"После двух отзывов президентского законопроекта о внесении изменений в Конституцию в части децентрализации и затяжных "боев" с мэрами у нас присутствует политическая готовность писать Конституцию так, чтобы она вызвала минимальное количество вопросов. Сегодня мы готовы в спорных пунктах слово в слово дублировать Европейскую хартию местного самоуправления", - подчеркнул Корниенко.
По словам главы партии власти, будут убраны любые намеки на какие-либо особые статусы и формулировки. Проведена ревизия норм, касающихся префектов, в сторону смягчения их надзорных функций, которые так напугали мэров.
"И все это для того, чтобы провести реформу на региональном уровне и правильно сбалансировать власть в стране. Только тогда мы сможем победить хаос в системе государственного управления, в котором нашу команду так любят сегодня обвинять. Но не мы его начали. Однако мы его прекратим, завершив децентрализацию", - пообещал он.
Сейчас продолжается работа над новым законопроектом внесения изменений в Конституцию, говорит собеседник ZN.UA.
"Мы неоднократно говорили и с президентом, и с главой ОП о том, что делаем децентрализацию исключительно исходя из наших государственных интересов. Без геополитики. На мой взгляд, проблема в том, что ключевая для страны реформа, которая долго готовилась и прорабатывалась экспертным сообществом, стартовала с пункта Минских соглашений. Она изначально была введена в орбиту геополитики. Но за пять лет реформа прошла такой путь, что сейчас оставлять ее в заложниках "Минска" было бы неправильно. У нас работает закон об особенностях местного самоуправления на оккупированных территориях. Вот вокруг него и нужно аккумулировать силы для продолжения переговорного процесса", - убежден глава "СН".
Ошибкой партии власти Александр Корниенко называет то, что изначально "слуги" слушали только одну сторону экспертов. Он объясняет это неопытностью команды, но уверяет, что соответствующие выводы уже сделаны, сегодня имеется полная картина мнений, включая авторов реформы, экспертов, а также представителей всевозможных ассоциаций, представляющих местное самоуправление. По его словам, площадка обсуждения децентрализации - одна из самых публичных и открытых в стране.
Корниенко пояснил: идея заключается в том, что местное самоуправление будет действовать на двух уровнях - громады и области. На уровне района - нет. И это уже практически консенсус всех течений и групп, участвующих в дискуссии.
"На базовом уровне должна разворачиваться основная жизнь громады, включая финансы и полномочия, предоставление всех государственных услуг и сервисов. Плюс разрабатывается стратегия развития громады. Похожая стратегическая история должна происходить и на уровне области, где разрабатывается и принимается общее видение развития региона, включая финансовую составляющую. По сути, областная рада вместе с исполкомом превратятся в один большой бюджетный комитет, рационально подкрепляющий ресурсами стратегию региона, которую он же и принимает", - отмечает политик.
Что касается центральной власти, то здесь "слуги народа" вместе с экспертами нащупали еще один вариант возможного сочетания функций префекта и урядника, говорит глава политсилы.
Первый будет представлять президента на региональном уровне, им же и назначается с подачи Кабинета министров через конкурс. Он занимается административным надзором без жесткой остановки решений местных органов власти (что так пугало мэров). При этом в руках префекта должен быть точный оперативный инструмент, способный молниеносно остановить любое решение, представляющее угрозу территориальной целостности страны. Именно с такой четкой формулировкой, без зашивания неограниченных полномочий в расплывчатые пассажи о национальной безопасности или суверенитете.
На уровне района будет урядник, куда его назначает исключительно Кабмин для координации работы центральных органов исполнительной власти. Это позволит разгрузить префектов на уровне области от функций исполнительной власти, в то время как урядник станет своеобразным "министром района".
"Мы практически согласовали эту модель и планировали масштабный национальный ивент, куда должны были приехать делегаты от всех регионов и громад. В конце марта президент должен был внести этот проект в парламент, чтобы он прошел процедуру в Конституционном суде Украины. И в конце первой сессии мы могли бы голосовать 226, а в начале четверной сессии - 300, чтобы выборы прошли уже на новой конституционной основе. Но помешал карантин. Однако работа продолжается, и мы готовим финальный вариант проекта изменений в Конституцию, который президент может внести в парламент в мае", - говорит Корниенко.
В партии также рассматривают "страховочный вариант" проведения местных выборов осенью 2020 года на случай затяжного карантина.
"Для того чтобы подстраховаться на случай затяжного карантина и провести местные выборы на новой и единой административно-территориальной основе, логично действовать в тех рамках, которые есть. Мы перешли к плану "Б" и внесли изменения в закон о местном самоуправлении. Чтобы оперативно и четко завершив реформу на первом и втором уровнях, дать возможность ЦИК и сети местных избиркомов определиться с округами, и в июле объявить выборы. И здесь, по сути, мы вышли на финишную прямую. Безусловно, присутствует правовая коллизия - процесс идет не совсем в рамках Конституции, но так как есть политическое и общественное согласие сделать все, чтобы провести местную избирательную кампанию, сроки которой также обозначены Конституцией, принято такое решение. Но как только у нас появится малейшая возможность вернуться в рамки Конституции, мы сделаем это", - резююмировал глава "СН".
Как ликвидировать хаос в госуправлении? Когда и как будет завершена децентрализация? Почему мэры оказались сильнее центральной власти? Обратят ли их в партийное рабство, изменив Избирательный кодекс? Почему "СН" проваливает партийное строительство в регионах? В чем идея партии власти, вместившей в себя людей представляющих враждующие идеологии? Читайте в интервью Инны Ведерниковой с главой партии "Слуга народа" Александром Корниенко в ZN.UA.