Давний товарищ автора этих строк часто повторяет любопытную сентенцию: «Перевчене — ще гірше, ніж недовчене». Телодвижения нашего нового правительства заставляют полностью согласиться с этой глубокой мыслью. Ничего личного, просто чувство глубокой досады, переходящей в раздражение, тем более что сам голосовал за «новую власть»…
Автор не считает себя крутым экономистом, но многолетний практический опыт работы в нашем раздолбанном постсовковом народном хозяйстве имеет, а потому набрался наглости высказаться по поводу лишь небольшой части инициатив, которые звучат из «правительственной ложи».
Известно, что большая и наиболее прибыльная часть экономики, созданная потом и кровью украинского народа, у него (народа) уже давно украдена. С приходом новой власти ситуация сложилась патовая: в стране инфляция; в бюджете — бешеный дефицит; выборы — не за горами; а народ после зрелищ на Майдане требует еще и хлеба… Короче, денег надо! Затеяли было реприватизацию и/или национализацию, так начались крики о «священной частной собственности» с переходом в международный скандал… Когда собственность народа Украины нагло грабили, то никто о ее «святости» не вспоминал, но только лишь она попала в руки всем известных и вполне конкретных кланов, так сразу и «освятела»… Впрочем, если теперь начать их «раскулачивать», то будет еще хуже. Одним словом, «оранжевый тупик».
Но оказывается, что кое-где в Украине государственная (народная?) собственность еще существует как историко-культурный феномен. В массе своей — потрепанная и низкорентабельная, но денег в казну из нее поиметь еще можно. Государственным предприятием, как известно, руководит директор, который, во-первых, хочет и далее оставаться на должности, а во-вторых, «за труды свои тяжкие» хочет иметь достойный доход, а не издевательские 600 гривен, которые ему платит государство согласно штатному расписанию.
Считается, что директорский корпус безбожно ворует, в том числе искусственно завышая затраты предприятия, а фактически отмывая деньги, уменьшая налоговые обязательства, расходы на зарплату, социальные платежи и часть прибыли, которая принадлежит государству (народу?) как собственнику предприятия. Абсолютно не идеализируя директорат, отметим, что вину каждого отдельного его представителя, если она есть, могут установить только следствие и суд, если, конечно, мы стремимся к правовому государству. А коррупция на госпредприятиях полностью вписывается в мрачную картину тотальной коррупции и морально-психологической деградации всего украинского общества.
И здесь в неслабых правительственных умах рождается несколько гениальных идей.
Во-первых, заставить госпредприятия отдавать своему собственнику-державе (народу?) не 15, как раньше, а целых 50 процентов прибыли, остающейся после уплаты налогов.
Во-вторых, для оценки эффективности работы директора использовать элементарный критерий: чем выше прибыль, тем лучше директор.
В-третьих, чтобы спасти душу директора от греха воровства, выплачивать ему доход как процент от чистой прибыли (по непроверенным слухам, речь может идти о 10%).
В теории вроде бы все правильно. Вот только на практике эти новации ничего хорошего не дадут. Как увеличить прибыль? И потом — массу прибыли или ее норму (пользуясь терминами бессмертного Карла Маркса)?
Можно увеличить объемы продаж. Но внутренний рынок развивается плохо, ибо граждане нашей страны богатством не блещут и о покупках более значительных, чем хлеб с картошкой, в массе своей и не заикаются. На платежеспособные внешние рынки нас особо никто не пускает, а от разговоров о ЕС, ВТО, НАТО, ЕЭП, ГУУАМ и прочей интеграции уже давно тошнит!
Чтобы «поднять прибыль», можно поднять цены. Но внутреннего платежеспособного спроса нет, на внешние рынки не пускают (см. выше). И вообще, это инфляция!..
Остается уменьшить затраты, а директора «посадить на процент» от прибыли, чтобы был заинтересованным. И здесь возникает уйма проблем!
А почему только директора? А почему бы не привлечь к участию в рачительном хозяйствовании и последующему участию в прибылях трудовой коллектив?
Снизить затраты можно путем уменьшения заработной платы, премий, отчислений в Пенсионный фонд и вообще количества рабочих мест…
Снизить затраты можно путем полного отказа от закупки современной и просто новой технологии и оборудования взамен износившихся, устаревших и энергозатратных старых. Пострадают и те предприятия, которые новую технику производят и пытаются внедрить в народное хозяйство, что повлечет дальнейшую деградацию научно-технического интеллекта страны, в чем мы за 15 лет «постсоветчины» весьма преуспели.
Снизить затраты можно путем отказа от капитального, планово-предупредительного ремонта техники, что потом выливается в выполнение авральных низкокачественных работ, простои производства и, что самое смешное, уменьшение вожделенной прибыли.
Кроме того, технический, интеллектуальный и морально-психологический уровень штатного и низкооплачиваемого персонала на многих производствах, особенно в провинции, упал ниже плинтуса. Толковые и непьющие электрики, механики, слесари, токари, сварщики и т.д. на периферии часто отсутствуют как явление природы. Работают заезжие «бригады» из квалифицированных инженеров, техников, мастеров, рабочих. Эти люди имеют опыт практической работы и нормальную техническую подготовку советского образца, которая резко отличается в лучшую сторону от «продукции» нынешней системы образования («юристы-экономисты», «визажисты по менеждменту консалтингом в области имиджмейкерства», «магистры по IT-кликанью мышкой компьютера» и проч.). С развалом советских предприятий квалифицированные кадры не все поголовно ушли торговать на базар, а все еще работают по специальности, поддерживая производство хотя бы на уровне приличия. В результате «яростной борьбы за прибыль» они остаются без работы, их семьи — без средств к существованию, а производство — без технического сопровождения.
Но вернемся к затратам. Снизить их можно путем внедрения ресурсосберегающих технологий, но для этого нужны инвестиции и специалисты, а у нас ведь «борьба за прибыль» (см. выше).
Снизить затраты можно путем уничтожения дотла системы профобразования, подготовки и переподготовки кадров, которая и так уже уничтожена.
Здесь остановимся, заметив, что бездумной «борьбой за прибыль» можно натворить еще очень много других глупостей.
Конечно, можно еще и не воровать. Да вот задача! Проплата за материалы, работы, оборудование, комплектующие — действительно нужны производству и адекватны техническому уровню задачи и квалификации исполнителя? Или это коррупция?! А кто это будет решать? Нынешний «магистр из университета четвертой степени аккредитации»? Автору не раз приходилось общаться с инженерами, пардон, бакалаврами, которые не знают, чем активная электрическая энергия отличается от реактивной. Не говоря уж о том, что реактивная бывает потребляемой и генерируемой…
А может, решать возьмется клерк из Кабмина, который окончил что-то на тему «госуправления при президенте»? Но при этом на заводе никогда не работал, фабрики не видел, на стройке не бывал, сельского хозяйства не нюхал…
Короче, проделав вышеперечисленные манипуляции по «сокращению затрат» и разрушив производство, кадровый потенциал, социальную сферу, само стремление к созидательному труду, можно добиться столь вожделенного «увеличения прибыли». При этом бюджет, кроме налогов, честно (?) получит 50%, а директор — 10% чистой прибыли. Таким образом, 60% чистой прибыли будет направлено не на капитализацию, не на развитие производства, не на создание рабочих мест, а на проедание.
В качестве примера приведем лесное хозяйство. По глубокому убеждению автора, лес в Украине пока еще растет только потому, что он государственный, иначе его уже вырубили бы. Лес рубить нужно, причем вовремя, иначе он стареет и пропадает, но научно обоснованную рубку леса следует сопровождать такой же посадкой. В советское время лесхозы занимались выращиванием и заготовкой леса. В постсоветское время пришлось налаживать переработку древесины, причем глубокую, ибо по климатическим условиям древесина в Украине невысокого качества. Создаются рабочие места. Строятся цеха, монтируется новое оборудование, ремонтируется старое. Все это нужно затем ремонтировать, обслуживать и т.д. Государство-собственник на это и копейки не дает. Все финансируется за счет «остающейся в распоряжении прибыли».
За каждый кубометр вырубленного леса государство взимает специальный налог за использование природных ресурсов — так называемую «попенку». Эти деньги, перераспределяясь через госбюджет, должны возвращаться государством лесхозу для лесовосстановительных и охранных работ. Реально же государство возвращает мизер по сравнению с необходимым. Лесхозы регулярно ведут работы (обязаны, иначе с директора «снимут погоны»!) за счет «остающейся в распоряжении прибыли».
Теперь, после введения новаций по «максимизации прибыли», директору нет никакого резона выкладываться на лесопосадках, внедрять новую технику, ремонтировать существующую, содержать квалифицированный персонал, давать работу смежникам…
Проще продавать лес в круглом виде, а еще лучше — «на корню». Затраты минимальные, прибыль максимальная, а 10% — в карман! Здорово, правда?!
Господа! Если экономика Украины будет «оранжеветь» такими темпами, то скоро значительная часть тех, кто как раз и создает стоимость, не просто «посинеет от злости», а вместо «Разом нас багато» запоет «Интернационал»!..