Международный валютный фонд все чаще и чаще обвиняют в ошибочности его рекомендаций для стран, охваченных экономическим кризисом. Мало того, все чаще и чаще можно услышать мнение, будто именно программы сотрудничества с ним и становятся причиной нестабильности в финансовых системах государств. Больше всего об этом говорят в российской Думе, однако и в других странах звучат призывы пересмотреть подход к отношениям с этой организацией. Малайзия, например, уже полностью отказалась от услуг МВФ и пытается спастись в одиночку. Естественно, что в таких условиях руководство фонда должно предпринимать какие-то шаги, чтобы оправдать себя в сложившейся ситуации. Так, управляющий директор МВФ Мишель Камдессю уже выступил в прессе с признанием некоторых ошибок возглавляемой им организации, однако причиной их возникновения назвал неверные экономические показатели, представленные фонду правительствами государств.
В последнем номере журнала «The Economist» с большой статьей выступил и первый заместитель директора МВФ Стэнли Фишер, в которой со своей стороны попытался проанализировать причины провала политики противодействия разрастанию сегодняшнего финансового кризиса.
Начиная с анализа ситуации в Азии, Фишер называет две причины провала программ помощи «азиатским тиграм». Во-первых, руководство этих стран изначально неохотно шло на воплощение этих программ в жизнь. И в Корее, и в Таиланде, и в Индонезии они тормозились, и национальные валюты начали стабилизироваться только после прихода к власти в этих государствах новых правительств. А во-вторых, на результаты программ значительно повлияло значительное ухудшение внешней экономической среды в результате известных проблем в финансовой системе Японии.
Говоря о сегодняшнем состоянии экономики трех азиатских государств через год после начала их сотрудничества с МВФ, Фишер напоминает, что именно через такое же время началось возрождение американской экономики после начала реформ в период Великой депрессии, более того, также в течение года лихорадило после недавнего серьезного кризиса Мексику. Сейчас в экономике Южной Кореи и Таиланда уже заметны значительные сдвиги к лучшему, особенно это касается стабилизации национальных валют, снижения процентных ставок и начала реструктуризации банковских и корпоративных долгов. Через год в обеих странах эксперты МВФ прогнозируют экономический рост, кроме того, Южная Корея и Таиланд смогут добиться более впечатляющего прогресса в проведении структурных реформ, чем кто-либо из их соседей...
Проблемы в Индонезии являются более глубокими по причине социального взрыва, которым сопровождался конец эры правления Сухарто. Г-н Фишер полагает, что именно этот взрыв привел к массовому оттоку из страны капиталов и к потере доверия инвесторов. Теперь новому индонезийскому руководству понадобится значительное время и особая осторожность, дабы изменить ситуацию к лучшему. Критики МВФ обращают внимание на то, что результатом начала программы сотрудничества страны с фондом стало закрытие 16 крупнейших индонезийских банков, вследствие чего начался обвал национальной валюты - рупии - и исход зарубежных инвесторов с индонезийского рынка. Однако г-н Фишер отвергает эти обвинения, называя главными причинами потрясений серьезную болезнь Сухарто в декабре прошлого года, предчувствие инвесторами отказа руководства страны от принятия программы МВФ и неуклюжие действия центрального банка в тот период времени.
В то же время замдиректора МВФ обращает внимание на некоторое улучшение ситуации в Индонезии в последнее время, главным признаком которого является постепенная стабилизация рупии. Однако попытки руководства страны держать цены на продукты питания ниже мировых привели к обратному эффекту - значительному росту цен на рис, который в Индонезии является главным источником существования большинства населения. Поэтому по совету МВФ правительство отказалось от общих денежных субсидий на питание и стало выдавать вместо них рис в натуральной форме...
Особое внимание в статье С.Фишера уделяется российскому кризису. По мнению автора, корни и причины его выглядят следующим образом. С 1992 года МВФ был главным инструментом помощи России в проведении экономических реформ. С самого начала была очевидна вся сложность этих усилий ввиду того, что российские реформаторы никогда полностью не владели рычагами проведения экономической политики в своей стране. Тем не менее ставка на реформы в России была столь велика, что МВФ не мог не использовать представившийся шанс.
Со временем стал очевиден некоторый прогресс: наметилась стабилизация рубля, инфляция стала измеряться однозначными цифрами, а в 1997 году даже был достигнут некоторый экономический рост. Произошли значительные сдвиги на структурном уровне - в стране выполнялась широкая программа приватизации. В то же время практически не реформированным остался военно-промышленный комплекс. Правительство не справлялось со сбором налогов, следствием чего явились задержки с выплатой зарплат и пенсий из бюджета. Банковская система страны плохо регулировалась и была подвержена риску девальвации. Кроме того, серьезной проблемой для экономики страны и для внешних инвесторов являлась коррупция на всех уровнях государственного управления.
По мнению С.Фишера, масштабы финансовых проблем России трудно переоценить. В 1997 году собираемость федеральных налогов была в пределах всего 9,7% ВНП - менее 4 млрд. долларов в месяц. Бюджетный же дефицит достигал 6,9% ВНП. Начиная с 1996 года российское правительство находилось в состоянии перманентной гонки между необходимостью увеличения объема собираемых налогов и увеличением сумм выплат по процентам за внешние долги. В этом году ситуация с налогами улучшилась. Во втором квартале, впервые за период с 1991 года, федеральные доходы в России превысили беспроцентные расходы. Однако падение цен на нефть и на другое сырье резко снизило доходы от экспорта, и правительство не досчиталось 1 млрд. долларов, необходимых для выплат по краткосрочным ГКО.
В июле международное сообщество оказалось перед трудным выбором: как помочь России предотвратить девальвацию рубля? Было принято решение выделить 22 млрд. долларов для помощи правительству Кириенко. Условием выделения этой суммы было проведение правительством РФ реформы налоговой системы страны и добровольная реструктуризация долговых обязательств владельцами ГКО.
Данная программа могла бы стать жизнеспособной, считает
г-н Фишер. Однако этого не случилось - Дума отвергла два главных налоговых закона, что вызвало сомнения относительно способности правительства выполнить свои обязательства. Оно очутилось перед выбором: девальвировать рубль, реструктурировать свои долги или проделать и то, и другое. Правительство выбрало последний вариант - рубль девальвирован, обязательства по ГКО реструктурированы в одностороннем порядке, а на выплату по частным долгам введен временный мораторий.
Первый заместитель директора МВФ согласен с тем, что новое российское правительство сегодня находится в чрезвычайно сложной ситуации. Оно сейчас стоит перед искушением установить более жесткий контроль за экономикой и провести денежную эмиссию. Однако такие подходы не дадут желаемого результата: рано или поздно правительство снова вынуждено будет возвратиться к проблеме стабилизации и реформирования экономики. В этом вопросе Запад, возможно, будет способен помочь России материально. Пока же, по мнению С.Фишера, МВФ должен оказать российскому руководству помощь в поисках согласия с кредиторами по поводу погашения ГКО и ослабления трехмесячного моратория на выплаты обязательств по частным долгам.
Так что же неправильно было сделано в России? Самое главное - то, что, несмотря на наблюдавшийся в последние годы значительный прогресс в экономике, российское правительство оказалось слишком слабым для того, чтобы воплотить в жизнь свою политику. В то же время г-н Фишер убежден, что международное сообщество и, в частности, МВФ, были правы в своем намерении оказать поддержку российским реформам.
Стэнли Фишер уверен в необходимости реформирования и всей мировой финансовой системы, однако, как он полагает, на сегодня не существует простых рецептов для этого. Одними из главных являются планы укрепления национальных банковских и финансовых систем, выработка механизмов по снижению влияния финансовых потрясений одних рынков на другие, установление контроля за перетоком капиталов, выработка новых режимов установления обменных курсов валют и, наконец, реформирование самого МВФ.
Подводя итоги сказанному, Стэнли Фишер предлагает такие шаги для минимализации последствий кризиса.
Во-первых, изменение баланса рисков в международной экономике требует и пересмотра валютной политики - как в Америке, так и в Европе.
Во-вторых, исходя из того, что японский кризис оказывает влияние не только на Азию, но и на весь остальной мир, необходимо принять срочные меры по оказанию помощи как японским банкам, так и всей финансовой системе страны.
В-третьих, необходимо осознать, что сегодня главный фронт борьбы с дальнейшим распространением кризиса находится в Латинской Америке, а конкретнее - в Бразилии. Пока президент Кардозо удачно борется с финансовыми проблемами, однако все может измениться, если на приближающихся выборах здесь победит другой кандидат.
Наконец, в кардинальных преобразованиях нуждается и сама международная финансовая система, которая успешно провела мировую экономику через 50 лет роста и процветания. В связи с этим, по мнению С.Фишера, необходимо реформировать и МВФ, в этой системе играющий главную роль. Здесь остановка - не только за поддержкой и желанием всех его членов, но и за значительным увеличением размера их взносов в эту организацию.
Как ни печально это звучит, но все опять свелось к банальной теме денег. Выходит для того, чтобы спасти мировую экономику, нужно спасать МВФ, что можно сделать только за счет новых финансовых вливаний. Круг замкнулся?
Все на борьбу с кризисом!
Обращаясь к собравшимся на ежегодное собрание руководящих органов МВФ и Всемирного банка, президент США Билл Клинтон заявил, что пришло время реформировать международную финансовую систему с целью воспрепятствовать развитию нынешнего глобального экономического кризиса. И призвал финансовых и политических лидеров всего мира найти способ «смягчения циклических взлетов и спадов, которые потрясают мировую экономику».
«Мы должны модернизировать и реформировать международную финансовую систему так, чтобы она оказалась готовой к XXI веку, - подчеркнул американский президент. - Глобальная экономика просто не сможет уцелеть при таких обширных и систематических катаклизмах, как тот, что произошел в минувшем году».
В то же самое время министр финансов США Роберт Рубин, выступая перед представителями ООН, призвал и их тоже консолидировать усилия для преодоления финансового кризиса в России и азиатских странах. Он подчеркнул, что эти финансовые потрясения уже привели к снижению уровня жизни очень большого числа людей, и что собственный интерес США в огромной степени состоит в том, чтобы помочь остальному миру справиться с этим кризисом. С этой точки зрения нежелание Конгресса США выплатить свою квоту МВФ и погасить задолженность по взносам в ООН г-н Рубин расценил как «в огромной степени противоречащие нашим интересам».