UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война превратила наш стресс в хронический: как с этим справиться

Автор: Елена Лисова

После 24 февраля украинцы живут в тревоге и стрессе — нередко хроническом. На его фоне выполнение даже незначительных задач усложняется, что сильно ухудшает качество жизни.

В психологии выделяют этапы, которые человек преодолевает в борьбе со стрессом. Но из-за полномасштабной войны этот процесс изменился, а до некоторых этапов можно и не дойти. Это мешает бороться с последствиями стресса и усиливает риски того, что стресс может стать хроническим.

Каковы симптомы хронического стресса? И как помочь себе? 

Читайте также: Уровень стресса в Украине: Ситуация сопоставима с той, что была в 2020 году, когда все ждали новой волны ковида

 

Фазы стресса и незавершенный цикл

Когда мы сталкиваемся с какими-либо обстоятельствами, требующими новых решений, переориентации, приспособления к новому, это приводит к стрессу. И речь не только о какой-то серьезной проблеме (например, вынужденном переезде), но и о мелком запросе (например, если приходится идти в другой магазин, потому что ближайший закрыт). Не только о негативном влиянии (когда это событие для нас неприятно), но и позитивном (когда изменения радостные). Физиологически организм реагирует одинаково.

Иногда, чтобы преодолеть стресс, достаточно устранить его причину. Но не всегда такая возможность есть. Вообще война — это большой стресс, внутри которого много составных частей, то есть он кумулятивный и пролонгированный. Например, мы слышим плохие новости, и каждая из них может быть для нас отдельным стрессором на фоне общего стрессового возбудителя — собственно полномасштабной войны. В таких случаях процесс переживания в какой-то степени зацикливается.

Существуют три фазы процесса стрессового реагирования: тревога, адаптация и истощение.

Читайте также: Как эмоции и стресс влияют на учебу

Фаза тревоги — когда мы только встречаемся со стрессором. Она продолжается до тех пор, пока человек хоть немного не сориентируется в ситуации и не найдет хотя бы один ответ на вопрос «Что сейчас делать?». Как только такой ответ найден, уровень тревоги отчасти спадает. В фазе тревоги уровень стрессоустойчивости и выносливости резко снижается на короткое время, а потом, как только удается найти хотя бы малейший намек на выход из ситуации, стрессоустойчивость повышается.

Фаза резистентности или адаптации — когда мы активно используем все свои ресурсы, чтобы справиться с ситуацией, ответить на требования, давление обстоятельств. Эта фаза обычно имеет платоподобный характер. На условном плато некоторое время удерживается достаточно высокий уровень стрессоустойчивости и не особенно высокий уровень тревоги. Такой оптимальный уровень тревоги позволяет человеку справиться с ситуацией. Если в этой фазе он успевает найти решение или стрессор пропадает, перестает быть актуальным, тогда мы наблюдаем успешный выход из стресса. Человек приобретает опыт, учится чему-то новому, находится на относительно высоком уровне стрессоустойчивости.

Можем даже говорить, что стресс в определенной степени был полезным, потому что принес новый опыт, человек стал более сильным. Ведь без стресса мы не можем учиться и развиваться. Но мы сейчас проживаем войну. Высокое напряжение продолжается очень долго, а стрессоры дополняют друг друга, компонуются, и тогда мы переходим к третьей фазе — истощению.

Фаза истощения наступает, когда стрессор действует слишком долго или очень сильный. Человек прогрессивно теряет ресурсы на противодействие раздражителю, стрессоустойчивость стремительно падает, появляется ощущение неспособности справиться со сложными обстоятельствами. Здесь мы говорим о разрушительном стрессе, процессе большей частью линейном, в котором еще могут возникать параллельные процессы, когда мы на фоне этого всего переживаем еще какие-то конкретные личные ситуации, которые, в конце концов, так или иначе связаны с войной.

О незавершенном цикле речь идет, когда возбудитель стресса не исчезает. То есть прекратить полностью стрессовать невозможно. Как в нашем случае, когда полномасштабная война продолжается уже полтора года, а война в Украине — в целом уже почти десять лет. Но в этом случае правильнее будет говорить о процессе, а не цикле, потому что мы не ходим по кругу, а идем от тревоги через адаптацию к истощению.

То есть мы сейчас не можем справиться с источником стресса — войной, он и дальше на нас действует, мы остаемся под этим влиянием. Есть очень большой риск в фазе истощения растратить ресурсы и получить то, что называют хроническим стрессом.

Читайте также: Бей. Беги. Замри

 

Как распознать хронический стресс

Если психоэмоциональное и физическое напряжение, возникающее вследствие действия стрессора, становится длительным и организм не возвращается к норме, следует говорить о хроническом стрессе как отдельном диагнозе. У многих наших сограждан он, к сожалению, уже есть. Многие — в фазе истощения.

Физиологические параметры человека по ощущениям будто застревают на уровне первой фазы — не знаем, что делать, не сориентировались. Сердечно-сосудистая система одной из первых реагирует на хронический стресс. Часто в этом состоянии человек подавлен, у него ускоренное сердцебиение, повышенное давление, тяжесть в груди, поверхностное затрудненное дыхание (будто куда-то бежит).

Стоит понимать: если в основе стресса психотравма, то миндалевидное тело в мозге остается возбужденным постоянно, запускает цепочку физиологических реакций, которые приводят к активации парасимпатической нервной системы, что и дает нам ускоренное сердцебиение, повышенное давление, напряжение в мышцах, одышку. То есть человек, даже когда попадает во вполне безопасную ситуацию, все равно остается настороженным, ощущает значительную тревогу.

Среди симптомов, которые в первую очередь можно отследить, — ощущение хронической усталости, когда утром мы просыпаемся уже уставшими, хотя и спали достаточно. Также усталость наступает от выполнения незначительных действий, которые раньше так не истощали.

Читайте также: Постоянный стресс: врач рассказал, как защитить организм и усилить иммунитет

Характерны для хронического стресса головные боли, особенно с ощущением кольцевидного сжатия; утрата либидо; у женщин может наблюдаться обостренное ощущение симптомов предменструального синдрома; ухудшение когнитивных функций, прежде всего концентрации внимания, трудно сосредоточиться на выполнении какой-либо работы, производительность снижается, ухудшается память (особенно оперативная — только что думали что-то сделать, а через секунду уже забыли об этом); есть ощущение приближения чего-то плохого, не радует даже то, что раньше приносило удовольствие.

Со стороны желудочно-кишечного тракта — синдром раздраженного кишечника, диарея или внезапная дурнота и даже рвота (хотя ели все свежее). Нередко это наблюдается у детей, когда, например, адаптационная система перегружена из-за частых переездов и смены места жительства.

Хронический стресс влияет и на иммунную систему: одним из признаков могут быть частые простуды, поскольку человек легче подвергается влиянию разных вирусов и бактерий.

Если вы замечаете за собой одновременно три-четыре из перечисленных симптомов и они не эпизодичны, а наблюдаются длительное время, вероятно, речь идет о хроническом стрессе.

 

Методики, техники, советы, которые могут помочь

Как только мы сталкиваемся со стрессором, снизить тревогу помогут техники саморегуляции — прежде всего дыхательные упражнения, которые успокаивают наши глубинные структуры мозга, в частности миндалевидное тело.

Важны также стабилизационные техники, которые дают возможность остановиться в реальности, почувствовать под ногами твердую поверхность, сесть или опереться спиной обо что-то твердое. Недаром говорят, что земля бежит из-под ног, когда нас что-то сильно сбивает с толку.

Читайте также: Правильное питание при стрессе: рекомендации Минздрава

Полезно время от времени практиковать эти техники в спокойном состоянии, чтобы во время тревоги мозг мог их легко вспомнить.

Если мы говорим уже о фазе истощения, в которую почти все мы сейчас зашли, очень важной является самозабота. Для поддержки психического здоровья, во-первых, важно знать и понимать свои ресурсы (что именно приносит удовольствие) и стараться каждый день выполнять хотя бы одно приятное действие.

Иногда наша психика сама спасает нас. Она имеет могущественные адаптивные механизмы, следует лишь помнить, что они не являются неисчерпаемыми. Поэтому важно подбрасывать дрова в наш внутренний огонь — мы сейчас бежим очень длинный марафон и, к сожалению, не знаем, какой длины эта дистанция.