСервис" – ред.)".

На предложение ответил тогдашний член совета директоров "Мотор Сичи" Петр Кононенко, который сейчас управляет российским предприятием "Борисфен", подтвердив готовность установить деловые отношения “при участии партнеров из РФ”.

В "Схемах" отметили, что частично упоминали о партнерстве "Мотор Сичи" во главе с Богуслаевым с одной иранской подсанкционной фирмой в материале от 8 марта этого года. Через неделю секретарь СНБО Алексей Данилов ответил, почему такая торговля была возможна.

"Мы бы очень хотели, чтобы никто не нарушал международное законодательство. К большому сожалению, иногда деньги кое-кому закрывают глаза. Они так, знаете, когда видят доллары, у них начинается немного затмение. Будем считать, что на нашей территории это будет крайний случай, когда это происходило. Еще раз подчеркиваю: если весь мир будет принимать одни и те же правила, то гораздо проще будет жить", – сказал он в комментарии "Радио Свобода".

Накануне проект "Схемы" обнародовал записи телефонных разговоров Вячеслава Богуслаева с представителями военно-промышленного комплекса РФ. Экс-президент компании "Мотор Сич" активно общался с россиянами уже во время полномасштабной войны в Украине.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме