UA / RU
Поддержать ZN.ua

Газовая независимость: насколько и кем обеспечена в Украине

Начавшаяся очередная украинско-российская "газовая война" и прекращение поставок газа "Газпромом" заставляют внимательно оценить состояние и возможности украинской нефтегазодобычи.

Автор: Геннадий Кобаль

Начавшаяся очередная украинско-российская "газовая война" и прекращение поставок газа "Газпромом" заставляют внимательно оценить состояние и возможности украинской нефтегазодобычи. И попытаться ответить на вопросы, что сегодня представляет собой нефтегазодобывающая отрасль, насколько Украина обеспечена собственными углеводородными ресурсами и что нужно сделать для быстрого увеличения добычи?

Нефтегазодобывающая отрасль Украины представляет собой крайне неоднородную структуру, которую можно разделить на несколько сегментов: государственные добывающие компании, частные и совместные предприятия (или компании, ведущие совместную деятельность, - не путать с СРП, договором о совместной деятельности).

Основной объем добычи по-прежнему обеспечивают государственные компании, на долю которых приходится 17 млрд кубометров в год, или 85% общей добычи газа и нефти в Украине. Госкомпании находятся в состоянии стагнации, постепенно снижают объемы добычи и теряют долю на энергоресурсном рынке страны.

Государственные газонефтедобывающие компании

Государственный сектор представлен компаниями-монополистами - "Укргаздобычей" и "Укрнафтой", также есть небольшие добывающие подразделения в структуре НАК "Нафтогаз Украины" и НАК "Надра Украины". До марта 2014 г. важную роль в экономике страны играла госкомпания "Черноморнефтегаз", оказавшаяся после оккупации Крыма под управлением крымских властей. С потерей "Черноморнефтегаза" Украина лишилась и ее добычи (1,6 млрд кубометров в 2013 г.), и ее потенциально извлекаемых углеводородных ресурсов на черноморском шельфе.

ПАО "Укргаздобыча"

Крупнейшей компанией отрасли является ПАО "Укргаздобыча" (стопроцентная госкомпания, входящая в госхолдинг НАК "Нафтогаз Украины"), на которую приходится 75% национальной добычи газа и 20% - нефти и газового конденсата. "Укргаздобыча", созданная в 1998 г., объединила в себе добывающие, буровые и перерабатывающие предприятия бывшего "Укргазпрома". За последние 15 лет в компании мало что изменилось, и сегодня это архаическая, громоздкая и низкоэффективная структура. Этому есть свои объяснения: до сегодняшнего дня госкомпании продают, а точнее сказать, отдают газ "Нафтогазу Украины" по цене 349 грн за тысячу кубометров (без НДС) - в десять раз ниже рыночной!

Почему так происходит, объяснить не может никто, но и изменить порочную практику тоже никто не спешит. Выживает компания за счет продажи нефтепродуктов, которые можно продавать по рыночным ценам. Но чудес не бывает - отсутствие средств для развития ведет к снижению геологических работ, бурения и, как следствие, к падению объемов добычи углеводородов.

ОАО "Укрнафта"

Другая компания-монополист - ОАО "Укрнафта" - тоже была создана на базе госпредприятий, но уже нефтяной промышленности. Сегодня "Укрнафта" - это добыча почти 70% нефти и 10% газа в стране. Главным ее отличием является то, что государству принадлежит контрольный пакет 50%+1 акция компании, а крупнейшим частным акционером является группа "Приват" (около 42%), которая фактически контролирует ее работу через менеджмент.

В отличие от "Укргаздобычи", "Укрнафта" работает в более рыночных условиях, поскольку основную ее продукцию составляет нефть, которая продается через аукционы. Потом эта нефть перерабатывается на Кременчугском НПЗ, которым владеет "Укртатнафта", тоже подконтрольная группе "Приват", а нефтепродукты этого НПЗ продаются на АЗС "Укрнафта". То есть, несмотря на то, что контрольный пакет "Укрнафты" принадлежит государству, на деле компания стала составной частью бизнес-группы "Приват".

Правда, даже находясь под управлением частных собственников, "Укрнафта" не может похвастаться особыми достижениями в добыче. За последние шесть лет объемы добычи нефти и конденсата снизились с 3 млн т в 2008 г. до 2 млн т в 2013 г. Падение объемов добычи газа еще более внушительное - с 3,2 млрд кубометров в 2008 г. до 1,9 млрд в 2013 г.

Непосредственно заниматься добычей планировала и НАК "Нафтогаз Украины", получившая в 2009 г. более десяти нефтегазовых лицензий (специальных разрешений). В 2011-м компания получил еще несколько спецразрешений. В 2012–2013 гг. было организовано поисковое бурение двух скважин на Будищанско-Чутовском участке, где было открыто Руновщинское месторождение. Запасы нефти месторождения оценили в 12,8 млн т. Правда, промышленная добыча так и не началась. Более того, все поисковые работы прекратились.

Небольшие объемы газа добывает и государственная НАК "Надра Украины", осуществляющая несколько совместных проектов с частными компаниями. Сегодня компания представляет собой остатки некогда огромной структуры государственной геологической отрасли. Десятки месторождений НАК "Надра Украины" путем различных манипуляций оказались в руках частных собственников. Особенно активно "приватизация недр" проходила в период, когда "Надра" возглавлял Эдуард Ставицкий - только в 2007 г. госкомпания потеряла 20 своих самых перспективных месторождений.

Частные компании

Вторую группу составляют три десятка частных компаний, на которые приходится 2,4 млрд кубометров газа, или 15% годовой добычи в Украине. Сегодня это один из самых быстрорастущих сегментов украинской экономики в целом. В первом полугодии
2014-го частные компании увеличили добычу газа на 32%, до 1,5 млрд кубометров.

Независимая нефтегазодобыча в Украине насчитывает уже 20 лет. Первой частной компанией стала "Полтавская газонефтяная компания", на 100% дочернее предприятие британской JKX. Несмотря на огромные трудности (у компании несколько раз пытались забрать права на разработку месторождений), ПГНК оказалась очень успешным проектом. Она работает в основном на старых месторождениях, но это не помешало ей наладить эффективную добычу и на долгие годы стать самой крупной частной добывающей компанией.

Сегодня "Полтавская газонефтяная компания" ведет добычу на шести месторождениях в Полтавской области. За последние годы объемы добычи значительно снизились: газа - с 450 млн кубометров в 2009 г. до 222 млн в 2013-м, нефти - с 250 тыс. т в 2007 г. до 60 тыс. в 2013-м. Тем не менее компания остается одним из лидеров отрасли, и ее достижения не остались незамеченными. В 2007 г. бизнесмен Игорь Коломойский начал скупать акции британской JKX; сегодня Eclairs Group Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова владеет 27,5% JKX.

Совместные предприятия

Успешная "Полтавская газонефтяная компания" стала примером для других добывающих компаний, начавших расти в конце 90-х, как грибы после дождя. В то время популярной формой организации работы частных компаний было создание совместных предприятий (СП) или совместных деятельностей (СД) с государственными "Укрнафтой" и "Укргаздобычей".

Обычно СП/СД получало в аренду скважины госкомпаний, а потом продукция или доход от ее работы делились между участниками СП. Всего было создано около двух десятков таких СП/СД.

Слабым местом в работе предприятий оказалось то, что со сменой политической власти происходила смена руководства госкомпаний, а значит, бизнес СП/СД оказывался под угрозу. Со временем большая часть СП и СД были ликвидированы, оставшиеся приобрели цивилизованные формы работы.

В настоящее время крупнейшая совместная деятельность организована между "Карпатыгазом" (дочерняя компания шведской Misen Energy) и "Укргаздобычей", объединяя два десятка отдельных проектов - от ремонта отдельных скважин до строительства крупных дожимных компрессорных станций (ZN.UA недавно рассказывало об этой компании и проблемах, с которыми ей приходится сталкиваться).

Идея работы СД состоит в повышении добычи на старых скважинах и месторождениях ПАО "Укргаздобычи" с помощью инвестиций и технологий "Карпатыгаза". Весь дополнительно добытый газ и конденсат распределяются между участниками СД. В 2013 г. "Карпатыгаз" стала крупнейшей частной добывающей компанией с объемами добычи около 600 млн кубометров газа, а в текущем году планирует добыть 1 млрд.

В начале 2000-х годов была внедрена новая схема создания частных компаний. Государство в лице Госкомитета природных ресурсов выделяло компаниям нефтегазовые площади для проведения геологоразведки и добычи. Доступ к участкам и месторождениям получали никому не известные структуры, близкие к тогдашнему политическому руководству страны. Позже лицензии (специальные разрешения) перепродавались - так возникло большинство действующих сегодня частных компаний.

Массовая раздача лицензий пришлась на период руководства Госкомитетом Николая Злочевского в конце 2004 г., во время оранжевой революции, когда стало понятно, что грядет смена власти. Масштабы приватизации государственных недр и их непрозрачность привели к расформированию в 2005 г. Госкомитета природных ресурсов.

Еще одним источником формирования частных добывающих компаний стала массовая приватизация специальных разрешений на участки госкомпании НАК "Надра Украины", о чем уже было сказано выше.

В последние два-три года в сегменте частной добычи происходит процесс консолидации активов. Пока еще нет крупных добывающих компаний, но некоторые из них уже владеют большим количеством активов. Например, Geo-Alliance имеет 18 лицензионных участков, Burisma Holdings - 29.

Лидером в группе независимых негосударственных компаний является "Нефтегаздобыча", которая после вереницы перепродаж вошла в структуру ДТЭК миллиардера Рината Ахметова. За пять месяцев с начала 2014 г. добыча этой компании составила 285 млн кубометров газа. В прошлом году "Нефтегаздобыча" начала масштабную программу развития, в 2014-м планирует инвестировать 1,5 млрд грн, что позволит довести добычу до 1 млрд кубометров.

На втором месте Burisma Holdings - 280 млн кубометров добытого газа. Burisma объединяет четыре добывающие компании: ООО "Энерго-сервисная компания "Эско-Пивнич", ООО "ПАРИ", ООО "Первая украинская газонефтяная компания" и ООО "Крымтопэнергосервис". До последнего времени Burisma Holdings связывали с экс-министром экологии Николаем Злочевским, но перестановки в руководстве компании дают повод считать, что структура собственников могла измениться. В частности, в совет директоров Burisma Holdings был назначен Роберт Хантер Байден, сын вице-президента США Джо Байдена, а одним из директоров Burisma стал бывший президент Польши Александр Квасьневский. Сегодня Burisma - одна из наиболее динамично развивающихся компаний отрасли.

На третьем месте по добыче находится компания "КУБ-Газ", которая с начала 2014 г. добыла 125 млн кубометров газа, что на 15% больше, чем в прошлом году. В 2010 г. Kulczyk Oil Ventures Inc (сейчас Serinus Energy) бизнесмена Яна Кульчика купила за 25 млн долл. 70% акций "КУБ-Газа", еще 30% принадлежат американской Cub Energy Inc. "КУБ-Газ" - один из примеров удачного привлечения иностранного инвестора: за три года компания из региональной превратилась в одного из лидеров газодобычи. Миноритарный акционер "КУБ-Газа" - компания Cub Energy (ранее 3P International Energy Corp., США) - в 2011 г. купила 100% газодобывающей компании "Тисагаз" и сегодня пытается повторить историю успеха.

Весомым игроком на рынке является "Полтавская газонефтяная компания", принадлежащая британской JKX, о которой говорилось выше. Несмотря на то, что компания работает на старых истощенных месторождениях, за счет бурения новых скважин и внедрения новых технологий горизонтального бурения и гидроразрыва ПГНК с начала года добыла 106 млн кубометров газа (прирост 16%).

Из перспективных компаний следует выделить "Природные ресурсы", входящую в группу Geo-Alliance и принадлежащую структурам, близким к миллиардеру Виктору Пинчуку. В 2012 г. компания Arawak Energy Ukraine BV (Нидерланды) купила 25% акций Geo-Alliance и готова инвестировать в украинскую добычу ежегодно 100 млн долл., что позволит увеличить добычу углеводородов в несколько раз.

Пока не может похвастаться достижениями в нефтегазовом направлении "Смарт-Холдинг" миллиардера Вадима Новинского. Нефтегазовый бизнес холдинга объединяет компанию Regal Petroleum, а также предприятия "Пром-Энерго Продукт" и "Укргаздобыча" (не путать с государственным ПАО "Укргаздобыча"). Компании имеют значительный потенциал для развития, но им пока не удается преодолеть спад в добыче.

Высокая цена газа для промышленных потребителей в размере 4724 грн за тысячу кубометров (без НДС) открывает большие возможности для частных инвесторов в газодобыче. На сегодняшний день независимая добыча хоть и представлена мелкими и средними компаниями, но уже можно говорить о консолидации рынка и возможном появлении в течение года нескольких компаний с добычей более 1 млрд кубометров газа в год. И это уже существенный вклад в энергонезависимость страны. Планы правительства по продаже
45 нефтегазовых участков в 2014–2015 гг. могут привлечь в нефтегазовую отрасль новых игроков, в том числе иностранных, что также будет способствовать увеличению добычи газа в Украине.

СРП

Несколько особняком в добыче стоят крупные проекты соглашений о разделе продукции (СРП). На сегодняшний день в Украине проведено четыре конкурса по разведке и добыче углеводородов с подписанием СРП. Все участники СРП - известные мировые компании. Если не учитывать печально известную историю с Vanko Prykerchrnska, то сейчас Украина имеет два подписанных СРП. С компанией Shell - по Юзовскому участку (Харьковская и Донецкая области) и с американской Chevron - по добыче углеводородов на Олесском участке (Львовская и Ивано-Франковская области).

Также был проведен конкурс на заключение СРП по Скифскому глубоководному участку шельфа Черного моря. Победителем стал консорциум во главе с американской ExxonMobil (40%, оператор проекта) в составе Shell (35%), австрийской OMV в лице румынской "дочки" Petrom (15%) и НАК "Надра Украины" (10%). Но СРП с этим консорциумом так и не подписали.

Другим крупным проектом обещал стать СРП по разработке четырех площадей на шельфе Черного моря. В конце ноября 2013 г. Украина подписала соглашение об их разработке. Участниками этого СРП соглашались стать Eni (50%), EdF (5%), ООО "Воды Украины" (35%) и "Черноморнефтегаз" (10%). Но конкурс провести не успели.

Еще один проект при участии Shell - совместная деятельность с ПАО "Укргаздобыча", в рамках которого было пробурено две скважины в Харьковской обл. Ведется геологоразведка, но ни о результатах, ни о перспективах добычи ничего не сообщается.

На сегодняшний день все проекты при участии международных компаний находятся на начальной стадии, и говорить о каких-либо перспективах добычи можно будет не ранее чем через три-четыре года после завершения геолого-разведывательных работ.

***

Подводя итоги, можно говорить о довольно серьезных перспективах Украины в наращивании собственной добычи углеводородов. Это касается как государственных "Укргаздобычи" и "Укрнафты", так и независимых компаний. Прогнозы о возможностях роста украинской газодобычи очень отличаются - от 25 до 45 млрд кубометров в год. Но все без исключения специалисты сходятся в одном: добычу газа в Украине можно и нужно увеличивать.

Для этого государству необходимо в корне поменять подход к нефтедобывающей отрасли и срочно начать действовать в этом направлении. Практически необходимо сделать всего несколько шагов, которые бы ослабили хватку бюрократии и развязали руки добывающим компаниям. Например, упростить процесс землеотвода под строительство скважин, чтобы не приходилось ждать по два года согласования документов. Важно также установить закупочные цены на газ для госкомпаний, которые бы позволили получать прибыль и инвестировать в добычу. Выставить на аукционы нераспределенные нефтегазовые участки, которых сегодня более 150. Это и многое другое можно сделать быстро, без финансовых затрат государства. К сожалению, новое правительство пока ничего не сделало для улучшения и развития собственной добычи газа и нефти.