Какой должна быть школа будущего?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Какой должна быть школа будущего? © depositphotos/Yaruta
Развитый человеческий капитал — необходимый компонент для восстановления

Война стала для нас не только экзистенциальным испытанием как нации, она также является определенным литосферным разломом, который продемонстрировал нам все, что было неэффективным и требует изменений. По моему мнению, одна из наименее эффективных систем в нашей стране — система школьного образования, потому что мы продолжаем жить в индустриальной парадигме обучения и учим детей словно по инерции: никто на самом деле не понимает цели этого обучения. И, что намного хуже, сегодня нет даже серьезной экспертной дискуссии в обществе на предмет определения этой цели. С учетом того, что после победы Украины нас будет ждать сложный путь восстановления, который, безусловно, будет нуждаться в развитом человеческом капитале как необходимом компоненте, предлагаю поразмышлять о том, какой должна быть украинская школа будущего.

Подготовка не к экзаменам, а к жизни

Предлагаю обратиться к опыту тех стран, которые уже воплощали образовательные реформы и смогли позже оценить их эффективность. Финляндия стала ярким примером, как их система образования отказалась от типичных оценок знаний и длинного учебного дня. Финские ученики свободны от школьных уроков уже в 14:00, а домашних заданий у них нет. Вместо этого учителя советуют ученикам проводить время с семьей, посещать бассейн или ходить на пикник. Казалось бы, такой «лайтовый» подход должен негативно сказаться на качестве образования, но на самом деле все с точностью до наоборот. Финские ученики занимают одни из первых мест в мировой статистике по уровню начитанности и успешной адаптации в обществе. Причина такого успеха — в подходе к обучению, предусматривающему подготовку не к сдаче экзаменов, а к пониманию того, как устроен мир за пределами школы и какие качества нужно прокачать в себе уже сейчас, чтобы стать успешным членом общества.

Дети, соревнующиеся с Гуглом

Школы старой, а для наших реалий еще и советской, системы обучения предусматривали получение учениками как можно большего количества знаний по разным общим предметам. Но в современном мире нет смысла запоминать множество общих фактов, которые за секунду можно найти в Интернете. В соревновании памяти ребенка с гугл-поиском последний все равно победит. То есть лозунгом успешного образования сегодня является в первую очередь задача научить ребенка мыслить, а не просто запоминать факты и формулы. Например, можно не знать дат всех войн. Но о существовании Гитлера, Сталина знать нужно. Ради того, чтобы понимать, кто такой Путин и к каким последствиям его действия могут приводить.

Важно учить детей мыслить, выходя за рамки школьных предметов, и учиться решать жизненные задачи и сложности, которые непременно возникнут перед учениками после окончания школы. Так, например, многие школы в ЕС берутся уже во время школьных уроков учить детей быть личностями и готовиться к взрослой жизни — составлять резюме, уметь пользоваться банковской карточкой, делать самопрезентацию, развивать коммуникационные навыки — и формировать в ребенке целостную личность.

Кстати, в США дети даже могут подать в суд на преподавателей, если те нарушают их права, презрительно относятся или же решаются применить физическую силу или оскорбительную брань. По мнению психологов, такая методика учит детей отстаивать личные границы, и в будущем они лучше будут осознавать свои права и обязанности в обществе.

Баланс между учебой и игрой

Но здесь следует быть осторожными, чтобы не впасть в другую крайность. Дети и даже подростки — еще не до конца сформированные личности, и если давать им полную свободу действий и игровые уроки, пытаясь не обременять их лишними знаниями, существует риск, что ребенок покинет школу инфантильным, с претензией к миру, который что-то «должен» ребенку. Такой эффект исследователи наблюдали в США после того, как там впервые была введена учебная система Монтессори, предполагающая много игр и другого интерактива. Дети воспринимали ее радостно, но родители чувствовали со временем падение уровня знаний детей, которые «заигрались», особенно во время удаленного обучения. Поэтому из 131 тысячи школ в США эту методику сейчас используют всего пять тысяч.

В противоположность им, в Японии дети, наоборот, учатся очень добросовестно и у них лишь один месяц для отдыха летом. Это тоже одна из самых прогрессивных стран, первой начавшая воплощать идею «школы будущего» и внедрять наиболее современные диджитал-предметы для обязательного изучения детьми: робототехнику, киберспорт, веб-дизайн, искусственный интеллект, квантовые технологии… Вместе с тем такой технический прогресс и фокус только на нем порождают определенную закрытость и одиночество людей в Японии. Недаром эта страна занимает первое место в мире по количеству самоубийств… В культурном коде поощряют вежливость, сдержанность, попытки держать дистанцию и не лезть в дела соседа или друга, и прививают такую норму поведения именно со школы. Так где же та грань между серьезностью подхода к учебе и необходимостью геймификации и определенной свободы?

Развитие soft skills у детей

«Гибкие навыки» — это умение ребенка, а в будущем и взрослого человека, связанные с личностными качествами, которые являются универсальными и пригодятся в любой профессии. К soft skills относятся навыки критического мышления, умение публичных выступлений и донесение своего мнения аудитории, деловое общение, разносторонний подход к успешному решению задач, работа в команде, лидерские качества, чувство ответственности. Именно эти знания и навыки являются ключевыми факторами, делающими человека успешным. А сам род деятельности и профессия — это всего лишь плацдарм, на котором целостная сформированная личность может успешно проявляться и реализовываться. Именно поэтому изучение и прокачка этих навыков — ключевое в развитии ребенка и первое, что должно быть реализовано в концепции школы будущего.

unsplash/zahraamiri_

Личная ответственность

О личной ответственности и ее успехе говорят и многочисленные исследователи из Финляндии и Америки, активно практикующие эту методику наравне с персональными образовательными треками для обучения ребенка. Главная концепция такого подхода проста — ученик ничего не должен школе, его не будут ругать за двойки, не будут вызывать к доске и не будут считать бездарностью в случае низкой успеваемости. Но есть и другая сторона, — школа также ничего не должна ученику. «Если ученик учился плохо — из него получится замечательный водитель автобуса», — замечает финская учебная система. Это не является позором или чем-то унизительным в их обществе, — все профессии и все люди важны. И вместе с тем, если ребенок хочет достичь чего-то значимого в жизни, он понимает, что должен проявлять личную заинтересованность в учебе, а школа может только подсказать пути и создать будущие необходимые условия для такой учебы — диджитализацию учебного процесса, доступ к образовательным материалам и атмосферу гуманизма и взаимоподдержки учеников и учителей.

Прообраз идеальной школы будущего

Идеальных школ нет, но есть вектор, задающий тенденцию для успешной учебы. Думаю, его формула проста: учтенный мировой опыт с положительными и отрицательными примерами плюс индивидуальная ментальность народа и страны, в которой планируется образовательная реформа. Украина — страна открытых, деятельных, креативных людей, предрасположенных к единству, коммуникации и взаимопомощи. Именно эти качества можно принять за основу для интеграции идеи успешной школы будущего в Украину. Концентрация на актуальных для современной жизни практических знаниях, которые принесут реальную пользу обществу, раскроют индивидуальные качества ребенка и успешно интегрируют его в социум, — основная задача для школы будущего в Украине.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 3
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Roman Serbyn
19 Февраля 2018, 18:04
Згідний з автором щодо потреби переосмилити Голодомор як український ґеноцид․ Але це треба робити добре зрозумівши конвенцію про ґеноцид ООН та початкове осмислення (до наших днів найкраще, хоча не повне) юриста Р․ Лемкіна․ Ґеноцид був проти українців як нації, яка за словами М․ Полоза (на партійному з'їзді 1926 р․) ″виросла до державности″․ Це прагнання до своєї держави українців зударювалося з російською державою (під ніком СРСР) яку будував Сталін․ Після поборення своїх конкурентів у Компартії, і стаючи безперечним ″вождем″, Сталін взявся не до приборкання українських сепаратистів, а до знищення української нації в державницькому сенсі того слова, та українського етносу, як підстави вічного ″українського сепаратиезму″․ З цього треба починати сьогодні переосмислення українського ґеноциду․ Лемкін вказав, що ґеноцид проти української нації був багато векторним, і пояснював це атакою на українську націю чотирма ″вістрями″: нищення інтеліґенції, українських церков, українських селян (але не лише як хліборобів а) як ту людність яка зберегла мову, культуру, історію, і врешті змішання етнічного населення․ Отже не можна звужувати поняття українського ґеноциду лише до нищення голодом українських селян․ Голодомор треба уважати ґеноцидом проти української нації, в сенскі який пояснював Лемкін․ Кожний ґеноцид має унікальні аспекти та інші які є спільними всім ґеноцидам, але жодний ґеноцид не залежить від інших ґеноцидів в його визананні․ Скільки жертв українського ґеноциду зазнали фізичного знищення неможливо точно обчислити․ При тому, мова не лише голод в Укр․СРР, але також 8 000 000 етнічних українців на Кубані та іших реґіонах СРСР․ Тому контроверсія про число жертв лише відводить дискусію від головної справи — правильного осмислення українського ґеноциду (Голодомору в широкому сенсі), та представлення цього осмислення світовій співдружності для зрозуміння і визнання․
Ответить Цитировать Пожаловаться
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме