Что ж, «знаки» - сигналы экономического спада, особенно в больших городах, на первый взгляд, пока еще незаметны. Все так же вечерами переполнены рестораны Гинзы, ночные бары забиты публикой, а элегантные японки с увлечением посещают новомодные курсы энологии - науки о вине.
Однако страна уже поражена кризисом. Цифры красноречивы и пугающи. Количество обанкротившихся предприятий возросло за год на 37%. Хидео Ямата, адвокат, специализирующийся в области финансов, считает, что более 1,5 млн. японцев не могут расплатиться с долгами и в поисках наличности умоляют о помощи родственников или обращаются к ростовщикам, контролируемым мафией. В этом году Япония впервые обгонит по уровню безработицы Соединенные Штаты.
Почему же на улицах признаки спада почти не ощутимы? Прежде всего Япония, один из двух лидеров мировой экономики, все еще остается богатой страной. По данным французской парфюмерной фирмы, если раньше японки покупали в год 14 тюбиков помады, то теперь покупают «лишь» 12. Вторая причина связана с особенностями национальной психологии. Спонтанное выражение эмоций считается в Японии совершенно недопустимым. И на кризис японцы реагируют так, как на землетрясение, - сдержанно и обреченно.
В действительности же за фасадами офисов происходит настоящая революция. Объявлена война чрезмерным расходам, и в ход идут все средства. В одном из токийских издательств распространен циркуляр, предписывающий организовывать деловые встречи только в рабочее время, с целью экономии на оплате ресторанных счетов. В известном рекламном агентстве служащим дано указание использовать обе стороны листа бумаги при ксерокопировании. Еще в одной компании для того, чтобы получить новый стержень для шариковой ручки, необходимо письменное разрешение начальника. Есть и другие хитрости, например, экономия на телефонных переговорах. Клиентам фирмы звонят в обеденное время. Естественно, их на месте не оказывается, и клиенты вынуждены позже перезванивать сами, оплачивая затем счет за разговор.
«Результаты этих мер скорее психологические, - считает Исира Симойо, главный редактор Yekkan Somu, журнала для деловых людей. - Когда начальство хочет дать почувствовать подчиненным всю тяжесть ситуации. Проще всего сократить самые заметные расходы, например, на оргтехнику». Такая экономия на мелочах стала популярной во многих странах Азии. В Южной Корее не рекомендуют пользоваться лифтами, если речь идет всего о нескольких этажах, а лампочки в офисах заменены на 60-ваттные...
В значительной мере кризис в Японии - следствие сокращения потребления. Японская нация стареет, и японцев все больше волнует, что станет с их пенсиями и системой социального обеспечения. С 1990 года цены на недвижимость в центре крупных городов упали вдвое. Все больше банков объявляют о своем банкротстве. А главное, люди утратили веру в правительство. Новый премьер-министр Японии, по результатам опросов, популярностью не пользуется. Множество малых и средних предприятий на грани краха: из обанкротившихся в прошлом году 16464 фирм их было 16300. Более 3500 человек в 1997 году свели счеты с жизнью по экономическим причинам. В Японии самоубийство, если смерть наступила более чем через год после подписания договора о страховании жизни, не является помехой для выплаты страховки, поэтому бизнесмены-самоубийцы предпочитают смерть невыполнению долговых обязательств.
В последние недели правительством страны разработана программа снижения налогов, направленная на активизацию внутреннего спроса. Хорошо, если бы она дала свои результаты...