Из недр свеклосахарного подкомплекса АПК Украины выплыл довольно своеобразный проект Закона «О регулировании производства и реализации сахара», сопровождаемый объемным пакетом сопутствующих документов и активной рекламой в СМИ. Надежды на принятие данного закона авторы связывают с председателем Верховной Рады Украины А.Ткаченко, который «хорошо знает данную проблему». Наверное, это так. Но если депутаты примут закон в той редакции, в какой он представлен, от свекловичного производства страны практически ничего не останется. Зато будет преуспевать узкий круг коммерческих структур, овладевших сахарным рынком Украины. И станут на сахарных заводах перерабатывать не свекловичное сырье, а желтый сахар-сырец из тростника, как это случилось в прошлом году в России, и собственно, началось уже у нас.
В чем же конкретно заключается негатив и несовершенство данного законопроекта? В его разрушительном, по существу ликвидаторском влиянии на рыночные отношения, которые с большим трудом складываются в сфере производства и реализации свеклосырья и сахара; в административно-псевдорыночной смеси, которая на самом деле будет обозначать командное управление единым привлекательным процессом - сбытом готовой продукции (и только!), отдельными структурами; в резком ограничении круга производителей, продавцов и покупателей. Добро бы вводилась на определенное время монополия государства, что было бы в какой-то мере объяснимо. Здесь же - махровая монополия (точнее, олигополия) узкого круга родственных коммерческих - но формально некоммерческих - структур и отдельных лиц.
Монополистами в области сбыта сахара, согласно проекту закона, должны стать Агентство регулирования рынка сахара в Украине и Центр оптовой торговли сахаром на внутреннем рынке Украины с филиалами в областях и базами сбыта на перерабатывающих предприятиях. То есть, проект закона предполагает полную неспособность сахарных заводов использовать предоставленное им законодательно право на самостоятельную реализацию принадлежащего им на правах собственности продукта.
Предполагается также полная неспособность низовых акционерных обществ самостоятельно заключать контракты с производителями свеклосырья. Иначе зачем, согласно проекту, создавать для этого еще и смешанные межотраслевые комиссии на уровне республики, областей и сахарных заводов, которые должны осуществлять взаимоотношения на основе межотраслевых договоров?
Но это не все. Самостоятельно функционирует государственная комиссия по вопросам рынка продовольствия, которая также занимается сахаром. Помимо этого проектом предусматривается создание административного совета агентства регулирования рынка сахара во главе с президентом, в состав которого, кроме пяти представителей заинтересованных министерств, должны войти и «представители добровольных формирований» производителей. А ими являются в настоящее время представители Национальной ассоциации сахарников Украины и ее региональных структур, которым проект обеспечивает сытое и безбедное существование.
За чей же счет? Естественно, за счет производителей сахара, денежные отчисления которых в данном конкретном случае «не являются прибылью и не подлежат налогообложению» (так в проекте).
Функции обширного круга агентств, центров, комиссий и ассоциаций также очень обширны. Это - квотирование производства, ценообразование, реализация сахара на внутреннем рынке и на экспорт (!?), маркетинг, контроль, расчеты, то есть все то, что должен осуществлять, согласно Конституции Украины и ее законов, производитель, он же собственник сахара. Нет в мире такого феномена, чтобы производитель и собственник продукта был отчужден от собственного бизнеса, да еще по закону. О том, как множество структур собирается координировать свою деятельность, можно представить по такой краткой выдержке из представленных документов. «Агентство по регулированию рынка сахара реализует политику в отрасли свеклосахарного производства, определенную межведомственной подкомиссией по вопросу регулирования рынка сахара в составе межведомственной комиссии по вопросам регулирования рынка сахара...» Во!
Такое всеохватывающее «регулирование рынка сахара» практически во всех свеклосеющих странах мира сводится к элементарным вещам - ежегодному лимитированию производства (квоты А,В,С), определению минимальных цен на сырье и сахар, материальному стимулированию экспорта, льготному кредитованию производителей, защите их интересов путем введения импортных пошлин. Спрашивается, какие-такие могущественные организационные структуры должны осуществлять подобное регулирование, если оно под силу нескольким специалистам из Минагропрома, Минфина или других ведомств. И они должны всего-навсего подготовить одно-два распоряжения Кабинета министров в год. Все! Относительно контроля, так его осуществляют Государственная налоговая администрация, Государственная контрольно-ревизионная служба и другие государственные органы.
В Польше, например, один специалист Министерства по делам собственности с помощью узкого круга экспертов из Министерства сельского хозяйства и Министерства финансов «регулирует» все свеклосахарное производство страны в целом, без всяких дополнительных структур, повинуясь принятому в 1994 году Закону «О регулировании рынка сахара и изменении форм собственности в сахарной промышленности», которого придерживаются все звенья системы. Украине такие порядки и закон не подходят. Необходимы масса высших и средних чиновников с мифическими полномочиями, чтобы «регулировать».
В самом деле - законопроект, кроме всего, что перечислено выше, предусматривает еще и ... лицензирование производства сахара наравне с производством «спирта этилового, коньячного и плодового, а также табачных изделий». Вот куда попадает банальный, низкодоходный, часто убыточный продукт питания - в число «грандов» рентабельности. С чего бы это? Ответ дается в проекте - «установить годичную оплату за лицензии на производство сахара квоты «А» - 0,5 необлагаемого минимума поступлений граждан за каждую тонну произведенного сахара». Если, например, сахарный завод производит в год 20 тысяч тонн сахара, он должен уплатить за лицензию 170 тысяч гривен. При этом следует иметь в виду, что лицензия выдается сроком всего на один год. И что 20% платы за лицензию ежегодно должны поступать на счет Национальной ассоциации сахарников Украины, которая по уставу «не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность ее участников». Хорош приварочек в 2,55 млн. грн. в год за невмешательство в производство (при квоте «А» 1500 тысяч тонн сахара)!
Однако и это не все жемчужины, которые содержатся в проекте. Имеются в нем нигде в мире не виданные штрафы за превышение квоты в размере 200% стоимости реализованного товара, а за повторное - лишение лицензии и штраф в 500 минимумов. А как же! На то и чиновники.
И все-таки, нужен ли Украине закон о сахаре, и если нужен, то какой?
Нужен уже давно. И такой, который бы полностью освободил производителя от вмешательства государства, его региональных и ведомственных органов непосредственно в производство и сахарный бизнес. Это значит, что все псевдогосударственные, ведомственные, межведомственные органы и организации, придуманные управления, за исключением подразделений функциональных министерств, должны быть ликвидированы.
Закон должен обеспечить производителям свеклосырья и сахара свободную конкуренцию на рынке, без внеэкономического устранения конкурентов путем искусственного ограничения производства, административного закрытия ряда предприятий, насаждения административных методов управления производством и реализацией.
Закон должен закрепить общие для всех правила регулирования рынка сахара в государстве, предоставить право Кабинету министров Украины ежегодно лимитировать производство путем установления квот, утверждения минимальных цен на сырье и сахар, стимулирования экспорта, предоставления льготных кредитов, введения твердых импортных пошлин на сахар, свекловичные семена, продукты, содержащие сахар.
А главное - закон обязательно должен определить эффективного собственника имущества сахарной промышленности. В настоящее время это наиболее сложный и запутанный вопрос.
Из-за поспешности, непродуманности ряда мероприятий по приватизации сахарных заводов вышло так, что сейчас трудно определить, кто собственно ими владеет. Во-первых, собственников несметное количество (на один завод - десятки тысяч акционеров различных категорий), во-вторых, количество акций измеряется десятками, иногда сотнями миллионов. Владеют ими в самых невероятных пропорциях на различных предприятиях работники сахарных заводов, сельскохозяйственные работники, лица, которые имели право на льготы, руководители заводов, которые приобрели акции за деньги, граждане, вложившие в акции свои сертификаты. Значительная часть акций находится в собственности государства и практически никем не управляется, еще одна часть - вообще до сих пор не реализована и т.д.
В связи с тем, что с момента приватизации номинальная стоимость акций снизилась примерно в 20 раз, стихийно началась вторичная приватизация сахарных заводов. Акции скупаются частными лицами, коммерческими структурами иногда за бесценок. И если процесс не урегулировать законом, Украина вполне может остаться и без собственной сахарной промышленности. Поэтому закон о собственности в сахарной промышленности должен предшествовать закону о регулировании рынка сахара. А еще лучше их органически объединить в одном документе по примеру Польши, которая, кстати, при 400 тысячах гектаров площади под сахарной свеклой в 1997 году обошла Украину по производству сахара, имевшую 1030 тысяч га посевов.
Стартовые условия для разгосударствления и приватизации в обоих государствах были примерно равными. Однако Польша сумела избежать обвальной бумажной приватизации, до сих пор контролирует процесс передачи имущества частным лицам. Приватизация сахарных заводов с самого начала осуществлялась за деньги в порядке лизинга, за кредитные ресурсы, а также путем продажи акций иностранным инвесторам в соотношении 5:1. Основным инструментом постепенного превращения сахарных заводов в частные предприятия стали созданные польским правительством сахарные товарищества по типу холдингов, в которых 51% акций принадлежат сахарным заводам (низовым акционерным обществам) и 49% - министерству по делам собственности. И только в 1998 году, на восьмом году после начала приватизации, 30% акций этим министерством передается производителям (15% - свекловодам и 15% - работникам сахарных заводов) с условием, что они на протяжении трех лет не имеют права их кому-либо реализовывать.
Основные элементы регулирования рынка сахара в Польше общеизвестны. Это лимитирование производства и реализации сахара (квота А - 85,7%, квота В - 7% и квота С - 8%), которые доводятся ежегодно на основании распоряжения Совета Министров с подачи Министерства сельского хозяйства, а также введение минимальных цен на сырье и сахар, защита собственного рынка через импортные пошлины, стимулирование экспорта в виде доплат к основной цене, предоставления производителям льготных кредитов. А главное, сосредоточение полного цикла сахарного бизнеса именно в производственных структурах - низовых акционерных обществах на базе сахарных заводов, полное невмешательство в их дела любых отраслевых или общегосударственных органов, за исключением случаев отступления от квот, перехода нижнего предела цены и других положений закона. Даже Агентство сельскохозяйственного рынка Польши не имеет права вмешиваться в реализацию сахара по квоте «А». И только по согласованию с министром сельского хозяйства может закупить часть сахара по квоте «В» при условии доплаты к основной цене 7% его стоимости непосредственно производителю. В Украине же намереваются через принятие нового закона узаконить несусветную вещь - отлучить собственника продукта от его собственного бизнеса.
Неужели нельзя применить элементарные рыночные отношения в нашем свеклосахарном производстве? Это же так просто: укрепить правовую базу и имущественные отношения в низовых акционерных обществах, создать пять-семь региональных правовых рыночных структур типа концернов, корпораций или, при соответствующих условиях, холдинговых компаний, которые бы занимались производством и реализацией от начала до конца.
С производством и реализацией своей продукции производители управятся значительно лучше, чем сторонние организации. И никаких дополнительных специализированных агентств, комиссий, управлений, ассоциаций: основным регулятором выступает рынок, законодателем правил «игры» на рынке - государство, основной движущей силой - свободная конкуренция. К сожалению, ничего похожего не предусматривает представленный законопроект. Слово «рынок» даже отсутствует в его названии. Не найдете вы там и заботы о производстве, за исключением его ограничения.
Кроме того, законопроект, грубо попирающий другие законы, не может стать законом.
Где же взять другой? Разработать. Независимым экспертам - правоведам, экономистам, финансистам с привлечением иностранного опыта и с обязательным исключением из этой процедуры заинтересованных ведомств. Иначе у нас рынка никогда не будет.