Целебная прозрачность или как преодолеть замкнутый круг двойных стандартов во взаимоотношениях бизнеса и государства

24 сентября, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 38, 24 сентября-1 октября 2004г.
Отправить
Отправить

От чего зависит уровень жизни, достаток, покупательная способность,уровень заработной платы украинцев?..

От чего зависит уровень жизни, достаток, покупательная способность, уровень заработной платы украинцев? Конечно же, не от обещаний политиков. А главным образом от состояния экономики, а в частности — бизнес-среды, способной создавать прибавочную стоимость. Иными словами, перед тем как материальные блага делить, их нужно создать. Другой модели никто в мире пока не придумал. Вывод совершенно очевиден: чтобы мы с вами, уважаемые граждане Украины, жили в достатке, необходимо, чтобы в стране были благоприятные условия для развития и функционирования бизнеса. К сожалению, большинство политиков, приходящих к власти, понимают это весьма условно. В лучшем случае они пытаются навести в экономике порядок на свое усмотрение с помощью админресурса, а в худшем — «взять и поделить». Вместо того, чтобы дать бизнесу реализовать весь свой саморегулирующий потенциал.

Бизнесмены бывают разные

Как на такое положение дел реагирует бизнес? Он приспосабливается. В полном соответствии с народной мудростью о диверсификации рисков, предписывающей не класть яйца в одну корзину. Но мелкий, средний и крупный бизнес имеют для этого различные возможности.

Мелкий бизнес всегда имеет четкую территориальную привязку. В этом есть свои плюсы и минусы. На отдельно взятой площадке (городе, районе) бизнес-среда может быть как благоприятной, так и абсолютно непригодной для нормального развития небольшого предприятия. Зависит это исключительно от личностей местных чиновников, с которыми в своей повседневной жизни сталкиваются эти конкретные бизнесмены. И здесь кому как повезет: сотрудники пожарной инспекции могут оказаться милейшими людьми, а санэпидстанции — беспринципными взяточниками, налоговая идет навстречу, а мелкий клерк райадминистрации «лезет в бутылку» из-за незначительной бумажки.

Средний бизнес часто уже выходит за территориальные границы своего региона. Поэтому он наиболее заинтересован в четких и единых для всех правилах ведения бизнеса. Однако характерной чертой среднего бизнеса является его разобщенность и неоднородность. На этой стадии людям хочется прежде всего развития собственного дела, и на решение других проблем времени практически не остается. Поэтому далеко не все «средние» бизнесмены готовы тратить время на активное участие в политических процессах, в деятельности каких-либо ассоциаций и даже в выработке общих правил ведения бизнеса.

Но когда средний бизнес налажен, выработана его стратегия, виден путь развития, то появляется некая стабильность, а главное — уверенность в себе. Ведь давно известно, что только финансово независимые люди наиболее внутренне свободны, а значит, могут принести максимальную пользу обществу. И обществу, и государству необходимо активно использовать возможности таких людей.

Крупный бизнес гораздо более политически озабочен. Ему нужны те или иные преференции и льготы. И он готов вкладывать деньги в их получение. Возникает коррупция, которую, к сожалению, подпитывают не только порочные наклонности чиновников, но и готовность бизнесменов этим наклонностям потакать. Крупным бизнесменам приходится выбирать, на какого политика или государственного деятеля делать ставку.

Однако политикам не стоит обольщаться, ища поддержку у большого бизнеса, и спешить записывать деловых людей в свои команды. Бизнес по своей природе аполитичен. У него есть главное мерило эффективности того или иного шага — величина прироста прибыли. И если этот прирост недостаточен или, более того, политический союз приносит нестабильность, бизнес всегда уйдет туда, где ему более комфортно. И если для этого надо сделать ставку на другого политика, не сомневайтесь: именно это и произойдет.

Чиновники тоже

В глазах любого гражданина Украины государство олицетворяют его должностные лица — чиновники. Их роль велика: они определяют правила поведения, выступают в роли судей в спорных ситуациях, формируют стратегическое направление нашей жизни и т.д. Иными словами, мы всецело зависим от этих людей, не имея на них должного влияния.

С каким чиновником чаще всего сталкивается мелкий предприниматель? Во-первых, с нищим. Уровень зарплат госслужащих нижних рангов настолько низок, что остается загадкой, как на эти деньги можно существовать, содержать семью, отдыхать и т.д. Нищета порождает зависть и злость. Не имея должного достатка, чиновник ежедневно занимается принятием «дорогих» управленческих решений. Таких, от которых зависят судьбы гораздо более богатых предприятий и направления значительных, по его меркам, финансовых потоков. Постепенно он начинает чувствовать себя вершителем судеб. Если за такую работу нет адекватного вознаграждения от государства, то он начинает «зарабатывать» его сам. Мелкий чиновник превращается в не менее мелкого, но всесильного диктатора, способного единолично «закрыть» то или иное предприятие. Чаще всего мелкому бизнесмену нечего ему противопоставить. Жаловаться в условиях круговой поруки бессмысленно, судиться — значит парализовать бизнес и лишиться финансовой подпитки (на что чиновник и рассчитывает). Остается лишь «подкармливать» его, утверждая в государстве систему коррупции и двойной морали.

Средний бизнес, наверное, самый опасный для чиновника. Он территориально диверсифицирован, и один конкретный мелкий чиновник уже не может парализовать его. У бизнесменов уже появилось чувство собственного достоинства, а также возможность защищать себя как в прессе, так и в суде. Эти люди уже готовы до конца отстаивать свои права, у них уже наработаны определенные связи и политическая поддержка. Политики охотно втягиваются в подобные скандалы, так как им всегда надо быть на слуху. Для этой среды необходимы правила игры, стандарты ведения бизнеса. Что прямо противоположно потребностям чиновников: чем больше неурегулированных вопросов, тем выше их социальная значимость.

Крупный бизнес работает с крупными чиновниками. И ситуация здесь для обеих сторон сложилась достаточно комфортная. Бизнесмены, выросшие в отечественной бизнес-среде, «все понимают», они не хотят тратить силы на какие-то моральные аспекты, им легче платить и работать. Учитывая возможность политического влияния на кадровые расстановки среди крупных чиновников, вряд ли приходится ожидать, что крупный бизнес будет на современном этапе заинтересован в прозрачности. Поэтому обойма государственных и политических деятелей практически не меняется, хотя периодически тасуется, как колода карт. К основным фигурантам уже все привыкли, всем известно, что от каждого можно ожидать, и сколько стоит та или иная услуга. Не говоря уж о том, что большинство крупных чиновников в неявной форме, через третьих лиц, сами являются крупными бизнесменами или инвесторами, их деловые интересы хорошо известны бизнесменам, и разговаривают они друг с другом на одном языке.

Что делать, если никто не виноват?

Итак, в стране образовался замкнутый круг, когда и бизнес, и чиновничество поддерживают друг друга в двойных стандартах. Несмотря на то что такая ситуация, по большому счету, устраивает всех, она является тупиковой. Бизнес должен вкладывать деньги не в чиновничество и политиков, а в общество, в уровень жизни людей, в рост экономики страны, в конце концов. Однако сломать такую ситуацию административными методами не получится.

Во-первых, бизнесмены должны понять, что идя в решении своих проблем по пути наименьшего сопротивления, то есть, привычно занося конверты, они, может быть, и решают свою конкретную проблему, но при этом туже затягивают удавку на государстве в целом. Это путь в никуда. От чиновников нужно требовать честного выполнения их служебных обязанностей. Во-вторых, естественно, нужно поднимать вопрос о достойном вознаграждении их со стороны государства. Поднимать их зарплаты до уровня зарплат соответствующих категорий менеджмента в бизнесе. Вводить вознаграждения от объема разрешительной и лицензионной деятельности. Ведь бизнесмены все равно платят государству налоги, платят госпошлины за оформление документов — эти деньги лишь нужно более рационально тратить.

А лучшим методом противостояния аппетитам чиновников, на мой взгляд, являются не конфликты, а гласность. То есть привлечение общественности и СМИ. Это в определенной мере пока еще тормозит беспредельщиков. Ведь любой скандал может поставить крест на карьере чиновника, а желающих занять его место всегда много. Не нужно бояться выносить те или иные проблемы на суд гласности. Конечно, для этого бизнесменам самим нужно стремиться к прозрачности своего бизнеса.

Существуют и определенные проблемы. Например, случаи из практики мелкого бизнеса часто бывают интересны прессе лишь на местном уровне, тогда как для решения проблемы нужно подняться на уровень выше. Прессе имеет смысл систематизировать информацию с мест, благо, ее поступает немало. Главное — бизнес должен всеми силами стремиться к прозрачности, гласности и открытости. Тогда места для двойных стандартов в его работе не останется.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК