Журнал «Бизнес уик» опубликовал статью Марка Клиффорда о состоянии южнокорейских финансов. Автор пишет, что в 1989 году, через два года после того как он приехал в Южную Корею, желая рассказать об ее экономическом чуде, один из руководителей автомобильной корпорации «Хендэ мотор компани» заявил: «В один прекрасный день мы станем больше, чем ваша «Дженерал моторс», а экономика нашей страны вырастет настолько, что сможет соперничать с американской».
Тогда эти слова не вызвали удивления, потому что 46-миллионный народ, создав за короткое время мощную промышленность, достиг небывалого экономического расцвета. При том, что страна практически постоянно находилась на военном положении, ежегодный прирост экономики за три десятилетия достиг 8,2 проц., а среднегодовая заработная плата выросла с 80 долларов в 1960 году до 10 тысяч долларов - в этом.
Но у всякой медали есть оборотная сторона. Финансово-промышленные конгломераты, которые здесь называют «чеболами», разрослись до невероятных размеров. Гигантомания толкала их к новым банковским займам в счет будущих доходов, рост которых был просчитан далеко вперед. Но малейший сбой, неожиданное снижение доходов из-за кризисной ситуации у торговых партнеров - Таиланда или Индонезии, - и сама Южная Корея оказывается в тисках кризиса. Семь крупных чеболов испытали коллапс или объявили о банкротстве. Банки, которые ссужали эти конгломераты деньгами, недополучили (и теперь не известно, получат ли) 52 миллиарда долларов, то есть 17 проц. своего портфеля. Почуяв, что запахло жареным, биржевики кинулись искать спасения в долларах, низвергнув южнокорейскую валюту - вон и за несколько дней довели ее стоимость с 844 за один американский доллар до 1000. Начались массовые увольнения: та же «Хендэ мотор» уволили сразу 5000 рабочих. Начались разговоры о том, что 11-я в мире по объему экономики страна стала реципиентом Международного валютного фонда: сумма помощи составила $68 млрд. Теперь уже всем очевидно: страна находится на грани финансового краха. При этом удивительно, что экономический рост продолжается и составляет 6 проц. годовых Это, конечно, не прежние 8,2 проц., но по международным стандартам все еще очень высокий процент. Однако для удовлетворения аппетитов громоздких чебол шестипроцентный рост недостаточен. Чтобы покрыть долги, необходим как минимум двойной доход от продаж.
Все меньше времени остается на то, чтобы успеть выбраться из финансового кювета на столбовую дорогу. Экономический рост замедляется и с углублением финансового кризиса может прекратиться вовсе. Банки дали в долг огромные суммы - около 65 миллиардов долларов, которые следует вернуть в течение 1998 года. По мере падения стоимости воны займы становятся все дороже и должникам все труднее их выплачивать.
В этой ситуации правительство не доверяет рыночным механизмам, а уповает на собственное вмешательство. Такое ощущение, что Сеул поворачивает стрелки часов назад, к начальному периоду рыночной экономики. Например, когда корпорация «Киа моторс» оказалась на грани банкротства, правительство назначило другого управляющего и распорядилось, чтобы главный кредитор корпорации - Корейский банк развития - простил должнику его долги и удовлетворился обыкновенными акциями компании без фиксированного дивиденда. Такое вмешательство отрицательно сказалось на финансовом рынке, вспугнув инвесторов, которые ожидали распродажи акций «Киа моторс». Но правительство, скорее всего, будет и далее использовать эту тактику, пытаясь спасти чеболы от кредиторов - южнокорейских банков. Тогда спасать придется и банки. Это правительство понимает и потому создает специальный финансовый институт, который будет за наличные скупать у банков просроченные долговые обязательства. Таким образом планируется скупить в течение ближайших пяти лет долговые обязательства на общую сумму около 20 миллиардов долларов, а затем продать эти долги инвесторам. Правительство намерено также стимулировать слияние банков и разных компаний, позволить иностранцам приобретать более крупные пакеты акций южнокорейских компаний. Не исключено, что будет поставлен на голосование вопрос о предоставлении большей независимости центральному банку.