UA / RU
Поддержать ZN.ua

Фискальные новшества: новые реалии при старой системе

Бизнес ждал изменения подходов, а получил усиление фискальной нагрузки , в результате которой бюджет вроде бы может рассчитывать на дополнительные 44 млрд грн.

Автор: Наталья Непряхина

В четверг страна получила и изменения в бюджет, и новую налоговую базу для его выполнения, которые в режиме повышенной секретности готовило, принимало и обсуждало правительство. Роль депутатов уже в который раз свелась к тому, чтобы вовремя просто нажать на кнопку для голосования. Бизнес ждал изменения подходов, а получил усиление фискальной нагрузки, в результате которой бюджет вроде бы может рассчитывать на дополнительные 44 млрд грн, которые предполагается получить от реализации закона. Методы остались прежние, хотя страна то другая.

Весь сессионный день Верховная Рада посвятила экономическим проблемам в стране. Ведь фискальный разрыв, по подсчетам правительства, составляет почти 290 млрд грн, то есть фактически денег нет, но статьи расходов под них есть. А еще и, как было заявлено, налога на прибыль авансом предыдущая власть собрала более 37 млрд грн и 21,6 млрд задолжала бизнесу в виде невозмещенного НДС. Поэтому и изменения в бюджет депутаты одобрили всего за несколько минут. Но вот для голосования налоговых правок, которые Кабинет министров преподнес как меры по "предупреждению финансовой катастрофы" и условия для экономического роста, понадобилось больше времени.

С первой попытки протолкнуть законопроект не удалось- его поддержали всего 189 депутатов, но еще два часа - и желающих голосовать уже стало на 57 парламентских единиц больше. Всего несколько часов переговоров правительства с депутатами, и стабилизационный пакет в перспективе может вылиться в банкротства, закрытие бизнесов, полный хаос и крах. Это если говорить о легальных предприятиях. Этого опасался бизнес и пытался донести свою позицию Минфину как основному автору "реформистского" пакета. Ведь ничего общего с реформами предложенные инициативы не имеют, а носят исключительно фискальный характер, повышают налоговую нагрузку практически для всех отраслей, а также физических лиц. Причем реальных новшеств оказалось чрезвычайно мало - большинство идей еще буквально в конце 2013 г. предлагало правительство Николая Азарова, но парламент их отклонил.

Так, экс-министр доходов и сборов Александр Клименко ранее предлагал лишить льготы по НДС операции по первой поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Такую же идею вынашивал и руководитель Госпредпринимательства Михаил Бродский, но он хотел в списке видеть еще и медоборудование. Сейчас оборудования в законе нет, но льготы отрасль лишилась.

Применение единой ставки акциза на дизтопливо вместо дифференцированной тоже хотело ввести предыдущее правительство, а внедряет нынешнее. Будет единая ставка - 98 евро/т (до этого применялась от 46 до 98 евро в зависимости от содержания серы). Минфин усматривал реализацию схем для минимизации налоговых обязательств с использованием пониженной ставки.

Так почему бы и не контролировать полноту уплаты налогов вместе с налоговыми органами, которые, по словам нового руководителя фискального ведомства, всех знают и все видят? Повышение же ставок чревато подорожанием услуг грузоперевозчиков, повышением себестоимости товаров.

Также неоднократно обсуждался и вопрос введения сбора с операций покупки-продажи валюты. Но в прошлом году это еще была декларация о намерениях, сейчас - это норма (в размере 0,5%). Примечательно, что ранее МВФ, положительного вердикта которого так жаждут сейчас на Печерских холмах, неоднократно высказывался против внедрения дополнительного налога. Сбор - антирыночный, считают эксперты, пусть и цели благородные - наполнить бюджет Пенсионного фонда (прогнозы - более 9 млрд грн) и сократить его дефицит. Но, в первую очередь, это предпосылка для увеличения теневого оборота наличной валюты, поэтому, кроме правительства, никто и не рассчитывает на рост доходов пенсионной казны.

Налогом на доходы физических лиц теперь будут облагаться и доходы граждан в виде пенсионных выплат или ежемесячного пожизненного денежного содержания, получаемые из Пенсионного фонда или из иностранных источников. Если их размер будет превышать 10 тыс. грн, то придется уплатить 15% с суммы превышения.

Поддержали депутаты и введение прогрессивной шкалы подоходного налога. Сейчас действуют две ставки - основная 15% и повышенная 17% для доходов более 10 минимальных зарплат. С 1 июля максимальный уровень нагрузки на доходы составит 25% с годового дохода в 1 млн грн. Примечательно, что этого уровня доходов изначально не было в проекте (максимальный - 500 тыс. грн), министр финансов Александр Шлапак просто в сессионном зале, как говорится, на коленке, менял нормы. Теперь для порога в 500 тыс. будет применяться НДФЛ в 20%.

Как сказал Арсений Яценюк, такие доходы в Украине имеют всего 300 тыс. человек. И эти граждане владеют финансовым ресурсом, который составляет 60% от общей стоимости активов в стране. Таким образом, по версии премьер-министра, ежемесячный доход олигархов и богачей составляет от 40 тыс. до более 80 тыс. грн. Экономист Центра "CASE-Украина" Владимир Дубровский уверен, что такие нормы, прежде всего, ударят по среднему классу. Правительство уже не первый раз ошибается, будучи уверенным, что это поспособствует выходу доходов из тени. Но этот налог попросту не будут платить, как и если бы власти пошли на снижение нагрузки на фонд оплаты труда. Почему тот, кто не платил налоги и отчисления в социальные фонды со своих доходов, вдруг резко начнет это делать, пусть даже и ставка станет вдвое меньше? Плательщик попросту не знает, куда идут его налоги. Так зачем гражданам показывать свои доходы, если чиновники их скрывают? Показательным в этом контексте также стал отказ депутатов проголосовать на этой неделе за норму о доступе к реестрам.

Такая же ситуация и с налогом на недвижимость. Он так и не заработал, но правительство не оставляет надежды расширить базу налогообложения. В этот раз таки удалось утвердить норму об изменении механизма взимания налога - необходимо будет платить с общей площади вместо жилой. Но в то же время так и осталась без поддержки норма о налогообложении коммерческой недвижимости. Такую идею активно продвигают и в Ассоциации городов Украины, так как именно это позволит существенно пополнить доходы местных бюджетов. Большинство экспертов считают, что, действительно, налогом на недвижимость должны облагаться все объекты, платить его должны также все без исключения. Но ставки должны быть минимальными, необременительными для граждан и бизнеса.

Как ни странно, но, кажется, главный налоговик страны Игорь Билоус даже не знал о намерениях правительства заморозить ставки основных бюджетообразующих налогов - НДС и налога на прибыль. Специально для руководителя ведомства: с 2015 г. ставки должны были быть снижены с 20 до 17% и с 18 до 16% соответственно. Пока депутаты и Кабмин посчитали нужным оставить их на нынешнем уровне. Ведь дело не в снижении ставки, говорят чиновники, но в Налоговом кодексе это снижение было закреплено несколько лет назад, и бизнес ориентировался на них, планируя свою деятельность.

Непонятной для многих аграриев после принятия законопроекта остается ситуация с возможностью уплаты НДС и возмещения налога. "Пока не появится вразумительный текст, что можно вообще комментировать?" - говорит глава Аграрного союза Геннадий Новиков. В то же время ситуация выглядит следующим образом. Налогообложение операций по экспорту зерновых, что стало возможным с 1 января 2014 г., сейчас будет отменено, а компромисс заключается в том, что эта норма вступит в действие с 1 октября. Претендовать на возмещение смогут не все, а только экспортеры и первые покупатели зерна. На действии нормы настаивали во фракции УДАРа и депутатской группе "Экономическое развитие", после удовлетворения требований они и дали голоса за весь законопроект. Таким уступкам правительства предшествовало и письмо ряда членов аграрного комитета в Кабмин, которые говорили о том, что многие сельхозпроизводители терпят убытки. Зернотрейдеры активно выступали против этой нормы, так как могли влиять на цены, а кроме того, в цепочку поставок они могли включить своего посредника и часть прибыли оставлять на его счетах. Поскольку сейчас НДС будут возвращать только в случае первой покупки - напрямую с сельхозпроизводителя, то цепочка сокращается.

Кроме того, аграрии получили и пересмотр механизмов налогообложения фиксированным сельхозналогом. Каждый год он будет индексироваться, тогда как сейчас налог начисляется, исходя из нормативно-денежной оценки земли, проведенной еще в 1995 г. Глава Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар подсчитал, что в итоге нагрузка может увеличиться до почти
700 млн грн со 131 млн.

Это только малая часть предложенного. Увеличены вдвое ставки сбора за пользование радиочастотным ресурсом, при ввозе новых автомобилей и мотоциклов, за пользование недрами (хотя заявленная цена вопроса в последнем случае - около 3 млрд грн вряд ли делает уровень соответствующих выплат в Украине адекватным хотя бы аналогам у соседей по СНГ, не говоря уже о евросоюзовских. - Ред.).

Акциз на табачные изделия, спирт и пиво увеличится на 31,5–42,5%. При том, что на сигареты уже была индексация с 1 января. И здесь вопрос не должен рассматриваться однобоко, мол, за вредные привычки нужно больше платить. Анализировал ли Кабмин уровень теневого сектора в этих сферах? Если у производителей пива его вроде бы нет, но есть падение по прошлому году на 8%, то нелегальная торговля алкоголем составляет, по разным оценкам, 40–60%, а сигаретами - 9%.

Бизнес в целом говорит, что его в правительстве не услышали, аргументы и цифры участников рынка не являются доказательством для Минфина. "Вы можете говорить все, что угодно, и мы знаем, что вы будете против, но мы сделаем, как хотим", - такую позицию чиновника Минфина передают предприниматели. И это - при публичных заявлениях как Яценюка, так и Билоуса об открытости и прозрачности деятельности. "Поздно будет есть "Гематоген", когда артериальная кровь хлыщет", - говорит один из производителей пива.

Подобная позиция правительства удивляет, злит, расстраивает, кулуарность и секретность принятия решений недопустимы, результатом станет не то что противодействие финансовой катастрофе, а еще большее падение. Суть в том, что давление увеличится на бизнес, который и так платил налоги. Но от правительства ждали другого - реформ, а не "хаотичной, суетливой попытки хапнуть побольше и побыстрее".

Инициируемые фискальные нормы не дадут и трети доходов по сравнению с тем резервом, который находится в тени. Где амнистия капиталов, легализация доходов, но с параллельной гарантией государства не преследовать? Уже немало об этом говорили все - и власть, и эксперты, и правила всем известны. "Хотят поднять тарифы на газ, но пусть тогда открыто, публично говорят, какой у нас объем добычи, кто добывает, по какой цене продает населению. А потом расскажут, что разница до сих пор оседает на площадках известного человека, - возмущается один из экс-чиновников в правительстве Юлии Тимошенко. - Нужно забирать полномочия по экономике у СБУ и МВД. СБУ сейчас терроризирует на границе и ставит свою таксу в 10 долл. за пропуск единицы товара, и говорит, какие они либеральные по сравнению с предыдущей властью, которая брала по 40".

Сейчас и бизнес настроен радикально. Он пока аккуратно, но высказывает мнение, что Украину сливают, сознательно дестабилизируя ситуацию. А когда будет совсем плохо - придет она на белом коне и всех спасет. Но не этого все ждали. Готовы даже подождать еще месяц. Но потом популярное ныне высказывание "при любой проблеме иди на Майдан" станет и для крупного бизнеса реальностью.