По поводу передачи реестра? Ну и что...»
Эту фразу не один десяток раз за последние два-три месяца пришлось услышать всем мало-мальски активным и реально независимым регистраторам - а их порядка 35 из 165 получивших соответствующую лицензию.
Минуло полгода со дня подписания указа Президента, которым во всеуслышание объявлено: в Украине заниматься регистрацией прав собственности на акции будут независимые регистраторы. Которые должны обеспечить каждому желающему возможность спокойно продать и купить ценные бумаги, не имея проблем с их регистрацией - и, соответственно, с реализацией собственных прав по управлению акционерным обществом. Все АО в Украине, имеющие более 500 акционеров, согласно указу, до 28 октября нынешнего года должны были передать свои реестры независимым регистраторам. Но увы...
- Чем ближе становилось 28 октября, тем чаще директора предприятий - потенциальных клиентов задавали мне вопрос: а если я не передам реестр - что мне будет? - говорит Юрий Косогов, генеральный директор независимого регистратора «Трансферт». - А мне, кроме невразумительных фраз типа «вот должен быть штраф», «Комиссия по ценным бумагам примет меры», и ответить-то нечего. Дата есть, Президент назначил - а конкретные меры, хотя бы штрафы за нарушения, не предусмотрены.
Понятно, что многие директора, имеющие контроль над реестром, не хотят его терять. Так ведь в число акционеров можно кого-нибудь и не вносить - а то придет какой-нибудь «мальчик» на акционерное собрание, заявит, что он директор фирмы, купившей контрольный пакет акций, захочет поменять директора и вообще руководство... Да зачем оно надо! Понятно, что такой директор не отдаст реестр до последнего момента кому бы то ни было - разве что под угрозой увольнения.
Впрочем, нежелание терять контроль над реестром и отсутствие конкретных мер влияния на строптивцев - даже не единственная помеха на пути реализации президентского указа. Многие руководители предприятий просто-напросто не знают о существовании данного документа. Но есть и две другие категории: одна создает «карманных» независимых регистраторов, а другая после длительного сопротивления реестр регистратору передает. Последних, судя по отзывам самих регистраторов, можно смело искать днем с огнем...
А нам всегда чего-то не хватает
Теоретически, за «поведением» акционерных обществ и процессом передачи реестра от эмитента независимым регистраторам должна бы наблюдать Государственная комиссия по ценным бумагам (ГКЦБ). Но ГКЦБ за эмитентами уследить не может - здесь других проблем полно.
Например, формируется сеть региональных представительств. Потому как один центральный аппарат справиться со всей работой не может. В результате возникают преинтереснейшие ситуации.
- Недавно представительство Комиссии по ценным бумагам создано в Киеве и Киевской области, назначен его председатель, - говорит Ольга Федонина, начальник регионального представительства ФГИ по Киевской области. - По поручению заместителя председателя обладминистрации я этого человека ищу уже два месяца. Хочу на него хотя бы посмотреть - каков он вообще из себя. Помещения у него нет, людей у него нет, общаемся заочно: через приемную председателя Комиссии по ценным бумагам г-на Мозгового.
А поскольку на Государственную комиссию по ЦБ, кроме всего прочего, возложены обязанности по регистрации эмиссий акционерных обществ, создаваемых как в процессе приватизации, так и «на пустом месте», и с середины ноября обязанности по этой самой регистрации основной массы предприятий перекладываются на ее региональные отделения, становится ясно, что быстро узаконить очередную эмиссию сможет разве что Господь Бог. Всем остальным придется вместо месяца ждать минимум полгода. Некоторые специалисты высказывают и более пессимистичные оценки.
Впрочем, всеми этими проблемами, как и проблемой независимых регистраторов, членам комиссии (это вторые в иерархии ГКЦБ лица, первое лицо - председатель комиссии Олег Мозговой) заниматься практически некогда. Как откровенно признался один из упомянутых «регулировщиков» фондового рынка, «ежедневно принимаем по две-три иностранные делегации, даже разбились посменно для работы с ними. люди ведь интересуются Украиной...»
В таких условиях до мелочей - типа проверки эмитентов на предмет своевременной передачи реестра независимому регистратору - руки просто не доходят. Хотя достаточно оптимистично настроенные работники комиссии говорят о том, что через некоторое время подобные проверки начнутся. В так называемой «выборочной» форме. В связи с чем возникает вопрос: проверка одного эмитента из десяти тысяч - выборочная или нет?
Холодная война или мирное противостояние
Кроме вопроса, а передадут ли реестры регистраторам и кто этот процесс должен контролировать, в последнее время возникает и множество других, связанных с возможностью перерегистрировать ценную бумагу. Например, чем будут заниматься после окончания сертификатной приватизации центры сертификатных аукционов. дело в том, что когда система ЦСА только зарождалась, ее создатели предусмотрели светлые перспективы для своего детища. Предполагалось, что центры будут обеспечивать участие граждан в сертификатной приватизации по ходу приватизации и заниматься регистраторской деятельностью по ее окончании. Однако упомянутый указ Президента попросту лишил систему центров сертификатных аукционов будущего. И система, естественно, взволновалась.
Первые фанфары в процессе разворачивающихся «военных действий» прозвучали в речи председателя Фонда госимущества Украины Юрия Еханурова на сентябрьской коллегии ФГИ. Юрий Иванович высказался в том духе, что, мол, мы эти полгода посмотрели, что творится на фондовом рынке Украины с регистрацией прав собственности, и нам это не очень понравилось. Поэтому мы решили вновь всерьез заняться этой проблемой и навести наконец порядок. Тогда же прозвучало и новое слово, очерчивающее будущность центров сертификатных аукционов, - «консолидированный реестр». Смысл его достаточно прост: это список всех собственников всех приватизированных предприятий Украины.
Приняв решение о необходимости составления такого реестра, правительство убьет сразу двух зайцев. С одной стороны, наличие таких данных наверняка будет способствовать увеличению информационной прозрачности рынка ценных бумаг. Что, бесспорно, факт положительный, ведь на сегодняшний день информационная прозрачность украинского фондового рынка примерно такая же, как у густо покрытого грязью лобового стекла автомобиля (и вследствие этого покупать или продавать акции приходится практически «на ощупь»).
С другой стороны, такая постановка задачи вполне подходит центрам сертификатных аукционов в плане обеспечения их занятости в ближайшие два-три года. В самом деле, кусок работы предстоит немалый - собрать и систематизировать все данные по всевозможным видам продажи акций почти 6 тысяч приватизированных предприятий, а здесь ассортимент был достаточно широк: это и льготная подписка на акции среди работников заводов, и проведение конкурсов, и продажа через фондовую биржу. Так что можно смело гарантировать, что в перечне возникающих у ЦСА проблем точно не будет проблем занятости. А в том, что составление консолидированного реестра будет поручено именно системе центров сертификатных аукционов (или тому, во что она преобразуется), сомневаться не приходится - просто такую задачу в Украине никто другой попросту не решит.
Несмотря на существенные плюсы, идея консолидированного реестра далеко не у всех вызывает восторг. В рядах тех, кто недоволен ею больше других, прежде всего новорожденные независимые регистраторы. Несмотря на нежный возраст, они уже хорошо понимают, что после составления консолидированного реестра и концентрации соответствующих данных в системе ЦСА независимым регистраторам-одиночкам можно будет с рынка просто уйти. Причем иногда по-английски, то есть не прощаясь. Причины ясны: очень многие предприятия Украины приватизируются через сертификатный аукцион, а значит, как минимум знакомы со своим региональным ЦСА. И доверяют ему гораздо больше, чем непонятно откуда взявшемуся независимому регистратору. Так что в борьбе за рынок юные регистраторы скорее всего просто молча умрут. А тут еще сами ЦСА выбрасывают такой козырь, как бесплатное ведение реестров (конечно, только на первых порах, полгода-год).
Примечательно, что после этого ЦСА невинно заявляет, что с удовольствием поможет регистратору, который к нему за помощью обратится (поможет, вероятно, не более чем советом). Дело в том, что сами центры сертификатных аукционов оказались в довольно двусмысленном положении. С одной стороны, без работы оставаться не хочется. С другой - вот так просто взять и выступить с инициативой тоже страшновато: дело, как известно, наказуемое. Поэтому и занимаются центры в последнее время саморекламой: «Вот посмотрите, какие у нас возможности, сколько всего умеем», скромно приговаривая в конце, что «лишняя работа нам ни к чему, нам своей по горло хватает» (в самом деле, сертификатная приватизация продлится еще минимум полгода, а то и год). А вступать в открытую конкурентную борьбу с независимыми регистраторами ЦСА тоже не с руки - ведь на войне все средства хороши...
Регистраторы не желают открыто конфликтовать по другой причине. Те из них, кто имеет реальный вес «в обществе», то есть в Профессиональной ассоциации регистраторов и депозитариев (ПАРД), созданной при непосредственной технической и психологической поддержке финансовых консультантов из компании FMІ, особой угрозы со стороны ЦСА не видят. А посему занимают позицию «места всем хватит». И им действительно хватит: большая часть этих компаний в качестве «мам и пап» имеют крупные инвестиционные фонды и доверительные общества, у которых, в свою очередь, достаточное количество «своих» предприятий для того, чтобы надолго закрыть потребности «деток» в клиентах.
Кстати, регистраторы по сравнению с ЦСА имеют неоспоримое преимущество - лицензию на право ведения реестра, которую центрам сертификатных аукционов еще надо получить. Что, к слову будет достаточно нелегко: ведь согласно законодательству, вести реестр акционеров может только организация, в которой доля государственной собственности в уставном фонде не превышает 20%. А ЦСА, как известно, - структура полностью государственная. Конечно, это препятствие можно обойти, но повозиться придется. То ли с изменением законодательства, то ли с созданием структур с 20% госсобственности при центрах.
Надейся и жди
Подведем некоторые итоги: в ближайшие два-три года инвесторы вряд ли получат в Украине и систему регистрации акций, и реально независимых регистраторов. многие специалисты высказываются в том смысле, что центр сертификатных аукционов при превращении в регистратора может сыграть роль «санитара леса»: его появление на фондовом рынке лишь ускорит быструю и безболезненную смерть мелких, нежизнеспособных фирм. Тем более, что, по данным руководства ПАРДа, уже сегодня фиксируются случаи, когда компании, имеющие лицензии Государственной комиссии по ценным бумагам на регистраторскую деятельность, не способны выполнить взятые на себя обязательства: просто не имеют необходимой для этого технической базы. Что рикошетом бьет по всем регистраторам вообще. А если на свет выплывут случаи откровенного надувательства и нечистоплотности со стороны независимых регистраторов, то только-только поднимающийся на ноги рынок регистрации акций в Украине может вообще рухнуть. Что будет тогда, прогнозировать никто не берется.