Встреча с главным мытарем страны переносилась дважды. Да и началась на 45 минут позже намеченного времени. Свободное владение временем, кстати, является фирменным признаком многих членов нынешнего правительства. "Шеф сегодня должен был работать с документами и у него только три встречи, в частности с вами. Вместо этого утром неожиданно поехал в Кабмин. И "пропал" там на полдня, вернулся - а в приемной длинная очередь из посетителей. Вы уж извините", - пытается поднять нам настроение пресс-секретарь, отмечая, что рабочий день у его руководителя продолжается с утра до глубокой ночи.
Пока есть время, изучаем неспешный ребрендинг в фойе: названия "Министерство доходов и сборов" уже нет. Осталось только слово "Украины" и государственный герб. Папки и указатели еще содержат упоминание о "Минсдохе". Веб-сайт уже переименован, но в разделе "Руководство" есть сведения о двух заместителях главы Государственной фискальной службы и двух заместителях министра доходов и сборов.
На вопрос, сколько все же у него заместителей, глава Государственной фискальной службы Игорь Билоус после небольшой паузы отвечает: "Официально - два" и обещает убрать неправильную информацию. Вопросов не избегает, часто ссылается на свой бизнес-опыт. Наша шутка о том, что важные для страны вещи нужно делать днем, осталась почти незамеченной: Билоус готов в любое время суток убеждать, почему предложенная налоговая реформа принесет стране пользу. На этом мы и сосредоточились, ведь понятно, что в рамках всего одного интервью главу ГФС было нереально расспросить обо всем, что нас интересовало.
- Г-н Билоус, ваше ведомство вместе с Минфином громко представило в августе проект налоговой реформы, предполагающей сокращение налогов с 22 до 9. Но все мы хорошо помним, что пакет законопроектов налоговой реформы сначала разрабатывался под эгидой Министерства экономического развития и торговли. Позже он "растворился" в стенах Кабинета министров. Означает ли это, что проект Шлапака-Билоуса оказался сильнее проекта Шереметы и общественных активистов? Или, может, в связи с отставкой Павла Шереметы это показало слабые политические возможности руководства Минэкономики?
- Очевидно, у каждого органа своя роль. Когда мы пришли (команда Билоуса в Министерство доходов и сборов. - Ред.), министры уже были назначены. Я фактически человек ниоткуда, стал определенным сюрпризом для остальных политиков и квотистов.
Некоторое время мы занимались стабилизацией налоговой и таможенной сфер, а не реформами. Позиция премьера состояла в том, что налоговый орган не может сам себя реформировать, это должен делать другой орган власти, например, Минэкономики. С чем мы и согласились.
Не хотел бы говорить, что они слабее или сильнее, я глубоко уважаю Павла Шеремета, хотя мы не очень давно знакомы. У них просто была немного другая задача, которую перед ними поставил премьер, - написание нового Налогового кодекса, применение системного подхода к реформированию налоговой системы. Рабочая группа, созданная при Шеремете, готовила проект, очень похожий на наш, они говорили о тех же вещах.
По большому счету, нельзя сказать, что у нас разное видение этой реформы. Проекты во многих моментах пересекаются. Просто мы немного глубже погрузились в налоговые проблемы.
Единственное, что, скажу откровенно, мне не нравится, это то, что в правительстве все занимаются какими-то процессами, постоянно создаются бесконечные рабочие группы, кагалы, хоралы. По пятьдесят человек сидят часами, дискутируют... На самом деле это не работает!
- А что работает?
- Работает всегда другая схема - садятся несколько человек, идейных. Желательно, чтобы среди них по меньшей мере половина были практиками. А главное - каждый несет персональную ответственность за свою идею, ее разработку и воплощение. Они и обсуждают воплощение вещей неотложных. То есть тех, которые действительно волнуют бизнес.
Относительно лучше-хуже, сильнее-слабее все было так: мне позвонил премьер и попросил представить собственное видение этой реформы в практической плоскости. Мы сделали проект такой реформы за неделю, поскольку у нас были глубокие расчеты. Потом были консультации, в том числе и с Шереметой. Он присутствовал на многочисленных встречах, с чем-то соглашался, с чем-то - нет.
Наше отличие в том, что мы поперли, как танк. Радикально, так как понимали, что если мы этого не сделаем, этого не сделает никто.
- Чтобы успеть до 2015 г.? Такова цель?
- Цель - осуществить радикальные и системные изменения, которые приведут к экономическому развитию и облегчат работу бизнеса. И как результат - привлечение инвестиций как внешних, так и внутренних.
В ходе дискуссий с министром финансов я предложил уже известную вам реформу НДС. Тут мы столкнулись с системным криминалом, работающим многие годы. И уже превратившимся в "бизнес". Система контроля прогнила. С этим нужно немедленно что-то делать.
- Вас называют "человеком Яценюка". В прошлом году нынешний премьер и его товарищи по оппозиции жестко критиковали реформы Налогового кодекса и бюджетной системы, которые принципиально предполагали те же изменения, пусть и с другими параметрами, но с той же идеологией - сокращение, облегчение. Главная тогдашняя стрела от Яценюка - волки не могут диктовать правила для овец, то есть налоговая не может определять налоги и прописывать правила для себя, так как это ведет к тотальной коррупции. Не считаете ли вы, что сейчас существует конфликт интересов, когда Министерство финансов и Государственная фискальная служба создают новые налоговые правила, не забывая, конечно, о нормах, облегчающих жизнь налоговиков? Почему эта реформа не осуществляется тем же комитетом по реформам при администрации президента?
- На самом деле сейчас много различных общественных инициатив по изменению налогов. Но там преимущественно говорят люди, не принимающие участия в наших дискуссиях. Наши идеи родились прежде всего в консультациях с бизнесом.
- Вот, собственно, и хотим определить тех людей, которые создают эту реформу. Кто такие "мы", которых вы постоянно упоминаете в этом интервью и других публичных выступлениях?
- Их можно всех посадить за этим столом (до десяти человек. - Ред.). Это, безусловно, директор департамента координации нормотворческой и методологической работы по вопросам налогообложения Неля Привалова, мои советники и фактически заместители Максим Мокляк, Алексей Любченко, юристы Владимир Котенко, Александр Ревчук и Юрий Лапшин, а также Наталия Калиниченко. Собственно, это и есть костяк команды.
- Значит, Минфин остается в стороне. С ведомством Шлапака вы каким-то образом пересекаетесь?
- Министерство - наш сопровождающий орган, куда мы рапортуем. Нашим координатором со стороны Минфина является Денис Фудашкин (заместитель министра. - Ред.).
Не могу сказать, что они нам что-то навязывают или побуждают нас к чему-либо. Мы всегда приходим к ним с готовыми вариантами, аргументами, плюсами и минусами. С нами довольно трудно дискутировать, мы работаем с бизнесом, имеем практический опыт. У Минфина всегда своя позиция и мнение, но у них мало времени общаться с реальным бизнесом.
При разработке реформы у нас в наличии три круга тестирований. Первый - это бизнес: есть люди, которые нам откровенно в глаза говорят: "Ребята, это не взлетает, сорри". Такая идея дальше не идет. Если первый круг нам говорит: "Это интересно, это работает, нам это очень надо", мы запускаем идею на второй и третий круги - консультации с профессиональными специалистами, общественностью.
Вот сейчас по налоговой реформе мы уже на третьем круге обсуждений.
"Прямой пропорции между сокращением налогов и уменьшением численности работников я бы не ожидал"
- По вашему предложению, в Украине будет только девять налогов. Как это повлияет на численность налоговиков в стране? Нацбанк, например, хочет в пять раз сократить людей. А вы?
- НБУ может сократить региональные управления, ему проще. У нас была численность - свыше 60 тыс. работников. Мы ее уже сократили на 10%, сейчас сокращаем еще на 7%. Мы не ждем налоговой реформы, а уже сокращаем штат. Но сколько высвободится персонала с налогового направления, мы не подсчитывали.
Нам очень трудно сокращать численность сотрудников таможни, поскольку там и так критическое положение с кадрами: раньше в таможенной службе работало 18 тыс. человек, а сейчас - 10,5 тыс. Причем на пограничных таможнях важен "зеркальный эффект": на нашей стороне границы таможенников должно быть столько же, сколько на противоположной. А у нас их на 30–40% меньше, поскольку товарищ Клименко годами уничтожал таможню как такую. В результате украинская сторона создает "заторы" на границе. Сейчас мы перебрасываем часть людей в таможенные органы.
- Оптимизация штата в фискальной службе проходит преимущественно так: сокращаются должности, которые месяцами являются вакантными, упорядочиваются департаменты, напрямую не связанные с администрированием налогов, - административно-хозяйственный, технический. Но суть нашего вопроса в том, что 22 налога должно обслуживать одно количество людей, а девять - совсем другое...
- Если вы внимательно читали концепцию, то, очевидно, заметили, что происходит трансформация 22 налогов в 9, в основном путем их объединения. Поэтому прямой пропорции между сокращением налогов и уменьшением численности работников я бы не ожидал. О такой пропорции можно говорить только после увеличения числа электронных сервисов.
Не могу сказать, что сокращу вдвое количество налоговиков. Такого не будет.
- В одном из своих первых интервью на этой должности вы говорили о том, что будете обращаться в международные организации относительно выплаты соответствующих надбавок украинским чиновникам, повышая таким образом их социальный статус и борясь с коррупцией. Почему эти планы не воплотились в жизнь?
- Состояние материального обеспечения чиновника является существенным, но только одним из многих других факторов, влияющих на уровень коррупции среди государственных служащих. А следовательно, само по себе увеличение денежного обеспечения чиновников без устранения других, не менее важных, коррупционных рисков в их служебной деятельности проблему коррупции не решит.
Действительно существует международный опыт по привлечению средств международных организаций для установления надбавок государственным служащим. Но внедрение указанной инициативы требует внесения соответствующих изменений в законодательство. Ведь согласно Закону "О государственной службе" государственные служащие получают заработную плату исключительно за счет государственных средств. Условия оплаты труда госслужащих, размеры их должностных окладов, надбавок, доплат и материальной помощи определяются Кабинетом министров. Вместе с тем замечу, что в связи с тяжелым финансовым положением было принято решение по сокращению в этом году фонда оплаты труда Государственной фискальной службы Украины на 7%.
- Согласно вашей концепции, Единый социальный взнос (ЕСВ) будет классифицироваться также как налог. Означает ли это, что будет создан единый социальный фонд, который будет подчиняться Государственной фискальной службе?
- Что делать с социальными фондами, должно решить Министерство социальной политики. В Украине существует большая проблема с расходной частью бюджета, здесь нужно заниматься серьезными реформами: объединять социальные фонды, сокращать инспекции, центральные органы исполнительной власти. В будущем я очень хотел бы увидеть ЕСВ вместе с налогом на доходы физлиц (НДФЛ) одним налогом, но сейчас это сделать невозможно.
Наша концепция предполагает, что мы только администрируем ЕСВ. Сегодня Пенсионный фонд ведет реестр застрахованных лиц, а Госфискслужба - реестр страхователей. С точки зрения оптимизации всего нашего государственного хозяйства, надо подходить радикально - в перспективе Пенсионный фонд не нужен вообще.
- Чем принципиально Государственная фискальная служба отличается от Министерства доходов и сборов?
- Мы утратили законотворческую функцию. Наш политический вес стал меньше. Теперь мы должны согласовывать наши идеи с Минфином. В остальных функциях изменений, очевидно, нет.
- Вам в целом нравится идея объединения таможни и налоговой?
- Идея правильная и подтверждена положительным опытом европейских стран. Единая информационная база, оптимальный состав персонала и оптимизация их функций позволяют четко проследить товарно-денежные потоки и быстро выявить правонарушения. Но много работы еще впереди. В будущем к предпринимателям должна приходить одна проверка, которая будет проверять все - от кассовых аппаратов до счетов.
Сейчас мы создаем Службу финансовых расследований, она фактически и будет сочетать все эти функции контроля. Но прежде всего она будет аналитической, а не силовой. Надо проводить демилитаризацию, устранять дублирование функций...
- Ваш заместитель Владимир Хоменко говорит, что создание этой службы саботируется. Кем?
- В основном различными отраслевыми ассоциациями, они поднимают шум. Большинство предпринимателей, наоборот, с одобрением относятся к созданию этой службы.
- Так, может, опытный налоговый милиционер генерал-полковник Хоменко создает этот карательный финансовый орган под себя?
- Я бы так не сказал.
- А кто будет контролировать Службу финансовых расследований?
- Для меня намного важнее функциональные возможности этой службы, чем ее подчинение. Хуже, чем у нас сейчас, быть не может. Если мы не хотим так жить, надо что-то менять. Кто будет осуществлять контроль и координацию этой службы, пока неизвестно. Есть предложение, что это должны быть Кабинет министров, Верховная Рада, Министерство финансов.
"Люди хотят спокойно спать ночью"
- Вы отметили, что объединили много налогов в несколько, но по большинству из них нет существенного уменьшения налогового давления. Каков же стимул для предпринимателей выходить из "тени"?
- Люди, побывавшие в этом кабинете, говорят, что хотят спокойно спать ночью, их замучил этот "обнал", постоянное общение с правоохранительными органами и т.п. Предложенные нами идеи абсолютно подходят любому бизнесу. Минфин живет сухими цифрами и не хочет учитывать эффект от детенизации бизнеса. А я считаю, что некоторое время он будет значительным: понятно, что за один день не все выйдут из "тени".
Фактически существуют два основных налога и сбора, загоняющие всю экономику в "тень", - НДС и ЕСВ. Налог на добавленную стоимость самый коррупционный, и в этом случае проблема не в ставке налога, а в его администрировании. Единый соцвзнос - это теневые зарплаты, сегодня 70–80% бизнеса или доплачивает, или платит зарплату в конвертах. По нашим подсчетам, свыше 20 млрд грн в месяц "гуляет" в виде наличных денег. Эта наличность рождается с помощью конвертаторов, которые оптимизируют НДС вместе с налогом на прибыль. То есть, с одной стороны, идет генерация, с другой - потребление.
Мы придумали закон об электронном НДС-администрировании, что частично повлияет на эти процессы и решит проблему с "тенью". Я рад, что меня услышал премьер-министр, поскольку давление было страшное со всех сторон, особенно со стороны Пенсионного фонда при обсуждении судьбы ЕСВ. Проблема была в ставке сбора. Мы предлагаем 500 грн плюс 15%.
- У вас в концепции представлены две модели реформирования ЕСВ. Выходит, вы выбрали вторую. Это означает, что для тех, кто получает минимальную зарплату, ставка будет 41%. Это действительно сейчас почти 500 грн. А 15% будет взиматься с суммы оплаты труда, превышающей минимальную зарплату. То есть это регрессивный налог, чтобы богатые платили?
- Да. Это абсолютно доступная ставка. Я лично придерживаюсь более радикальных взглядов и считаю целесообразным снижение ставки до 10%. Но это увеличивает дефицит Пенсионного фонда.
- Но это еще не все: есть 3,6% "удержания ЕСВ с заработной платы". Зачем оставили систему "начислений" и "удержаний"? Почему бы не объединить эти ставки в одну, упростить это?
- Удержание, или налог "сверху", - это наш компромисс с Пенсионным фондом, они очень боятся риска увеличения дефицита.
- Считаем: для тех, кто получает среднюю по экономике заработную плату, совокупная ставка получается на уровне 42%. Потому что есть еще налог на доходы. Там вы предложили шесть моделей. Какую выбрали?
- Сейчас эти вопросы обсуждаются, в частности с бизнесом. Пока еще не решили, какой будет модель. В правительстве есть четкое видение прогрессивной шкалы: те, кто зарабатывает больше, будут больше платить, те, кто зарабатывает меньше, будут платить меньше. Однако некоторые представители бизнеса голосуют за существующую модель.
- Прогрессивная шкала предусматривает ставки 15, 20 и 25%. Еще в одном варианте добавляется 10%. В свое время во многих постсоветских экономиках приходили к выводу, что только "плоский", относительно небольшой налог способствует выходу зарплат из "тени". Это было в России с единым для всех налогом 13%, в Украине, когда появилась ставка 15%. Что вас убеждает в том, что наше общество уже готово жить по прогрессивной шкале? Ведь большие суммы просто не будут показывать.
- Средняя налоговая нагрузка на зарплатные доходы в Евросоюзе составляет 36,1%. У нас сейчас 54,5%. Мы хотим перейти на европейский уровень. С точки зрения Европы и США мы предлагаем небольшие ставки. Бизнес, как показывают наши фокус-группы, готов их платить. Теперь речь идет о широких массах, я хочу получить, так сказать, массовый фидбек.
Что касается эффекта от изменения социальных платежей. Он будет. Но это надо делать в унисон с пенсионной реформой. Откровенно вам скажу: вступать в дискуссию с Пенсионным фондом очень тяжело, поскольку они еще определяются с реформами. Мы свой первый шаг сделали, теперь ждем прогресса от Минсоцполитики, Министерства здравоохранения и остальных ведомств, на расходы которых идет более 50% госбюджета.
"Подмешать декларацию, надутую из воздуха, возможности не будет"
- Теперь о другом налоге, загоняющем в "тень". Нам известна ваша позиция, что внутренний НДС нужен, ведь он все же приносит значительное положительное сальдо и существует в Евросоюзе, в направлении которого мы движемся. Вы предлагаете вернуться к идее НДС-счетов. Но в стране есть проблема с оборотными средствами. Насколько целесообразно "морозить" 1/5 средств?
- Вообще не идет речь о пятой части. Закон, вступающий в силу с 2015 г., гласит, что вы не можете выписать налоговую накладную, если вам не хватает налогового кредита, то есть только в таком случае надо пополнить НДС-счет.
Что происходит сейчас: сидит себе условный бизнесмен Х, классный конвертатор, нарисовал НДС-накладные и декларацию и бросил в систему, по дороге раздав прокуратуре, милиции и остальным, - и заработал 100 млн. Эти накладная и декларация ушли в систему, а потом приходит к нам какой-то гражданин и хочет возместить НДС или уменьшить свои НДС-обязательства до нуля. Мы смотрим - а там же ничтожность! Следовательно, НДС, конечно же, не возвращаем или снимаем кредит. Но все возмущены, происходит страшная ссора из-за этой ничтожности, а если гражданин еще и влиятельный… И чтобы вы понимали, мы так живем с 1997 г.
- Но это же налоговики решают, что это ничтожность. Не суд…
- Да, однако же этот товарищ подмешал НДС-кредит, надутый из воздуха. Теперь такой возможности не будет. Конечно, есть минусы, но есть и плюсы: быстрое возвращение НДС, уменьшение количества проверок, прозрачность процесса. Собирать этот налог мы будем быстрее. Система отчетности НДС будет, скорее всего, месячной, чтобы не изымать надолго оборотные средства.
Вы правильно заметили весомую роль НДС в нашей экономике. По операциям на внутреннем рынке Украины (сбор минус возмещение), его доля в общем объеме поступлений налога (на внутреннем рынке и на таможне) в 2011–2013 гг. составляла около 25%, а за семь месяцев текущего года - почти 30%. Всего за январь-июль 2014 г. с операций на внутреннем рынке собрано 47,8 млрд грн НДС, а возмещено - 25,1 млрд.
- Чем отличаются ваши новшества с НДС-счетами от инициатив предшественников?
- Предыдущая инициатива относительно системы применения НДС-счетов предполагала только выделение сумм налога в ходе проведения расчетов между плательщиками и их отдельный учет на специальном счету плательщика, открытом в учреждении банка. Наша система электронного администрирования НДС значительно современнее. Она будет состоять из трех основных элементов: Единого электронного реестра налоговых накладных (ЕРНН); банка, в котором автоматически будут открываться счета всем плательщикам НДС; базы данных таможни в части информации об импорте и экспорте товаров.
Внедрение такой системы поможет сделать невозможным формирование фиктивного кредита и получения неправомерного возмещения НДС из бюджета. Кроме того, уменьшается количество обременительных для бизнеса сверок и проверок, в частности проверок бизнеса по всей цепочке поставок до производителя или импортера.
При этом основные правила расчета НДС, к которым привыкли плательщики, будут сохранены.
- Как быть, если продукция реализуется ниже себестоимости?
- С 1 января 2015 г. вступят в силу изменения, внесенные в статью 188 Налогового кодекса Украины, которыми предполагается, что база налогообложения операций по поставкам товаров/услуг не может быть ниже цены приобретения таких товаров/услуг. Следовательно, если стоимость поставки товара ниже стоимости его приобретения, то плательщик должен будет определить свои налоговые обязательства, исходя из стоимости приобретения такого товара.
"А еще у нас есть идея "нулевой" декларации"
- Новая власть клялась, что будет децентрализация. Почему же по предложенной Минфином схеме город Киев будет отдавать государству теперь уже не 50, а 80% НДФЛ. Почему на местах не оставлять львиную долю налога на прибыль предприятий и полностью налога на доходы физлиц? Ведь единого и экологического налога для развития местных общин мало.
- Моя главная задача - администрировать налоги. Я лично считаю, что большая часть налогов должна оставаться в местных бюджетах, потому что люди на местах лучше знают, на что им нужны средства. В нашей жизни очень важно сделать первый шаг и внести инициативу, тогда она уже будет шлифоваться в Верховной Раде и обществе.
- Тогда расскажите, как шлифуется в парламенте идея фискальной службы о налоговой амнистии?
- Это не амнистия в полном понимании этого слова. Речь идет о налоговом компромиссе. Концептуально этот закон создан для тех, кто имел часть бизнеса в государственных "программах", на "площадках" и был вынужден нарушать законодательство. Закон должен решить накопившиеся в период всевластия предшественников проблемы.
Руководители фирм сами к нам обращаются, признаются, что нарушали законодательство, недоплачивали НДС, причем речь идет о значительных суммах, иногда о целых годовых оборотах. Мы им предлагаем декларировать эти суммы неуплаченных налогов и уплатить с них 10%. То есть если НДС - 20%, то они должны уплатить всего 2%.
На самом деле мы просим очень мало, вопрос здесь не в деньгах, а в том, что этот законопроект гарантирует таким фирмам, что после того, как они уладят эти вопросы в налоговой, к ним не наведаются из МВД, СБУ и т.п. Проект закона называется "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса" (№4930), он во втором чтении внесен в повестку дня пленарных заседаний.
- Какой смысл лишний раз напоминать налоговикам о себе?
- У нас есть возможность сверки, мы можем контролировать, насколько "откровенными" будут с нами эти компании. Закон декларирует право, а не обязанность: фирма сама решает, пользоваться ли предоставленным правом. Мы позволяем людям комплексно закрыть три года своей деятельности - поверьте, есть много компаний, которые с радостью на это пойдут.
У меня в кабинете недавно был народный депутат Еремеев. Он хочет ставку 5%, но многие парламентские бизнесмены готовы голосовать и за 10%. Сама ставка здесь не важна, в масштабах государства это мизерные деньги.
А еще у нас есть идея "нулевой" декларации.
- Что это?
- Сейчас расскажу. Идея заключается в нулевом декларировании тех наличных денег, которые есть у населения, а их очень много. Другими словами, вы можете показать в налоговой декларации 100 тыс. долл., и у вас не спросят, когда и как вы их заработали. Вы сможете их задекларировать с нуля, отнести в банк, финучреждение выдаст вам справку, что эта сумма зачислена на счет. Такая декларация будет вводиться вместе с косвенными методами налогообложения.
Также мы хотим наконец снять с Нацбанка ширму - предложить валютную либерализацию и разрешить людям открывать счета в зарубежных банках. Мы должны разрешить движение капитала. Эти идеи мы уже разрабатываем. Будем обсуждать с правительством.
- Эта инициатива входит в "пакет экономического подъема", о котором говорит Яценюк?
- Не знаю, как он называется. Там десять пунктов. Нашей службы касается только половина.
- Вы все давите на вопрос контроля государства над доходами граждан. Но есть и вопрос доверия граждан к государству. Здесь беда: зачем что-то платить, если деньги используются неэффективно, а иногда и имеют нецелевое назначение? Счетная палата об этом постоянно говорит. Последствий нет, а следовательно, люди избегают уплаты налогов, чтобы помочь своим бабушкам или родителям, а волонтеры быстро поняли, что неэффективно работать через Минобороны и социальные фонды, а быстрее и легче напрямую. Не считаете ли вы, что для повышения доверия следовало бы печатать в Интернете текущие бюджетные поступления и расходы?
- Я доходы готов печатать хоть сейчас.
- Нет, не ваши - государственные. Расходы еще интереснее, потому что вдруг общество увидит, что несколько миллионов просто так направляются на провинциальный "конкурс словесности". Сразу возникают вопросы, зачем был проведен этот фестиваль и зачем были потрачены такие средства…
- Я только за обнародование такой информации.
- Так почему это не делается? Это же одна из самых простых реформ. И Бендукидзе давно советует…
- Я откровенно скажу, что за пять месяцев впервые слышу о такой инициативе, обычно ко мне приходят с другими вопросами. Но мы готовы, по крайней мере, по нашей Государственной фискальной службе. Давайте напишем открытое письмо премьеру.
- Он и его советники это интервью наверняка прочитают. А пока будем спрашивать у вас. Вот в редакцию поступает много сигналов от предпринимателей, что у них происходят интересные диалоги с местными налоговиками о выполнении так называемого плана. Прежде всего речь идет о налоге на прибыль через возможность его авансовой уплаты. Вы что-то планируете с этим делать?
- В дальнейшем авансовой уплаты не будет. В проекте налоговой реформы мы все это убираем.
- У нас такая страна, где закладывают план уплаты штрафов гражданами. То есть по нарушениям нет профилактики, есть тупое наказание…
- У нас уже нет этого. Раньше в самом деле в налоговой администрации были приказы по каждому аудитору, сколько он должен взыскать штрафов.
- Интересно, сколько вы уже взыскали штрафов в этом году?
- За январь-июль 2014 г. по результатам проверок подразделениями налогового и таможенного аудита в целом было доначислено в бюджет 6,6 млрд грн, из которых взыскано в бюджет 2,7 млрд. За аналогичный период прошлого года было доначислено в бюджет 3,2 млрд, из которых взыскано в бюджет 2,6 млрд.
По физическим лицам доначислено 740,5 млн грн, что на более чем 20% превышает аналогичный показатель за январь-июль 2013-го. Данные по Крыму имеем только на 1 марта. В прошлом году там было по главному управлению Миндоходов в АР Крым - 31,7 млн грн плюс город Севастополь - 3,9 млн.
"Отследить электронную акцизную марку мы не сможем"
- С августа нынешнего года у нас есть новый налог 15% на депозитный доход. Эта норма наконец-то прописана четко и в целом понятно. Но как будет работать система уплаты этого налога, если проценты платятся вперед, а потом депозит досрочно снимается?
- Это учтено в Налоговом кодексе. В случае досрочного расторжения договора вклада и проведения в связи с этим перерасчета дохода в виде процентов происходит перерасчет сумм налога, удержанного с такого дохода. Его проводит налоговый агент, то есть банк.
Возвращение излишне удержанных сумм налога осуществляется путем уменьшения сумм налога, подлежащих перечислению налоговым агентом за текущий и/или следующий налоговый (отчетный) месяц.
- То есть налог будут возвращать не раньше, чем через месяц?
- Этот вопрос больше в банк. Но могу сказать, что перерасчет и возврат средств могут осуществляться в день расторжения с банком соглашения о вкладе.
- Планируется ли внедрение электронной акцизной марки? Может, государству следует не марки клеить, а ввести, по крайней мере, на время военных действий на Востоке, государственную монополию на алкоголь?
- В том виде, в котором существовал "Укрспирт" до сегодняшнего дня, - это был бизнес отдельных людей. Поэтому я за приватизацию этой собственности. Это закроет вопрос левого алкоголя и еще кучу вопросов, которые ничего, кроме убытков, государству не приносят. Прибыль от "Укрспирта" видят только отдельные лица, убытки - вся страна.
Вопрос разных типов акцизных марок мы подробно изучали и пришли к выводу, что разные виды электронных акцизных марок - это просто бизнес.
- То есть?
- То есть какая именно она будет, неважно. Принципиального отличия между разного рода электронной маркировкой нет. Все марки созданы для достижения одной цели - автоматизированной системы отслеживания и контроля за производством и обращением подакцизных товаров. Для себя мы выбрали гибридный вариант: объединение высокозащищенной марки и маркировки с электронным элементом.
Но дальше мы сталкиваемся с проблемой установки кассовых аппаратов для всех групп реализаторов. Соответственно, сейчас отследить электронную акцизную марку мы все равно не сможем. Все эти вопросы способен решить эффективный контроль за продажей спирта. Все просто, нужно только иметь желание все это побороть.
- У нас есть информация, что налоговая нагрузка по крупным налогоплательщикам выросла. Почему?
- Давайте посмотрим налоговую нагрузку по НДС в первом полугодии 2014-го. Так, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года она действительно увеличилась на 3,5 процентного пункта, до 9,5%. Эта статистика не учитывает зоны АТО и Крыма.
По крупным плательщикам - а они у нас находятся на учете в центральном офисе по обслуживанию крупных плательщиков - рост только на 0,1 процентного пункта. За первое полугодие 2014 г. он составил 3,9%.
- Значит, в наибольшей мере страдают не олигархи, а средний и малый бизнес?
- Налоговая нагрузка выросла там, где легче было избегать налогов: финансовая и страховая деятельность - на 2,2 процентного пункта, информация и телекоммуникация - на 0,5, водоснабжение, канализация, обращение с отходами - тоже на 0,5, операции с недвижимым имуществом - снова на 0,5 процентного пункта.
- По статистике НБУ, падение импорта в этом году уже составило 16%. Тенденция ухудшается. При этом для фискальной службы импорт - это акцизы и НДС. Большие средства. Вы закладываете ухудшение условий внешнеэкономической деятельности в свои прогнозы поступлений?
- Бюджет по таможням мы выполняем. Но падение еще как ощущаем! Уровень потребления в стране упал, в основном едет базарная группа, китайские, турецкие товары. За январь-июль 2014 г. объемы импорта товаров в Украину уменьшились на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го и составляют немногим более 30 млрд долл.
- Согласно отчету Минфина, доходы сводного бюджета Украины за первое полугодие 2014 г. оказались на 6,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Но это выросла рента за пользование недрами плюс дополнительные налоги появились. НДС с произведенных в Украине товаров упал на 4,9%, НДС с импорта - на 5,6, налог на прибыль предприятий - на 18,4, акцизный налог - на 10,2%, ввозной пошлины собрали на 7,8% меньше. Если еще вычесть годовую инфляцию, которую Госстат пока определяет на уровне 12%, у нас получается реальное падение доходов под 20%. Но это значительно меньше, чем экономический спад, который МВФ и украинское правительство оценивают на уровне 6,5%. Почему динамика сбора налогов стала хуже, чем экономическая траектория в целом?
- При расчетах мы исходим из номинального ВВП и не учитываем инфляцию. А ситуация у нас такова, что имеем существенное сокращение импорта и сворачивание производства. В некоторых сегментах потребление уже сократилось на более чем 30%.