UA / RU
Поддержать ZN.ua

Способность НАБУ выросла больше всего среди антикоррупционных органов, но остается ряд проблем — Transparency International

Эксперты рассказали, что помогло увеличить эффективность Бюро, а что до сих пор тормозит его работу.

Национальное антикоррупционное бюро Украины продемонстрировало самый большой рост в сравнении с данными 2020 года по оценке организации Transparency International Ukraine. Показатели способности органа увеличились с 3,6 до 4,3 балла из 5 возможных, пишут представители Transparency International Ukraine в материале "Что тормозит работу антикоррупционной экосистемы? Исследование".

Как отмечается, на балл прежде всего повлияло отсутствие заметных проблем с менеджментом. Несмотря на начало полномасштабной войны РФ против Украины, прошел конкурс по отбору нового директора НАБУ. Он длился почти год, но показал прогресс по сравнению с конкурсом Специализированной антикоррупционной прокуратуры. После назначения Семена Кривоноса руководителем Бюро в марте усилилось сотрудничество с САП и активизировались расследования по коррупции.

"Хотя ряд экспертов объективно замечают, что реальные результаты работы нового директора мы увидим по меньшей мере через год после назначения. Потому что все успехи весны 2023-го, включая топ-кейс главы Верховного суда Князева, — наработки детективов и прежнего руководства Бюро. Но они действительно не были нивелированы новым”, — отметили эксперты.

Читайте также: В Еврокомиссии оценили борьбу с коррупцией в Украине и сказали, каких «посадок» не хватает

Они указали на улучшения законодательства относительно работы НАБУ, которые позволили сделать это. В частности, речь идет об устранении противоречия между Конституцией и соответствующим Законом и признании НАБУ центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, уточнении порядка аудита эффективности его деятельности, четком определении полномочий Кабинета министров по назначению и увольнению директора органа.

По мнению представителей Transparency International Ukraine, процедуру конкурса на должность директора НАБУ можно считать успешной, несмотря на проблемные моменты, которые привели к отсеиванию фаворитов общественности.

Сейчас наблюдается значительное оживление в расследовании дел НАБУ и САП относительно коррупции на самом высоком уровне. Но для того чтобы справиться с большей нагрузкой на антикоррупционные органы, нужно пропорционально увеличить количество сотрудников НАБУ, САП и Высшего антикоррупционного суда (ВАКС). От способности отдельных институций зависит эффективность всего звена.

Верховная Рада Украины 21 ноября поддержала в первом чтении законопроект №10203-1, предусматривающий увеличение штата НАБУ с 700 до 1000 работников в три волны путем закрытия по 100 вакансий в год в течение 2024-2026 гг. Соответствующее требование для усиления возможности Бюро есть в недавнем отчете Европейской комиссии о прогрессе реформ в Украине.

“И это правильное решение, потому что набрать 300 квалифицированных специалистов за год, а потом еще интегрировать новые кадры в работу Бюро — это достаточно серьезный вызов. Стоит также понимать, что для полноты картины нужно иметь полный текст проголосованного законопроекта, которого пока нет в открытом доступе”, — говорится в тексте.

Читайте также: Руководитель главного подразделения детективов НАБУ Андрей Калужинский: «У нас люди, подозреваемые или обвиняемые в коррупции, — рукопожатны. Их повышают по службе, у них берут интервью и приглашают на мероприятия»

В то же время эксперты обратили внимание на давнюю проблему обеспечения права НАБУ на автономное прослушивание. Необходимое законодательство утвердили еще в 2019 году, но его нормы до сих пор не реализовали на практике. Пока структура может получать оборудование по запросу от Службы безопасности Украины, хотя является отдельным государственным органом и должна выполнять работу независимо и беспристрастно, поэтому требует собственных инструментов.

Не менее важно, как отмечается, создание независимого органа для проведения экспертиз по делам о коррупции на высоком уровне. Это позволило бы увеличить скорость и качество расследований НАБУ, обеспечив эффективные, своевременные и независимые экспертизы без "отстаивания очередей".

"Существенные препятствия создают и печально известные «поправки Лозового». Последствия их применения уже можно увидеть в решениях о закрытии уголовных производств в ряде дел из-за, по мнению судей, неправильного субъекта продления сроков досудебного расследования. Среди громких дел, закрытых благодаря «поправкам Лозового», — дела «Укрзалізниці», братьев Дубневичей, Ощадбанка, первый эпизод дела «Роттердам+», дело Альперина», — добавили члены Transparency International Ukraine.

Однако в целом в организации считают, что НАБУ показывает себя как стабильная, эффективная и независимая структура. Бюро растет и постоянно внедряет лучшие практики в работе, влияя на результаты всей антикоррупционной системы. Во многом, по мнению экспертов, это было бы невозможно без эффективного взаимодействия с САП.

Читайте также: Коломойский, Татаров, Альперин. Парламент тянет с «поправками Лозового», спасая топ-коррупционеров от наказания

В Transparency International Ukraine напомнили, что антикорсистема может работать только в полноценном взаимодействии и при полной независимости от власти. Необходимы компетентные и свободные от политических влияний сотрудники, правовые гарантии независимости.

"Потому что какого бы высокого уровня институции мы ни построили, какими бы независимостью и полномочиями их ни наделили, ключевой останется этическая и моральная составляющая кадров, возглавляющих антикоррупционные органы и подающих соответствующие сигналы не только своим коллективам, а и всей стране. Кадры, которыми наполняются институции, — основа того, в какую сторону они будут развиваться", — подытожили эксперты.

Ранее министр юстиции Украины Денис Малюська заявил, что об увеличении количества сотрудников НАБУ на 300 человек западные партнеры и само Бюро просили не один год. Органу "не хватает рук", чтобы вести все зарегистрированные производства.