UA / RU
Поддержать ZN.ua

Каким должен быть учитель сегодня, чтобы подготовить учеников к завтрашнему дню?

Карта компетенции учителя

Автор: Владимир Страшко

Кто сегодня учит наших детей? Если перед вами когда-нибудь стояла задача найти педагогов, вы знаете, что сделать это очень трудно. Нет, причина точно не в количестве кандидатов. Мы в Unicorn School, например, предлагаем интересные финансовые условия для учителей, так что заявок много. Проблема в том, что выбирать не из кого: типичный педагог сегодня — это человек в состоянии эмоционального выгорания, с фокусом внимания на учебный материал, а не ребенка, цель которого — отчитать материал, а дальше будь что будет. Инновации большей частью воспринимаются как нечто враждебное, к ним следует относиться с опаской.

В 2022 году я участвовал в нескольких программах повышения квалификации учителей как тренер. Удалось поработать с более чем 300 учителями почти из всех регионов Украины. И полученный опыт лишь подтвердил мои наблюдения: это не вопрос отдельного «пузыря», это системная история. Конечно, есть исключения — молодые, талантливые, которые хотят не пересказать учебник, а зажечь огонь жажды к учебе в сердце ребенка. Но именно на контрасте проблема выглядит еще хуже. Потому что таких учителей немного, они преимущественно молодые, в возрасте до 30 лет, и обычно за ними охотятся частные школы.

Читайте также: Оккупация: как работают, живут и на что надеются учителя

В наше время самообразования, Гугла и безграничных возможностей Интернета классическая роль учителя немного размылась и утратила свою прежнюю концепцию, в которой до сих пор живет большинство педагогов. Тогда мы решили поискать новую и задуматься, кто же он, учитель в 2023 году? Какова его задача и каким он должен быть, чтобы воспитать умных, самодостаточных учеников, которые найдут свое место в обществе? Давайте же подумаем, какие вообще существуют подходы учителя к процессу обучения.

Передача информации. Учитель — человек-флешка. Это простейший и самый старый метод работы учителя с учениками. Любимая ролевая модель большинства учителей, потому что именно об этом говорили в учебных заведениях, где они учились. Именно это происходит в школе ежедневно: учитель пришел, что-то рассказал и ушел. Но достаточно ли этого в XXI веке? Ведь сегодня любую информацию можно найти в Сети за считанные секунды. Тогда зачем нужен учитель? Дети и родители ежедневно задают этот вопрос.

Было интересно, когда во время отбора на одну из программ повышения квалификации я спросил: «Почему важно изучать именно ваш предмет?» Учительница истории, которая должна была на него ответить, открыла телефон и начала гуглить. А преподаватель математики ответил, что математика выше каких-либо объяснений. Все должно быть понятно каждому без дополнительных аргументов. Очевидно, такой подход не усиливает жажду знаний у детей. Описанная роль должна модернизироваться и расширяться вместе с модернизацией общества. Какие же новые подходы к ученикам применяют учителя?

Читайте также: Сила правил в обучении и воспитании детей

Наставничество и менторство. Учитель — сенсей и гуру. Да, возможно на слове «наставничество» воображение сразу рисует японские фильмы о сенсеях и их учениках, которые пришли перенять мастерство гуру. И в этом есть доля правды. Наставничество — это отношения между учителем и учеником, когда более опытный человек помогает менее опытному получить определенную компетенцию. Такой подход весьма эффективно зарекомендовал себя на многих курсах и образовательных мероприятиях. Что касается школьного обучения, то здесь педагог-наставник должен приложить максимум усилий, чтобы раскрыть потенциал ребенка и помочь его личностному росту. Наставничество — популярный вид преподавания, особенно если речь идет о частных школах либо индивидуальных занятиях учителя и ученика. Этот подход можно назвать «Научи меня делать, как ты!».

Однако для того, чтобы наставничество дало высокие результаты, учитель должен тоже подходить под стереотип наставника. Например, в нашей школе работает учительница физики Полина. Дети ее обожают, потому что она на каждом уроке демонстрирует им «крутые фишки»: они меряют ток на щеке своего соседа, разбираются с тем, как работает лазер, на примере настоящего лазера, пробуют создать своего робота, и это все вызывает невероятный интерес. Полина — для детей настоящий ментор, человек, который может делать то, чему хотят научиться они сами. И именно так работает наставничество.

Тьюторство и сопровождение. Учитель — тренер для мозга. Тьюторство (от английского tutor — преподаватель, руководитель) — это метод, когда учитель сопровождает ученика в течение всего процесса обучения. Иначе говоря: тьютор — репетитор, который занимается с учеником или с несколькими детьми какой-то период времени, чтобы передать им навыки и знание предмета и дать возможность реализовать свой потенциал. Тьютор обращает внимание на способности ребенка и старается обеспечить индивидуальную образовательную траекторию. Хороший подход. Потому что на уроке, где 30+ детей, ученик еще может как-то отсидеться и не учиться, а тет-а-тет с учителем ученику, хочешь не хочешь, придется учиться.

Но спросим себя честно: реально ли это в украинских условиях? Хорошо, если речь идет о частной школе с малокомплектными классами, тогда еще, может, да. В государственных вряд ли. Знаю, что во многих частных школах есть роль куратора, который сопровождает учебный процесс и, кроме методической работы, помогает ученикам в создании собственной образовательной траектории, которая согласовывается с учителями.

Несмотря на некоторые преимущества, тьюторство — это все же больше об овладении знаниями внутри готовой программы. Задача тьютора — сделать так, чтобы ребенок учил математику или биологию, но ничего больше. Ребенок может выучить предмет даже из-под палки, однако ни один педагог таким образом не заставит ученика полюбить учебу. Где же взять тогда эту любовь?

Читайте также: Какой должна быть школа будущего?

Ученье — свет. А где он включается?

Каждый педагог спрашивает себя, где же та волшебная кнопка, которая заставит ребенка любить его предмет. Конечно, она не существует. У каждого из нас есть любимые предметы и проходные, неинтересные нам. Но ключ к ребенку в том, чтобы дать ему полюбить не конкретный предмет, а сам процесс учебы. Полюбить получение новых знаний, захотеть мыслить разносторонне, глубоко, иметь собственное мнение. Да, пусть ребенку не нравится химия, а нравится литература. Но, чтобы понять это, ребенок должен разобраться и в химии, и в литературе, и научиться мыслить самостоятельно. Предметы в этом подходе — лишь тренажеры, с помощью которых мы развиваем другие качества.

Именно это — любовь к самостоятельному обучению и мышлению — и является ключевым фактором успешного обучения ребенка в школе. И самый лучший преподаватель — это тот, кто привьет ребенку эти незаменимые навыки независимого мышления и самостоятельного обучения, которые называются soft skills и зажигают свет жажды знаний в голове ребенка.

Всемирный экономический форум в Давосе в 2020 году в который раз опубликовал список основных 10 навыков будущего, которые понадобятся людям для работы через пять лет. А следовательно, дети должны развить их уже сейчас, чтобы стать успешными студентами и работниками в будущем. Угадайте, сколько из этих навыков занимают soft skills? Да, все десять!

ТОП-10 навыков для ребенка, которые должен ему дать современный преподаватель:

  1. Аналитическое мышление.
  2. Активное обучение.
  3. Решение сложных проблем.
  4. Критическое мышление и анализ.
  5. Креативность, оригинальность и инициативность.
  6. Лидерство и социальное влияние.
  7. Использование технологий и мониторинг.
  8. Создание технологий и программирование.
  9. Выносливость, стрессоустойчивость и гибкость.
  10. Логическая аргументация, решение проблем и формирование идей.

Чтобы воспитать эти навыки у ребенка, например развить критическое мышление или работу в команде, учитель должен помочь ребенку не просто заучить материал, а сформировать свою независимую точку зрения. Инициировать с учеником диспут, обсуждение, попросить ребенка аргументировать свою позицию, не осуждая ученика, но побуждая его к собственному мнению. Ключевой тезис здесь такой: нет неправильных мнений и ответов. Неправильны лишь молчание и пассивность на уроке.

Сравните это с привычным для нас «совковым» подходом, когда есть лишь два мнения — учителя и неправильное. А еще попробуйте догадаться, о чем писал автор. Если ваше мнение не совпадает с тем, что написано в учебнике, или с версией учителя, получите замечание — в лучшем случае. То есть сейчас имеем большой ляп: чего хочется и что происходит на самом деле ежедневно в украинских школах. Мы хотим получить человека будущего, а используем для этого инструментарий прошлого. Это все равно, что строить «Теслу» на заводе ЗАЗ. Вряд ли получится.

Также в Давосе особо выделили такие важные для учеников навыки, как активное обучение (active learning), выносливость (resilience), стрессоустойчивость (stress tolerance) и гибкость (flexibility). Таким образом, задача учителя — искать к детям такой подход, чтобы развить все эти качества. Тогда глубокое знание школьного предмета будет не основной целью, а как бы побочным эффектом. Главная же цель — это всестороннее развитие личности ребенка и его готовность к самостоятельному осмыслению любого материала, то есть ко взрослой жизни.

Читайте также: Как развивать образование после войны

С детьми понятно. А как же учителям учить детей правильно?

Да, перед учителем задача непростая. Как учить детей тому, чему вас самих не научила еще та, советская, система? Ответ один — развиваться самостоятельно. Прокачивать в себе навыки коучинга, тренерской деятельности, умения организовать взаимодействие с ребенком и прочее.

Запишитесь на профильные тренинги, пройдите курсы, поищите курсы по коучингу и психологии или хотя бы читайте соответствующие книги. Мы в Unicorn School, например, постоянно проводим обучение в формате тренинга для тренеров (ToT) и в декабре закончили Школу педагогического дизайна, где рассматривали все современные тренды образования вместе с нашими учителями и коллегами из других школ. И, честно говоря, для меня как руководителя школы стремление учителя к овладению новым, к экспериментам в подходах и ориентация на ученика, наверное, самые важные факторы профессиональной компетентности. Потому что мы точно знаем, что можно быть учителем наивысшей категории по статусу и самым плохим педагогом в жизни. Нет прямой корреляции.

Читайте также: Украина стала членом Глобального партнерства в области образования и может получить грант на $43 млн

Что такое Road Map и зачем она учителю?

Итак, мы выяснили: чтобы конкурировать с Интернетом за внимание ребенка, учитель должен развиваться сам, овладевать новыми образовательными технологиями, владеть навыками soft skills и учить этому детей. Но есть еще один необходимый учителю «англицизм» — Road Map, то есть карта компетенции педагога. Ее еще называют «дорожной картой». Это способ визуального представления стратегии: от чего вы двигаетесь и куда хотите прийти. Нарисуйте ваш собственный образовательный маршрут в виде дороги с пунктом А, где вы сейчас, и пунктом Б — конечной точкой пути, результатом, каким педагогом вы хотите стать завтра. А потом нарисуйте ключевые остановки, которые приведут вас к желаемому результату. Опорные пункты на пути — это, например, «прочитать две книги по менторству», «посмотреть серию роликов на Ютубе на тему личных навыков» и т. п. Идя таким маршрутом, вы достигнете своей цели и не потеряете глобального видения того, что вы делаете и зачем. При желании такую «дорожную карту» можно распечатать, иллюстрировать в Фотошопе либо же нарезать коллаж или сделать рисунок — любая визуализация поможет вам ярче изобразить ваш путь и конечную цель. Таким образом, обучение и повышение вашей квалификации как преподавателя будут проходить для вас ярче.

Какими должны быть эти главные точки-остановки на дорожной карте вашей компетенции? Вероятнее всего, это будут истории и материалы о:

А также другие необходимые материалы на ваше усмотрение.

Сегодня новые реалии и вызовы жизни требуют от учителей и нового подхода к ребенку. Если учитель сам будет оставаться в старой парадигме, то мы продолжим штамповать детей, неспособных к самостоятельной деятельности. Либо самостоятельными будут только те дети, которые не вписываются в рамки образовательной системы. Но именно педагоги могут ее изменить, начав менять себя, развиваться и прокачивать собственные навыки. Это большая ответственность, но и плоды у нее большие: ведь дети — будущее нашего общества, и от того, как мы их воспитаем, зависит, каким будет наше завтра.

Больше статей Владимира Страшко читайте по ссылке.