ВЛАСТИ ПРЕДЕРЖАЩИЕ, или ПРИПАДОК ОПТИМИЗМА

15 ноября, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск № 45, 15 ноября-22 ноября 1996г.
Отправить
Отправить

«Надежды росли и с каждым новым днем приобретали все больше и больше вероятия». Н.Салтыков-Щедрин, ...

«Надежды росли и с каждым новым днем приобретали все больше и больше вероятия».

Н.Салтыков-Щедрин, «История одного города»

Светлана РЯБОШАПКА, УНИАР (специально для «ЗН»)

Верховная Рада отложила рассмотрение в первом чтении проекта государственного бюджета-97. По официальным сведениям, просило об отсрочке правительство, мотивируя тем, что без пересмотра системы налогообложения, изменений в системе платежей, уточнения размеров внешнего финансирования и, соответственно, основных макроэкономических параметров, принимать бюджет на новый год смысла не имеет. Кроме того, Президент твердо пообещал, что бюджета, сверстанного «по-старинке», не подпишет. Вдумчивый потребитель информации может предположить, что за лапидарными сообщениями информационных агентств стоит очередная драма идей. Можем добавить, что и очередная попытка серьезных реформ - тоже.

Еще две недели тому назад мы в общих чертах ознакомили читателей с неким пакетом «Неотложных мер по преодолению кризисного состояния в экономике». С тех пор пакет несколько изменился, как, впрочем, и его название. Теперь это называется «программой экономического роста». Чувствуете разницу, читатель?

Инерция системы

Прежде всего о целях, которых стремятся достичь разработчики программы роста (разработчиков много - и в правительстве, и при Президенте, и в ВР). Глобальная цель - извлечение большей части работающей экономики из «тени». Наша социально-криминальная (и очень мерзкая) обстановка обусловлена именно тем печальным фактом, что в «тени» крутится объем товаров, услуг и, соответственно, денег, равный еще одному валовому внутреннему продукту (ВВП) всей страны, если не больший.

Между тем зажиточный и законопослушный налогоплательщик - мечта каждого государства. Так что цель предполагаемых реформ можно определить, как выращивание этого чуда экономической природы - богатого и нетеневого - на нашей украинской почве. То есть, прежде чем собирать много денег на социальную сферу и бюджетные программы, следует «вытащить» на свет Божий плательщика налогов. Для этого, естественно, хорошо бы налоги не просто уменьшить, но и оптимизировать. Пока что - увы - собираемость их составила за 9 месяцев текущего года что-то около 37%. Суть предлагаемых реформ состоит в либерализации налоговой системы, или, как обозначил помощник Президента Валерий Литвицкий, в «налоговой декомпрессии».

Мы уже говорили и повторим для полной ясности снова, что снижение налоговых изъятий с 42 до 30% ВВП, а значит, уменьшение доходной части госбюджета приведет к увеличению бюджетного дефицита. По «программным» расчетам, дефицит составит 5,8% ВВП по украинской методологии подсчета и соответственно - 4% ВВП по методологии МВФ. Одним из способов компенсации возросшего дефицита сможет стать внешнее финансирование. Напомним, что речь не идет о кредитах собственно МВФовских. Предполагается, что за счет двусторонних соглашений с США, Японией, Европейским союзом Украина сможет дополнительно привлечь около 1 млрд. долларов. Предполагается также, что за счет внешних кредитов будет погашен в следующем году полуторамиллиардный долг Украины за энергоносители. Теоретически «сэкономленные» за счет внешних поступлений 1,3 млрд. долларов (точнее, некоторую их часть, но об этом - позже) власти собираются пустить на погашение зарплатных и прочих внутренних долгов. Таковы проблемы сиюминутные, проблемы «известных сроков».

Более серьезная проблема возникает с ответом на вопрос: когда - при условии, что программа развития начнет работать с первого дня нового года, - появятся первые «сладкие пряники реформ»? Никто не сомневается, что изменения к лучшему произойдут далеко не сразу - поскольку, во-первых, собственно программа довольно сложна и многофакторна и, во-вторых, реформа налоговой системы - даже глобальная - сама по себе еще не гарантирует благополучия в экономике.

Благодаря снижению налогов экономика и в самом деле получает дополнительный ресурс (миллиардов 7 - 8), а вот то, как именно она этим ресурсом «распорядится», будет зависеть от курсовой, валютной, вообще финансовой политики и, конечно же, - от ситуации на фондовом рынке. А вот с фондовым рынком как раз устойчиво ассоциируются так называемые «внутренние источники покрытия дефицита бюджета».

По идее, источники и объемы внутреннего финансирования остаются неизменными - как в проекте бюджета, находящемся в ВР, так и в том его варианте, который готовится на основе программы развития. А именно: за счет внутренних источников предполагается покрыть 2,5 дефицитного процента ВВП. Из них - 1,1% за счет НБУ при таком «раскладе»: на 0,8% ВВП НБУ покупает облигаций правительства на первичном рынке, т. е. непосредственно у Минфина, плюс еще прямая эмиссия НБУ в объеме 0,3% ВВП. При этом Нацбанк прекрасно понимает, что на самом деле это 1,1% ВВП прямого кредитования дефицита, чего хотелось бы избежать вообще. Но на таком «раскладе» упорно настаивает Министерство финансов, которому на вторичном рынке ОГВЗ работать и страшно, и трудно...

В любом случае на время осуществления программы развития, каким бы оно ни было, Украина будет нуждаться во внешних кредитах и во внутренней финансовой стабильности. То, что миссия МВФ (после довольно сложных переговоров) «не испугалась» планируемого увеличения бюджетного дефицита на 1,6% ВВП, свидетельствует о перспективности предлагаемой программы. Но...

Перспективы

и опасности

Правительство, видимо, еще не решило, как поступить со «старым» проектом бюджета, тем, который подан в ВР. Отзывать проект - политически неудобно, вносить изменения в поданный бюджет - так придется менять почти все (не забудем, что в «старом» проекте, кроме не имеющих отношения к действительности цифр, есть еще и явно противоречащий Конституции принцип перераспределения средств между центральным и местными бюджетами). Вероятно, ситуация будет развиваться по пути «золотой середины» - через неделю парламенту представят пакет законопроектов, определенный программой развития, и к этому пакету приложат расчет бюджета, базирующийся на новых показателях.

После чего наверняка начнутся парламентские мытарства. Наряду с весьма популярными мерами - снижением ставок налогов и начислений на заработную плату, есть в пакете и менее популярные, очень нелюбимые парламентариями: резкое сокращение налоговых и бюджетных льгот, ассигнований на всяческие капитальные вложения, например. Кстати, на сегодня государственные капитальные вложения и различные ассигнования «в экономику» составляют 12% ВВП.

Из нелюбимого депутатами можно вспомнить и многострадальный налог на имущество предприятий - нынче он трансформирован в налог на недвижимое имущество (ставка 1 - 2%). Такая, трансформация связана с тем, что наш товаропроизводитель, как правило имеет полные склады произведенной, но не реализованной продукции и, естественно, очень болезненно реагирует на попытки обложить налогом все эти «товарно-материальные запасы». Так что разработчики программы вняли гласу производителя и налог запланировали только на его недвижимость, что составляет около 60% от предполагавшейся ранее базы.

Да, раз уж речь зашла о предприятиях, то в программе есть для них приятный сюрприз: возможно (это зависит от ВР), будет снят запрет на открытие нескольких счетов одного и того же предприятия в разных банках. Во всяком случае, до тех пор, пока не решено окончательно, что делать с пресловутой «картотекой», эта мера может способствовать легализации части денег предприятий, а с другой стороны - служить своеобразной страховкой на случай, если банк, в котором предприятие открыло счет, - ну совсем неожиданно - «завалится»... Хотя вывод отсюда можно сделать весьма неутешительный: когда предприятие спасается от банковских рисков таким образом, это значит, что с банками не все о'кей.

Возвращаясь к перспективам прохождения пакета через депутатский строй, можно заметить, что парламент за последние два месяца преуспел в осуществлении не программы развития, а программы популизма: такого количества нереальных, но законодательно оформленных обещаний, компенсаций и льгот старожилы не упомнят. Легкость необычайная, потому что ответственность - неопределенная.

Поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что, даже приняв (что может быть) налоговый пакет, парламент забуксует, когда дело дойдет до сокращения бюджетных издержек.

Если же налоговый пакет будет принят, то он начнет работать с 1 января. Возможно, без утвержденного бюджета. Коротко напомним, что предусмотрено в пакете: налог на прибыль предприятий и равно - налогообложение прибыли граждан - ставка 30%. За счет новых принципов учета прибыли общие выплаты по этому налогу существенно сократятся. Из 52% начислений на заработную плату остается пока что около33% - за счет сокращения отчислений в различные фонды и упразднения начислений на соцстрах. Существенным источником доходов бюджета остается НДС, как и положено налогу на конечного потребителя. Реформа пенсионного обеспечения пока что только намечена и предполагает, что граждане смогут открыть персональные пенсионные счета, которые в дальнейшем могут передавать по наследству, использовать в качестве залога и т. д. Пока же главный ожидаемый результат - искоренение существующей пенсионной «уравниловки» и возрождение веры в спокойную старость.

О предполагаемых изменениях в налогообложении имущества предприятий мы уже упоминали в этой статье, а о принципах изменения платежной системы много писали в предыдущих. Пакет велик, и по мере его представления ВР мы тоже будем вдаваться в подробности.

А если в общем, то планируемые перемены и в самом деле вызывают некое оптимистическое предчувствие: наконец-то хоть что-нибудь, хоть со скрипом, но сдвинется в тихом омуте с чертями, называемом украинской экономикой. Но оптимизм этот вполне можно назвать припадком - то есть явлением бурным и скоротечным: достаточно вспомнить, сколько реформаторских усилий уже пошло прахом. Этому есть одно почти серьезное объяснение. Оборот «власти предержащие» без всяких усилий трансформировался в нашем сознании в неправильную, но более понятную форму: «власть предержащие». «Власти предержащие» - это такие власти, которые заняты предотвращением неприятностей и потрясений, обереганием от катастроф. Ну, а «власть предержание» - это уж совсем ясно: придерживают свою власть двумя руками, чтобы кто не отобрал. Так как будет правильно в Украине?

Начало на 1-й стр.

После чего наверняка начнутся парламентские мытарства. Наряду с весьма популярными мерами - снижением ставок налогов и начислений на заработную плату - есть в пакете и менее популярные, очень нелюбимые парламентариями: резкое сокращение налоговых и бюджетных льгот, ассигнований на всяческие капитальные вложения, например. Кстати, на сегодня государственные капитальные вложения и различные ассигнования «в экономику» составляют 12% ВВП.

Из нелюбимого депутатами можно вспомнить и многострадальный налог на имущество предприятий - нынче он трансформирован в налог на недвижимое имущество (ставка 1 - 2%). Такая трансформация связана с тем, что наш товаропроизводитель, как правило, имеет полные склады произведенной, но не реализованной продукции и, естественно, очень болезненно реагирует на попытки обложить налогом все эти «товарно-материальные запасы». Так что разработчики программы вняли гласу производителя и налог запланировали только на его недвижимость, что составляет около 60% от предполагавшейся ранее базы.

Да, раз уж речь зашла о предприятиях, то в программе есть для них приятный сюрприз: возможно (это зависит от ВР), будет снят запрет на открытие нескольких счетов одного и того же предприятия в разных банках. Во всяком случае, до тех пор, пока не решено окончательно, что делать с пресловутой «картотекой», эта мера может способствовать легализации части денег предприятий, а с другой стороны - служить своеобразной страховкой на случай, если банк, в котором предприятие открыло счет, ну совсем неожиданно - «завалится»... Хотя вывод отсюда можно сделать весьма неутешительный: когда предприятие спасается от банковских рисков таким образом, это значит, что с банками не все о'кей.

Возвращаясь к перспективам прохождения пакета через депутатский строй, можно заметить, что парламент за последние два месяца преуспел в осуществлении не программы развития, а программы популизма: такого количества нереальных, но законодательно оформленных обещаний, компенсаций и льгот старожилы не упомнят. Легкость необычайная, потому что ответственность - неопределенная.

Поэтому можно с уверенностью прогнозировать, что, даже приняв (что может быть) налоговый пакет, парламент забуксует, когда дело дойдет до сокращения бюджетных издержек.

Если же налоговый пакет будет принят, то он начнет работать с 1 января. Возможно, без утвержденного бюджета. Коротко напомним, что предусмотрено в пакете: налог на прибыль предприятий и равно - налогообложение прибыли граждан - ставка 30%. За счет новых принципов учета прибыли общие выплаты по этому налогу существенно сократятся. Из 52% начислений на заработную плату остается пока что около 33% - за счет сокращения отчислений в различные фонды и упразднения начислений на соцстрах. Существенным источником доходов бюджета остается НДС, как и положено налогу на конечного потребителя. Реформа пенсионного обеспечения пока что только намечена и предполагает, что граждане смогут открыть персональные пенсионные счета, которые в дальнейшем могут передавать по наследству, использовать в качестве залога и т. д. Пока же главный ожидаемый результат - искоренение существующей пенсионной «уравниловки» и возрождение веры в спокойную старость.

О предполагаемых изменениях в налогообложении имущества предприятий мы уже упоминали в этой статье, а о принципах изменения платежной системы много писали в предыдущих. Пакет велик, и по мере его представления ВР мы тоже будем вдаваться в подробности.

А если в общем, то планируемые перемены и в самом деле вызывают некое оптимистическое предчувствие: наконец-то хоть что-нибудь, хоть со скрипом, но сдвинется в тихом омуте с чертями, называемом украинской экономикой. Но оптимизм этот вполне можно назвать припадком - то есть явлением бурным и скоротечным: достаточно вспомнить, сколько реформаторских усилий уже пошло прахом. Этому есть одно почти серьезное объяснение. Оборот «власти предержащие» без всяких усилий трансформировался в нашем сознании в неправильную, но более понятную форму: «власть предержащие». «Власти придержащие» - это такие власти, которые заняты предотвращением неприятностей и потрясений, обереганием от катастроф. Ну а «власть придержащие» - это уж совсем ясно: придерживают свою власть двумя руками, чтобы кто не отобрал. Так как будет правильно в Украине?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК