UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как изменился стиль жизни украинцев за время войны? Не забываем про сон, секс и заботу о собственном здоровье

Автор: Алла Котляр

Уже больше года длится полномасштабная война, развязанная Россией против Украины. Больше года украинцы живут в постоянном стрессе, который временами становится экстремальным.

Как изменился стиль жизни сограждан во время войны? Что их подбадривает в сложных ситуациях, а что, наоборот, портит настроение? Мы спросили об этом у страны. ZN.UA признательно социологической службе Центра Разумкова, которая помогла нам получить ответы.

Читайте также: Найти в себе силы: психолог назвал четыре правила, которые помогут преодолеть стресс

Чем сердце успокоится

«Чье благополучие для вас наиболее важно?» — спросили мы у граждан. И на второе место, после традиционного благополучия своей семьи (50,2%), респонденты с большим отрывом от других ответов поставили благополучие страны (32,5%). Собственное благополучие при этом оказалось самым важным лишь для 8,8%, а друзей и близких — для 2,6% (см. рис. 1)

«Страна, подвергающаяся очевидному риску уничтожения, не вопринимается как нечто умозрительное и отдельное от личного — речь идет об ареале обитания. Привычном, любимом и предпочитаемом», — комментирует результаты психолог, директор общественной организации «Форпост» Елена Подолян.

На вопрос «Что вас подбадривает больше всего?» подавляющее большинство опрошенных поставили на первое место «общение с родными и близкими» (62%). На втором месте среди стимулов, помогающих держаться на плаву, хоть и с большим отрывом, — «общение с теми, кто на фронте» (9,5%) (см.рис. 2).

«Ничего удивительного, — считает психолог. — После более года полномасштабной войны значительное количество гражданских субъективно ощущают себя неэффективными — сколько бы усилий люди ни прилагали для поддержки тыла либо ближнего круга, все кажется недостаточным. И испытывают иррациональное «чувство вины выживших», требующее быть более эффективными, терпеливыми, выносливыми в обстоятельствах, где сложно оценить результат этих усилий. По очевидным причинам многие воюющие не терзаются тем, что должны «стараться лучше». Конечно, они являются источником вдохновения для гражданских, как пример силы, устойчивости и социальной реализованности, если понимать под ней то, что вызывает у соотечественников глубокую благодарность и уважение.

Читайте также: Потеря близкого человека: как пережить боль

А вот когда почти такое же количество респондентов (9,8%), отвечая на вопрос «Что из нижеупомянутого больше всего портит вам настроение?» (см. рис. 3), называют «общение с теми, кто на фронте», думаю, здесь говорят о более личном. Когда о воюющих переживают, узнавая, что они в критической опасности, истощены или вынуждены заботиться о вопросах обеспечения; когда случаются конфликты — если от воюющих ждут, что они должны активно включиться в семейные вопросы и тому подобное.

Кстати, учитывая контекст, ответ «ничего не подбадривает», занявший третье место (7,5%), я бы не расценивала негативно. Сюда же можно добавить и «трудно ответить» (6,1%). Люди в общем-то справляются со своей жизнью и вызовами. Наверное, украинцы таки последовали совету Подервянского, давно сформулировавшего украинскую национальную идею — «від***біться від нас», суть которой теперь открылась во всей полноте. В первую очередь имеет смысл «від***батися від себе». Люди понимают, что если у тебя не «поехала крыша», если ты все еще как-то функционируешь, к тому же с имеющимся набором рефлексий, описанных выше, — это уже весьма впечатляющий результат.

То же можно сказать и о 17%, которым «ничего не портит настроение». Это высокий результат. Тем более если добавить к нему 24,4% тех, кому «трудно ответить», — сочтем их либо теми, кто не нашел достаточно уважительных причин, либо имел такие, о которых можно умолчать. Все это характеризует общую устойчивость и эффективно работающие, пусть и незрелые защиты от травмирующих факторов — вытеснение, отрицание».

Читайте также: Преодоление стресса: простые техники самопомощи

Такой же здоровой реакцией, по мнению психолога, является и то, что первое место среди причин, вгоняющих в уныние, занимает просмотр телемарафона «Єдині новини» (19,1%), который многими, должно быть, воспринимается не как источник новостей, а как канал политагитации. Кстати, бодрит телемарафон всего 5% украинцев. Это означает, что власти нужно задуматься или над формой, или над качеством общения с гражданами.

Также можно предположить, что 14,2% респондентов, которым настроение портит «просмотр других СМИ, кроме телемарафона», не получают там качественную аналитику. Им не дают новой информации, помогающей прогнозировать свое будущее, а лишь пережевывают известные факты, либо интепретируют их в пользу интересов собственников ТГ- или Ютуб-каналов.

Об этом свидетельствует ответы на вопрос «Что помогает вам справиться с неуверенностью в будущем?» (см. рис. 4). 22,8% респондентов ответили — «Слежу за прогнозами по войне от западных аналитиков», а 24,6% — «Слежу за прогнозами главы ГУР Буданова, других украинских военных и аналитиков». Люди по достоинству оценили роль первоисточников. И это — позитивный факт. Лишь бы источники информировали, а не манипулировали...

Почти треть украинцев (32,3%) выбрали ответ «Я полагаюсь на Бога — на все Его воля». По мнению Елены Подолян, это говорит о вере в справедливость — «Бог видит все», а отнюдь не о фатализме. Ведь 19,6% опрошенных, ответивших «Мне ничего не нужно, я уверен(а) в своем будущем или создаю его сам(а)», внушают оптимизм, что гражданское общество у нас существует, оно не малочисленно и ощущает себя состоятельным влиять на будущее собственное и страны.

Хотя добавим, интерес граждан к мольфарам, экстрасенсам и астрологическим прогнозам тоже возрос. Об этом свидетельствуют рейтинги изданий, их публикующих. Глядя на которые, СЕО ZN.UA завистливо, но безнадежно вздыхают.

Читайте также: Советы психолога: как перестать бояться воздушных тревог

Стиль жизни во время войны

«Как из-за войны изменилось время, которое вы выделяете на: хобби, занятия спортом, посещение кинотеатров, кафе, ресторанов, просмотр сериалов, чтение книг, изучение иностранного языка, проверку состояния здоровья и лечение, самообразование, просмотр новостей, общение с детьми, родителями, коллегами, встречи с друзьями, общение в соцсетях и мессенджерах, ссоры в соцсетях и мессенджерах, сон, шоппинг, общение с психологом, секс?» — спросили мы украинцев. И на каждый из перечисленных пунктов предложили выбрать один из ответов: «Ни до войны, ни сейчас не выделяю на это время», «Не изменилось», «Увеличилось», «Уменьшилось», «Затрудняюсь ответить» (см. рис. 5).

Наибольшее количество респондентов (79,9 %) заявили, что ни до войны, ни сейчас не уделяли времени общению с психологом. «Вряд ли опросы на этот счет в ближайшие год-два будут достоверными. У наших людей все еще не сформирована культура говорить свободно о ментальном здоровье и специализированных услугах, — отмечает Елена Подолян. — Всего 3,1% украинцев признали, что увеличили время на работу с психологом. И это, учитывая обстоятельства, или только часть правды, или явное непонимание проблемы.

Но гораздо больше меня беспокоят ответы о проверке состояния соматического здоровья и лечении. Об этом обычно говорят откровеннее. Тот факт, что у 49,8% уделяемое этому время не изменилось, а у 18,2%, наоборот, уменьшилось — это катастрофа. Об этом нужно кричать. Затяжной стресс, перемежающийся экстремальным, подрывает физическое здоровье. Украинцы, особенно проживающие в центральных или приближенных к боевым действиям регионах, обязаны тщательно и своевременно проверять состояние своего здоровья и близких. Затяжной экстремальный стресс со временем может привести к физиологическим заболеваниям, потому что это истощает организм.

Хобби, занятия спортом, посещение кафе, ресторанов, кинотеатров — все это полезно. Как дополнительные факторы, помогающие уменьшить стресс, улучшить эмоциональное состояние, укрепить устойчивость. Они положительно влияют на ментальное здоровье и в конечном итоге — на качество здоровья физического. Если за ним следят, прислушиваются к своему телу и вовремя диагностируют заболевания».

44,5% украинцев из-за войны сократили время, уделяемое шопингу. Это началось еще со времени ковидных карантинов, когда всем нам хватало удобной домашней одежды, и это рекордный показатель, которому, пожалуй, стоит скорее радоваться, — считает психолог. «Украинцы наконец излечились от постсоветской болезни потребительства, которое в цивилизованном мире давно считается дурным тоном. Это надо культивировать, — отмечает Елена Подолян. — Хотя стоит учитывать, что в этих 44,5% есть и респонденты, чей уровень жизни существенно снизился, как и покупательная способность.

Читайте также: Домашнего насилия стало больше, а вот нас — меньше

А вот то, что 59,7% стали больше времени тратить на просмотр новостей (которыми они при этом страшно недовольны), не радует. Такой способ справляться с тревогой неэффективен. Гораздо правильнее сосредоточиться на решении личных актуальных вопросов — например, диагностики или лечения.

Меня также очень смущают 17% респондентов, затруднившихся ответить, как изменилось время, уделяемое сексу. Можно затрудниться с ответом на вопрос о том, что подбадривает или, наоборот, портит настроение. Но тут... Либо люди стесняются об этом говорить, либо настолько забыли о сексе, что у них было с ним плохо и до войны. Хотя не стоит забывать, что среди опрошенных много людей старшего возраста. А 14% по разным, в том числе объективным причинам (многие семьи разделены: у кого-то — жены за границей, у кого-то — мужчины воюют, а кто-то, к сожалению, во время войны потерял свою пару), сейчас стали уделять сексу меньше времени. Но секс — это важный аспект близости. Кроме того, нам необходимо заботиться о перспективах репродуктивного здоровья и потенциала нации».

После просмотра новостей больше всего увеличилось время, уделяемое украинцами общению с детьми (34,5%) и родителями (27%). Война заставила сплотиться и больше проявлять заботу о тех, кто более всего в ней нуждается. Это — дети и старики.

Читайте также: Секс после ампутации

Уменьшившееся время на общение с друзьями (35,1%) украинцы, похоже, компенсируют общением в соцсетях. У 24,6% затрачиваемое на это время увеличилось. «В соцсетях люди получали и получают много информации, — поясняет Елена. — Они обмениваются ею с другими в своих «информационных пузырях». Это нормальная реакция при жизни в стрессе — сверяться со средой, измерять среднюю температуру по палате. Несмотря на частые в соцсетях «срачи», об увеличении времени на которые говорят 12,2%. И это вполне нормальный показатель, из которого, кстати, можно сделать не вывод, но выдвинуть рабочую гипотезу: жесткие «срачи» в соцсетях по большей части устраивают проплаченные боты».

Очень тревожно выглядит ситуация со сном. Хотя 48% респондентов говорят, что время, выделяемое ими на сон, не изменилось, 40,9% стали спать меньше.

«Сон — это ваша персональная больница, — обращается к читателям психолог. — Сон, еда, активность — три кита, на которых зиждется здоровье человека. Мы боремся не только за выживание, но и за качество жизни. Помните об этом, пожалуйста. И начните нормально спать, есть, заниматься сексом (у кого есть возможность), наслаждаться украинским искусством и качественным контентом — в безопасное время и в безопасном месте. Проверяйте свое здоровье, вовремя лечитесь и позаботьтесь о том, чтобы это делали ваши близкие».

Опрос проводился Центром Разумкова по заказу ZN.UA с 28 апреля по 3 мая 2023 года методом face-to-face в 22 областях Украины и г. Киеве. Опрошены 2020 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%.