Украина прошла многие этапы своего ядерного развития: эйфорию от успехов в поточном строительстве энергоблоков АЭС, чернобыльский шок, поиск виноватых, затем мораторий и отказ от ядерных боеголовок. Сейчас осталось чувство вины перед ликвидаторами Чернобыля, ушедшими из жизни и живущими, и осознание того, что стране пока не выжить без ядерной энергии. С пониманием этого общество должно проникнуться ответственностью за экологическую безопасность АЭС. Трудности выживания в настоящем не должны вытеснять из сознания людей заботу о будущем, притуплять беспокойство за будущие поколения, которым передается несовершенное в техническом отношении наследство.
В соответствии с действующей нормой безопасности АЭС риск возникновения тяжелой аварии считается приемлемым, если одна авария происходит в среднем один раз в 10 миллионов лет для одного реактора. Считается, что действующие во всем мире АЭС в основном соответствуют данному требованию.
Однако обратимся и к другим цифрам. За все время эксплуатации ядерных реакторов в мире произошло только две аварии, относящиеся к разряду тяжелых аварий или катастроф. Это авария с расплавлением активной зоны в 1979 году на АЭС «Три Майл Айленд» в США и чернобыльская катастрофа в 1986 году. Аварии произошли по истечении двух тысяч и четырех тысяч реакторо-лет соответственно (реактор-год - суммарный период работы всех реакторов). Средняя расчетная наработка между авариями - 10 миллионов реакторо-лет! Хочется надеяться, что эти две аварии произошли в счет будущей безаварийной работы АЭС.
Сейчас в мире эксплуатируется более четырехсот реакторов, и суммарная их наработка оценивается примерно в 8000 реакторо-лет с момента начала использования ядерной энергии. Авария на «Три Майл Айленд» произошла через 25 лет после пуска первой АЭС, еще через семь лет случился Чернобыль. Очевидно, что-то не учли в расчетах, и среди неучтенных факторов человеческий присутствует непременно.
Сейчас мир переживает самый длинный безаварийный период (в реакторо-годах) за всю историю развития ядерной энергетики, но с каждым днем вероятность возникновения очередной аварии только увеличивается. В ответе за нее будет также все общество, не использовавшее своих возможностей и прав в отношении контроля за безопасностью АЭС.
Законодательная база для реализации прав граждан в контроле ядерных проектов имеется, отсутствует лишь эффективный механизм его исполнения. В обществе еще слабые демократические институты, а общественные движения быстро превращаются в партии со своими политическими интересами. А экология беспартийна и надведомственна. Эта мысль содержится в докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию, где говорится о необходимости альтернативного контроля ядерных реакторов независимо от
МАГАТЭ, так как роль МАГАТЭ «направлена на развитие ядерной энергии». Факт из недавнего прошлого: при приемке в промышленную эксплуатацию шестого энергоблока Запорожской АЭС, не отвечающего в полной мере требованиям закона Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», свою подпись в акте госкомиссии не поставили представители органов местной власти и профсоюза. Несмотря на это, энергоблок был пущен в эксплуатацию.
Этот пример еще и еще раз должен убедить нас в том, что решения, принимаемые официальными органами, не являются достаточной гарантией безопасности для общества в целом, и особенно для проживающего вблизи ядерных объектов населения. Полной гарантии не даст никто, но в такой сфере, как ядерная энергетика, никакой контроль не бывает чрезмерным.
Принцип открытости и доступности информации в сфере использования ядерной энергии, провозглашенный в законе Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности», общественная экологическая экспертиза является достаточным основанием для объединения граждан и научной общественности с целью вынесения и обнародования своих оценок и заключений об уровне безопасности ядерных объектов. Вышеприведенные законы, а также закон Украины «Об обращении с радиоактивными отходами» требуют, чтобы результаты государственных экспертиз были обнародованы и доступны для ознакомления граждан и их объединений. Таким образом законодатель поощряет открытое обсуждение мнений вокруг ядерных проектов, и этим необходимо пользоваться.
Научные общества и неправительственные общественные организации могут стать серьезными оппонентами при принятии решений в ядерной сфере, и в первую очередь в части экологической безопасности ядерных объектов. Сейчас на правительственном и отраслевом уровнях активно обсуждаются вопросы завершения строительства энергоблоков на Хмельницкой и Ривненской АЭС. Оценка затрат на эти работы - 400 милн. грн., недавно приведенная в печати, явно занижена. Данная сумма достаточна лишь для того, чтобы реанимировать оборудование, простоявшее годы моратория и перестройки в состоянии консервации. Следует также принимать во внимание, что за это время требования к их безопасности энергоблоков ужесточились, а это может потребовать пересмотра ряда проектных решений.
Еще один крупный ядерный объект сооружается на Запорожской АЭС - это сухое хранилище отработанного ядерного топлива (СХОЯТ). Пять лет назад руководством АЭС была организована кампания по ознакомлению общественности и населения со всеми аспектами проекта, однако строительство СХОЯТа близится к завершению, и до сих пор не обнародованы окончательные решения правительства и результаты экспертиз. Небезынтересна судьба СХОЯТ также в свете недавно подписанного соглашения с Россией, куда до недавнего времени ядерное топливо отправлялось на переработку.
На Запорожской АЭС сооружается энергоблок для учебных целей, который должен стать объектом внимания общественности не столько с точки зрения экологии, сколько с точки зрения расточительности руководителей, принимающих решения на перспективу. Учитывая теперешние экономические условия, диктующие темпы строительства, может оказаться так, что учебный энергоблок будет готов как раз к моменту планового вывода из эксплуатации первого из шести действующих энергоблоков Запорожской АЭС - готовой учебно-тренировочной базы для персонала. В крайнем случае следовало для учебных целей приспособить недостроенные энергоблоки Крымской АЭС, в производственных цехах которой была организована линия по разливу напитков. Трудно назвать решение о строительстве каких-то еще капиталоемких объектов, рядом с шестью действующими блоками-миллионниками продуктом дальновидной стратегии.
Инициатором создания неправительственных экологических организаций и общественных групп может выступить научная общественность и творческая интеллигенция, органы местного самоуправления и отдельные лица. При их создании потребуется помощь различных государственных органов и научных учреждений, финансовая поддержка со стороны предприятий, местных органов власти, частных лиц, заинтересованных в снятии грифа корпоративной узковедомственности с решений в области ядерной энергии.
А в этом заинтересованы все.