Министр юстиции Денис Малюська считает, что ликвидация Окружного административного суда Киева приведет к «зависанию» 50-70 тысяч дел, поэтому то, что процесс «ликвидации» суда пока застопорился – это «больше благо». Такую точку зрения Малюська выразил в интервью «РБК-Украина». Объясняя необходимость «неспешной» ликвидации ОАСК Малюська повторил многие тезисы главы парламентского комитета по вопросам правовой политики Андрея Костина, озвученные в интервью ZN.UA.
Президентский законопроект о «ликвидации» Окружного админсуда лежит в парламенте без движения уже полгода. Но, по словам министра не потому, что на Банковой отказались от идеи ликвидировать ОАСК.
«Законопроект точно будет рассмотрен. Он президентский и забыть о нем – не вариант. Дело в том, что этот законопроект не простой, его имплементация является очень непростой. (…) С одной стороны, с ОАСКом что-то делать нужно, а с другой – цена такого «что-то» может быть очень велика», - утверждает Малюська.
Согласно законопроекту, все дела, которые сейчас рассматривает ОАСК, после ликвидации должны будут перейти Киевскому окружному админсуду. У КОАС гораздо меньше судей, и дополнительные дела станут для них большой нагрузкой, говорит министр.
После создания Киевского городского окружного административного суда (КГОАС), дела из Киевского окружного админсуда должны будут быть переданы в этот суд, а их рассмотрение начнется сначала.
«По приблизительным оценкам, оперативная ликвидация ОАСК приведет к тому, что 50-70 тысяч дел будут очень долго искать своего разрешения. На это уйдут годы. Это будет сильный удар по системе рассмотрения административных споров», - говорит Малюська.
Кроме того, судей в новый суд можно будет назначить лишь после того, как заработает Высшая квалификационная комиссия судей, что тоже займет довольно много времени.
«Но если бы всю эту историю с созданием нового суда синхронизировать с созданием ВККС, тогда этот временной лаг с передачей дел был бы меньше, тогда удар по административному правосудию был бы менее ощутим», - добавляет Денис Малюська.
На самом деле «ценность» ОАСК для любой власти кроется в его уникальной юрисдикции – суд занимается рассмотрением дел, связанных с деятельностью органов госвласти, что позволяет использовать его как увесистую дубинку в политическом террариуме.
13 апреля президент Владимир Зеленский внес в Верховную Раду проект закона о ликвидации ОАСК. ZN.UA первым, до появления на сайте парламента, ознакомило читателей с текстом документа, получив его от источника в руководстве парламента. Процедуры ликвидации ОАСК в законопроекте нет – вместо него предусматривается создание Киевского городского окружного административного суда (КГОАС).
Формальным основанием для законопроекта стала петиция с требованием ликвидировать ОАСК, которую подписали более 25 тысяч граждан. Фактическим - задержание родного брата главы ОАСК Павла Вовка на взятке в $100 тысяч. По данным ZN.UA токсичность ОАСК превысила допустимые даже в коррупционной среде нормы, и Офис президента таки начал дистанцироваться от этого суда.
17 марта НАБУ завершило расследование и открыло материалы дела ОАСК. Павла Вовка и его подчиненных подозревают в создании преступной организации и захвате власти. Глава ОАСК скрывается от следствия и не приходит в суд для избрания меры пресечения.
Подробнее о том, к чему дело ОАСК может привести страну, и хватит на этот раз сил и доказательств у НАБУ, чтобы довести начатое дело до обвинительного приговора в суде, читайте материалах Инны Ведерниковой «Волки. По следу НАБУ» и «Волки. По следу НАБУ-2». В чем секрет неприкосновенности судей ОАСК – в материале Александра Леменова «Суд, угрожающий государству» в ZN.UA.