Некоторые элементы сбитого иранскими военными самолета авиакомпании "МАУ" до сих пор не нашли, среди найденных обломков полностью отсутствует нижняя часть самолета. О деталях работы украинских экспертов в Иране рассказал один из руководителей группы, директор Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз Александр Рувин.
По его словам, были обнаружены следы от поражающих элементов ракеты в кабине и на некоторых креслах самолета. Кабину на месте аварии нашла украинская группа, передает BBC Украина.
"Затем переднюю часть самолета мы нашли под землей, она была присыпана. Они (иранцы - ред.) ее сами не увидели. А нижней части самолета до этого времени не существует, как и основной массы кресел, где сидели пассажиры", - говорит Рувин.
Однако, несколько кресел все-таки удалось найти – бортпроводниц спереди самолета и пассажирских. По словам эксперта, были обнаружены порезы, наслоения и другие металлические обломки, которые не имели отношения к этим креслам.
Из обломков была реконструирована кабина самолета. Изучая переднюю часть кабины пилотов обнаружили признаки пожара, действие поражающих элементов другого предмета.
"Мы отобрали образцы поражающих элементов, частей самолета, а также сделали смывы, которые дадут возможность указать вид взрывчатого вещества. А обломки – отнести к поражающим факторам той или иной ракеты", - сказал Рувин.
Тип ракеты, которой сбили пассажирский самолет, точно смогут определить после проведения всех экспертиз. В Тегеране украинские эксперты указали на соответствующие "вещественные доказательства, указывающие на присутствие поражающих элементов ракеты". Рувин отмечает, что после этих находок Иран официально заявил, что украинский самолет был сбит.
"Всю информацию, которую мы получали, мы сразу передавали руководству страны. С руководством государства и лично президентом Украины у нас неоднократно были совместные беседы. Мы ему лично докладывали о ситуации, нашей работе и ее результатах для помощи в следующих действиях, которые мы планировали", - добавил руководитель группы.
В целом в Иран прибыли 45 экспертов из Украины, среди них специалисты по авиабезопасности, ДНК-анализу, мобильно-спасательный отряд Госслужбы по чрезвычайным ситуациям и следователи.
Утром 8 января в Иране потерпел крушение Boeing 737 "Международных авиалиний Украины", летевший из Тегерана в Киев. В авиакатастрофе погибли 11 граждан Украины – двое пассажиров и девять членов экипажа. Кроме украинцев на борту самолета находились граждане Ирана, Канады, Германии, Великобритании, Швеции и Афганистан: всего 176 человек.
Сперва Иран отрицал свою причастность к катастрофе, сразу же заявив о технической неисправности самолета Boeing 737 2016 года выпуска, которые прошел техобслуживание за день до вылета.
Однако 11 января командующий аэрокосмическими силами Корпуса стражей Исламской революции Амир Али Хаджизаде взял на себя всю ответственность за катастрофу. Согласно официальной версии, гражданский борт сбили по ошибке.
Перед этим о том, что Boeing был атакован ПВО Ирана, заявляли президент США Дональд Трамп, канадский и британский премьер-министры Джастин Трюдо и Борис Джонсон, генсек НАТО Йенс Столтенберг. В Тегеране эту версию отвергали, обвиняя США в "психологической войне".
Власти Украины на заявления западных партнеров реагировали сдержанно, и президент Владимир Зеленский призывал дождаться завершения расследования и воздерживаться от спекуляций. Но после признания Тегерана секретарь СНБО Алексей Данилов заявил, что истинная причина авиакатастрофы была известна ему еще до этих заявлений. Тем не менее, ранее в СНБО утверждали, что рассматривают семь версий.
Подробнее о катастрофе и ситуации на Ближнем Востоке читайте в материале Сергея Немырыча "Високосный ужас 2020".