UA / RU
Поддержать ZN.ua

Какой должна быть государственная политика поддержки развития и сдерживания опасности искусственного интеллекта. Часть вторая

Автор: Сергей Козьяков

В первой части мы обратили внимание на то, как США и Великобритания определяют лидерские тенденции регулирования ИИ. В то время как у США более децентрализованный подход, сосредоточенный на конкретных сферах применения искусственного интеллекта, Великобритания прибегает к методу влияния через принятие и действие политических стратегий других регуляторных инструментов.

А как это делают Коммунистическая партия Китая, крупнейшее в мире интеграционное объединение — ЕС и Украина?

Читайте также: Давос 2024: перспективы и угрозы развития искусственного интеллекта и других технологий

 

Китай

«Научно-техническая этика — это ценности и нормы поведения, которые должны соблюдаться во время проведения научных исследований, разработки технологий и другой научно-технической деятельности», считает Коммунистическая партия Китайской Народной Республики.

В последние годы стабильные инвестиции Китая в индустрию и технологии ИИ привели к быстрому росту экономики, связанной с искусственным интеллектом. По данным отчета Стэнфордского университета 2022 года, Китай в области ИИ и далее уверенно лидировал по общему количеству подач на получение патентов, публикаций на конференциях и в журналах, публикаций в репозиториях с искусственным интеллектом. Кроме того, Китай занял второе место по количеству cтартапов.

За пять лет до этого, 20 июля 2017 года, Государственный совет со ссылкой на материалы съезда и последующие пленумы Центрального комитета Коммунистической партии Китая (а как без них!) предложил План развития нового поколения искусственного интеллекта. В нем была изложена амбициозная стратегия достижения к 2030 году развития китайской теории, технологии и применения искусственного интеллекта до ведущего мирового уровня, «что сделает Китай главным в мире инновационным центром искусственного интеллекта, достигнет видимых результатов в сфере интеллектуальной экономики и интеллектуального общества, а также заложит важные основы для того, чтобы Китай стал ведущей страной инновационного стиля и экономическим государством».

17 сентября 2021 года вступили в силу Руководящие выводы, касающиеся укрепления комплексного управления алгоритмами сетевых информационных услуг, которые направлены на постепенное установление комплексной модели управления для безопасности алгоритмов, включая хорошо налаженную систему регулирования и стандартизированную экологию алгоритмов.

Читайте также: Давос: какими должны быть принципы развития искусственного интеллекта

25 сентября 2021 года Генеральная канцелярия Государственного совета и Генеральное управление ЦК КПК предложили Этические нормы для ИИ нового поколения, которые установили шесть основных принципов, в частности: повышение благосостояния людей; содействие справедливости и беспристрастности; защита конфиденциальности и безопасности; обеспечение управляемости и достоверности; усиление подотчетности; повышение этической грамотности. Некоторые виды деятельности ИИ должны отвечать 18 этическим нормам, которые охватывают нормы управления, исследований и разработки, снабжения и использования.

20 марта 2022 года Генеральная канцелярия Государственного совета и Генеральное управление ЦК КПК предложили Выводы по укреплению этического управления наукой и техникой. 

На основе этих и других стратегических документов были приняты законы, которые позволяют Китаю эффективно соревноваться за первое место в мировых гонках по разработке и применению ИИ. 

В серии прогнозов «Что дальше?» Массачусетского технологического института на 2024 год отмечается, что политика фрагментированного и разрозненного регулирования ИИ в Китае постепенно меняется. Согласно этим принципам, государство вводит, например, один комплект правил для служб алгоритмических рекомендаций систем, похожих на TikTok, другой — для deepfakes и еще один — для генеративного ИИ. 

Но в июне 2023 года с целью развития более долгосрочной и комплексной перспективы Государственный совет Китая объявил, что начинается подготовка закона об ИИ, который будет всеобъемлющим по примеру европейского Акта об ИИ. Учитывая амбициозность законопроекта, сегодня сложно прогнозировать, будет ли принят этот закон в 2024 году.

А пока 17 января 2024 года агентство Reuters сообщило, что Министерство промышленности Китая опубликовало проект инструкций по стандартизации индустрии ИИ, в котором предлагается до 2026 года сформировать больше 50 общенациональных и отраслевых стандартов и принять участие в формировании более 20 международных стандартов. Это запланировано вдобавок к действующему правилу регистрировать базовые модели ИИ.

Читайте также: Давос: эксперты в сфере ИИ считают, что знания человечества ограничивают развитие технологии

 

Европейский Союз

Разработка общей политики ЕС в отношении ИИ стартовала 10 апреля 2018 года, когда 25 стран Европы подписали Декларацию о сотрудничестве в сфере искусственного интеллекта

Государства-члены договорились вместе работать «над важнейшими вопросами, которые касаются ИИ, от обеспечения конкурентоспособности Европы в исследованиях и внедрении ИИ до решения социальных, экономических, этических и правовых вопросов».

А уже 25 апреля было опубликовано Коммуникацию от Европейской комиссии «Искусственный интеллект для Европы». Уже в этом документе были определены цели:

Была внедрена инициатива о создании Европейского альянса ИИ (AI Alliance).

AI Alliance сначала был создан для управления работой Экспертной группы высокого уровня с ИИ. Этические принципы группы, а также ее Рекомендации о политике и инвестициях были первыми важными документами, которые сформировали концепцию надежного регулирования ИИ. Эта работа основывалась на объединении вклада экспертов и отзывов профессионалов. 

На первой Ассамблее Европейского альянса ИИ в 2018 году к формированию политики ЕС в отношении ИИ были привлечены 500 участников. А в октябре 2020 года уже более 1900 участников присоединились онлайн ко второй Ассамблее Европейского альянса ИИ. 

К 2023 году приняли ряд других важных актов политического и стратегического характера. Среди них самым важным является документ, который называется «Белая книга с ИИ: европейский подход к совершенству и доверию».

Читайте также: Искусственный интеллект меняет природу работы – эксперт

Работа над регулированием ИИ в ЕС также характеризуется масштабной координацией усилий государства с экспертной средой, ассоциациями предпринимателей и общественностью. Среди результатов таких усилий можно назвать, в частности, документ «Предварительная оценка влияния: этические и правовые требования к ИИ».

В июле 2023 года 150 общественных организаций призвали Европейский парламент, Европейскую комиссию и Совет ЕС поставить людей и их основные права на первое место в Акте об ИИ накануне переговоров триалога. В частности общественные организации настаивают на полном запрете систем прогнозирования и профилирования в отношении правоохранительных органов и уголовного правосудия, которые, по их убеждению, в значительной мере подрывают право на недискриминацию.

И, наконец, после трех лет политических и экспертных обсуждений Совет ЕС утвердил свою позицию («общий подход») относительно всеобъемлющего Акта об искусственном интеллекте. Предложенный новый регламент направлен на обеспечение того, чтобы системы ИИ, используемые в ЕС, были безопасными и уважали действующее законодательное регулирование основных прав и ценностей Союза. Только в середине декабря 2023 года Европейская комиссия приветствовала достижение политической договоренности относительно текста этого акта, ключевыми принципами которого стало определение рисков ИИ: минимального, высокого, неприемлемого и конкретного риска нарушения прозрачности.

Читайте также: Способность ИИ создавать фейки меняет правила доверия в интернете – The Economist

Этот документ заслуживает отдельного комментария с подробным анализом содержания и последствий его принятия для Европы и мира. Ведь после дополнительных политических баталий уже в последние дни января 2024 года был опубликован окончательный проект документа с полным названием «Предложения по Регламенту Европейского парламента и Совета ЕС об установлении гармонизированных правил в отношении искусственного интеллекта (Акт об искусственном интеллекте) и внесении изменений в некоторые законодательные акты Европейского Союза». Опубликованный редактором издания Euractive Лукой Бертуцци полный текст согласительной таблицы с текстом проекта документа авторства так называемого триалога (представителей Европейской комиссии, Европейского парламента и Совета ЕС), согласованный 21 января 2024 года в 17:00 местного времени, был напечатан на 892 страницах; его короткая — «чистая версия» насчитывает 258 страниц.

Европейские эксперты предостерегают о чрезмерном оптимизме в отношении как быстрого влияния содержания Акта о ИИ, так и сроков вступления в силу. В частности директор отдела Европы и трансатлантических партнерств Института открытых рынков, антимонопольного мозгового центра, Макс фон Тун 30 января этого года предупредил: «Недавние сообщения повысили перспективу того, что прошлогоднее соглашение все еще может распасться из-за сопротивления нескольких упрямых государств-членов. И если отвергнуть эту тревожную возможность, Акту об искусственном интеллекте понадобится несколько лет, чтобы обрести значительное влияние. Обязательства относительно систем искусственного интеллекта общего назначения вступят в силу не раньше середины следующего года, тогда как большинство его положений будет применяться лишь с середины 2026 года». 

В то же время агентство Reuters 2 февраля заявило из Брюсселя: «Европа в пятницу сделала еще один шаг к принятию правил, регулирующих использование искусственного интеллекта и ИИ-моделей, таких как поддерживаемый Microsoft ChatGPT, после того, как страны ЕС одобрили политическое соглашение, достигнутое в декабре».

Читайте также: Страны ЕС договорились регулировать искусственный интеллект – Reuters

 

Украина

По мнению иностранных экспертов, развитие ИИ в Украине происходит быстрее, чем в технологических гигантах США и Китае. Особенно это касается военного направления использования ИИ.

Украина тоже не осталась в стороне от мировых тенденций регулирования ИИ. Кабинет министров Украины еще 2 декабря 2020 года (за год и три месяца до начала полномасштабной войны) принял распоряжение «Об одобрении Концепции развития искусственного интеллекта в Украине».

Этот документ — на дату его принятия — выглядит как вполне современный и определяет цель, принципы и задачи развития технологий искусственного интеллекта в Украине как одного из приоритетных направлений в сфере научно-технологических исследований. Вместе с тем в части межгосударственного и межправительственного сотрудничества в тексте есть ссылки только на три международные организации, опыт которых, возможно, использует Украина.

На портале zakon.rada.gov.ua нет ссылок на другие государственные документы, которые, возможно, были приняты с целью выполнения концепции. Также нет никаких промежуточных отчетов о ее реализации как ключевого и содержательного документа, в котором определена государственная политика регулирования искусственного интеллекта. Однако, бурное развитие национальных технологий ИИ, вероятно, приведет к появлению национальной модели стратегии регулирования ИИ, которая будет учитывать лучший мировой опыт.

Читайте также: НАПК к проверке деклараций привлечет искусственный интеллект

Тем временем в других странах ⸺ лидерах развития ИИ (их уже десятки) прилагают общие масштабные организационные усилия и осуществляют огромные государственные и частные инвестиции в разработку ИИ и его использование в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении, науке и образовании. Стремительно выстраивается правовая система регулирования ИИ как на национальном, так и на международном уровнях. 

С учетом технологического отставания в этих отраслях от передовых стран Украина на старте гонок в направлении искусственного интеллекта могла бы посоревноваться не только по принципу «главное не победа, а участие», но и за почетное место среди стран-лидеров. Неформальный, инициативный государственный подход является залогом возможного технологического прыжка в будущее. Даже во время войны.

Статья подготовлена при поддержке программы Cara's Fellowship Program