UA / RU
Поддержать ZN.ua

Олег Татаров солгал об отсутствии законопроекта, который должен защитить его от НАБУ – ЦПК

В распоряжении ЦПК оказался текст документа, который готовят по указанию ОПУ.

По данным "Центра противодействия коррупции", в Офисе президента поручили готовить проект закона, который позволит защитить замглавы ОПУ Олега Татарова - фигуранта дела о квартирах Нацгвардии, а также сделает правомерной передачу его дела от НАБУ в СБУ. Сам же Татаров заявил, что подобный документ якобы никто не готовит. В ответ на это в ЦПК опубликовали текст соответствующего законопроекта. При этом в "Центре противодействия коррупции" сообщили, что в их распоряжение оказались внутренние официальные документы, подтверждающие факт подготовки проекта закона.

"Полученные нами документы свидетельствуют, что к процессу разработки законопроекта в защиту Татарова от НАБУ была вовлечена генпрокурор. Ирина Венедиктова дала своим заместителям официальное поручение внести предложения к нему. Они, а также целый ряд структурных подразделений, это сделали. Все это зафиксировано официальными документами ОГП", - отметили в ЦПК.

Указано, что новации в проекте закона прямо противоречат обязательствам, которые на себя взяла Украина. Ведь исключительная подследственность Национального антикоррупционного бюро по топ-делам, право на международное сотрудничество и гарантии невмешательства в их работу были условиями сотрудничества с Международным валютным фондом и ЕС. Кроме того, такие обязательства Украины высоко поддерживались партнерами в Соединенных Штатах.

В ЦПК отметили, что самое вредное изменение, которое есть в законопроекте, касается подследственности НАБУ. Указано, что документ, который готовится, уничтожает исключительную юрисдикцию Нацбюро, размывая ее и добавляя мелкую коррупцию.

"Так, сегодня подследственность НАБУ - это часть преступлений или коррупционных или связанных с коррупцией (злоупотребление властью, принятие неправомерной выгоды, хищения, отмывание и другие) при условии, что эти преступления совершены или ТОП-чиновником, или размер предмета преступления или вреда от него превышает 1 миллион 135 тысяч гривень (по состоянию на январь этого года)", - пояснили в "Центре противодействия коррупции".

Однако, в ОПУ предлагают убрать условия подследственности по топ-коррупционерах и суммы преступления. Это заставит НАБУ заниматься бытовой коррупцией, то есть взятками патрульных полицейских, чиновников в сельских советах и тому подобное. В ЦПК объяснили, что такое размытие функционала НАБУ противоречит целям, для которых этот орган создавали. В случае реализации соответствующих положений Нацбюро со штатной численностью в сотни раз меньше других органов придется тратить время на мелкие преступления.

В частности, в соответствии с законодательством численность НАБУ равна 700 лицам, из которых только 246 являются детективами. В то же время в Госбюро расследований 1,6 тыс. сотрудников, а в полиции, которая занимается мелкой коррупцией - 140 тыс. Если принять во внимание статистику, то нагрузка детективов НАБУ и прокуроров САП увеличится в 10 раз, а времени для расследования дел топ-коорупционеров не останется.

Также проект закона предлагает предоставить генпрокурору право забрать в НАБУ любое дело. Тогда как сегодня ч. 5 ст. 36 Уголовно-процессуального кодекса прямо запрещает поручать расследование дел подследственных НАБУ другим органам - эта норма специально создана как предохранитель от вмешательства в работу. Соответствующие положения предлагают изменить и добавить исключение, что решением генпрокурора этот запрет можно нарушить.

"Эта инновация четко легитимизирует те события, имевшие место в ходе расследования по делу Татарова - использовали незаконное решение Печерского суда и незаконно изменили орган, ведущий следствие. Поэтому такую схему просто хотят узаконить без решений судов. Теперь любые дела НАБУ, такие как злоупотребление в "Приватбанке" или "Роттердам +", можно будет забрать в НАБУ одним решением генпрокурора", - пояснили в ЦПК.

Также проект закона предлагает изменить подсудность Высшего антикоррупционного суда. В частности, сейчас подсудность ВАКС определена в четком перечне статей и шире, чем дела Национального антикоррупционного бюро. Однако, законопроект предусматривает, что Антикорсуд будет заниматься только теми делами, что и НАБУ. В ЦПК объяснили, что это позволит забирать дела не только в Нацбюро, но сразу и у ВАКС.

"Ведь по тому же делу Татарова, отобрав ее у НАБУ и САП, дело все равно осталось подсудимая ВАКС и это явно не устраивает Татарова и других фигурантов, чьи дела желают передавать в таком ручном режиме решением генпрокурора", - отметили в "Центре противодействия коррупции".

Однако, пояснили в ЦПК, такое перефразирование подсудности Антикорсуда повышает риски признания суда неконституционным. Потому что такая формулировка присваивает ВАКС признаки специального суда, который является исключительно зависимым от дел НАБУ. Сегодня же суд является специализированным на определенной категории дел.

Также законопроект у Нацбюро и САП фактически отбирает возможность прямого непосредственного сотрудничества с иностранными правоохранительными органами. Вместо этого в документе говорится о том, что такое сотрудничество сможет быть реализовано только через Офис генпрокурора.

"Вместе с тем еще в 2019 году президент Зеленский лично присоединился к тому, чтобы НАБУ на практике получило возможность прямого международного сотрудничества и говорил, что: "реализация полномочий Бюро осуществлять международное сотрудничество блокировалась из-за отсутствия политической воли со стороны Порошенко и с целью препятствования работе НАБУ", - подытожили в ЦПК.

Читайте также: После подписания подозрения Татарову против главы САП открыли дело

18 декабря НАБУ сообщил о том, что объявило о подозрении Татарову. При этом, в комментарии ZN.UA директор НАБУ Артем Сытник отметил, что у Татарова нет адвокатского иммунитета, поэтому и подозрение в отношении его можно было подписывать. Ранее Татаров вел адвокатскую практику, однако, сейчас действие его свидетельства приостановлено. По словам Сытника, адвокатский иммунитет распространяется на лиц пока они непосредственно являются практикующими адвокатами.

Однако, представителей Национального антикорбюро не пустили в Офис президента для того, чтобы лично вручить Татарову подозрение. В ОПУ заявили, что просьба правоохранителей якобы была незаконной.

Следствие считает, что Татаров причастен к даче взятки за обеспечение выдачи недостоверного письменного заключения судебного эксперта по делу о завладении 81 млн грн Нацгвардии. В частности, за взятки заместитель директора экспертно-криминалистического центра занизил разницу между рыночной стоимостью жилых комплексов в более чем 11 раз.

По словам Сытника, НАБУ хотело просить для Татарова меру пресечения в виде ареста с возможностью внесения залога. СМИ же сообщают о том, что сумма залога может равняться 10 млн гривень. Однако, Высший антикоррупционный суд удовлетворил ходатайство Офиса генпрокурора и не будет избирать меру пресечения заместителю главы Офиса президента Олегу Татарову.

Позже журналисты сообщили о том, что дело о махинациях с квартирами для нацгвардейцев, в которой и фигурирует Татаров, передали из НАБУ в СБУ. При этом Высший антикоррупционный суд постановил, что дело Татарова должны вернуть в Национальное антикоррупционное бюро.

28 декабря стало известно, что НАБУ и САП полностью отстранили от дела Татарова, когда назначили новых прокуроров из Офиса генпрокурора.

Главный эксперт StateWatch Александр Леменов отметил, что схему по выводу из-под уголовной ответственности заместителя главы Офиса президента Олега Татарова одобрили на высшем уровне - на Банковой. По его словам, иначе передача дела замглавы ОПУ из НАБУ в СБУ не состоялась бы так быстро.

Подробнее о том, как правоохранительные органы выводят из-под уголовной ответственности нужных лиц читайте в статье Александра Леменова "Законники-схематозникы: как вывести "нужных людей" из-под ответственности?".