В то время, когда в способе назначения и освобождения префектов - президентом по представлению правительства - наблюдается консенсус, его статус трактуется по-разному. Офис главы государства требует двойного подчинения префекта - как правительству, так и президенту. Об этом пишет директор Института развития территорий Юрий Ганущак, комментируя одну из основных спорных позиций президентского законопроекта о внесении изменений в Конституцию Украины в части децентрализации.
Как известно, сегодня члены Комиссии по вопросам правовой реформы при президенте обсудят согласованный всеми ветвями власти проект изменений в Конституцию в части децентрализации. Уточнив его в соответствии с Протоколом соглашений и разногласий, который был недавно подписан по результатам публичного обсуждения этого проекту с ассоциациями местного самоуправления.
«ОПГ мотивирует свою позицию тем, что президент назначает этих префектов. Однако глава государства назначает и судей, но это не значит, что те должны быть ему подчинены, - рассуждает Ганущак. - Участие президента в назначении представителей государства на территориях заключается в обеспечении их политической нейтральности и устойчивости перед политической турбулентностью. Но префекты - номенклатура правительства. Именно они отвечают за внедрение политики правительства на территории».
Что касается президента, то, по словам эксперта, префекты должны находиться в системе обратной связи, то есть информировать его о реальном положении дел на территориях, периодически вытаскивая главу государства из «теплой ванны», устроенной придворным окружением. Но для этого необходимо освободить их от прямой или косвенной зависимости от президента.
"И даже такое полномочие как отмена актов префекта, связанных с его надзорными функциями над законностью деятельности органов местного самоуправления, хотя и кажется естественным, но по сути оно бессмысленно: представление префекта в суд на незаконные решения органа местного самоуправления является законченным актом, и его невозможно отменить. На первый взгляд, вывод префекта из-под управления президента выглядит ослаблением главы государства, но на самом деле это только его усиливает, ведь создает определенность в функционировании префекта, а, следовательно, отвечать он будет лишь за реальную работу, не смешивая ее с политическими факторами", - отмечает автор.
Нужен ли в Конституции список областей? Сохранится ли субрегиональный (районный) уровень местного самоуправления? Кто и когда может распустить местную раду? Стоит ли каденцию органов местного самоуправления сокращать до трех лет? Ответы на эти вопросы читайте в материале Юрия Ганущака «Новый проект изменений в Конституцию от президента. Какие могут быть мины на этот раз?».
Когда материал готовился к публикации, в распоряжении редакции появились документы — Сравнительная таблица к проекту Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно децентрализации власти)» по состоянию на 31.10.2020 год, а также Протокол соглашений и расхождений, недавно согласованный по результатам публичного обсуждения этого проекта с ассоциациями местного самоуправления. Теперь в повестке дня — сверка законопроекта с протоколом и, как следствие, уточнение позиций, которые сегодня будут рассматриваться на заседании Конституционной комиссии. Основные положения этих документов совпадают с описанными автором в тексте.